Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Независимо от этого, происходят существенные изменения в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственно жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане. /ист.    стр.213-227/

 

 Роль уроков математики  в развитии творческого мышления.

 

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельность. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

В начальных классах, особенно в первом, только начинает формировать способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. /ист.    стр.22/

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. /ист.    стр.44/

Не только грамотность резко отличает школьника от дошкольника: другое столь же резкое отличие - то, что школьник овладевает математикой, оперирует с числами, которые дошкольнику почти недоступны.

Трудность обобщения материала - одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Вот как описывает их психолог В.А.Крутецкий: “Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал. Они с трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений”. Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков.

Развивает творческое мышление и решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные так и глобальные интересы.

Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные вехи развития творческого мышления школьников, поскольку овладение таким максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается мышление школьников различных возрастов. Арифметика и алгебра, абстрагированы от всех качественных различий предметов до такой степени, что остается от них только то, что они - предметы, т.е. остается только раздельность их, только число, и затем абстрагирование даже от частных значений чисел - таковы два основных этапа.

Величина, количество и эмпирическое число, мера и количественное отношение, абстрактное общее число, числовой закон, абстрактный закон количественных отношений - вот чем последовательно овладевает мышление школьника, возвышающее до умения так абстрагироваться от конкретного мира, что в мысли остаются от этого мира только число и форма. /ист.    стр.133/

Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

                   

  Критерии оценки  творческого мышления.

 

В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

    1. Умение увидеть проблему.
    2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
    3. Гибкость как умение:
      • понять новую точку зрения;
      • отказаться от усвоенной точки зрения.
    4. Оригинальность, отход от шаблонов.
    5. Способность к перегруппировке идей и связей.
    6. Способность к абстрагированию или анализу.
    7. Способность к конкретизации или синтезу.
    8. Ощущение стройности организации идей.

Результаты этих работ вызвали в свое время надежды, что исследователи наконец получат средства опознания творческой личности. Однако дальнейшие исследования не подтвердили их эффективности, так как способность к творчеству в целом с помощью факторного анализа исчерпывающему определению не поддается.

П.Торренс (1987) провел исследования творчества с целью найти критерии проявления и способы измерения творческих особенностей. Его гипотеза  основывалась на факте, что тестовое поведение не имеет аналогии в обучающем поведении и реальной жизни, поэтому тестирование может выступать в качестве модели изучения природы творчества.

Изучая природу творчества посредством тестирования, Торренс ввел в разработанные им тесты следующие основные принципы:

    • наличие неопределенного стимула;
    • открытость задания;
    • неоднозначность ответов;
    • снятие жестких временных ограничений.

Результаты лонгитьюдных исследований (5-7-12-22 г.) показали корреляцию между тестовым поведением и достижением в реальной жизни. В качестве критериев творческого поведения взрослых людей были выбраны:

    1. Количество общественно узнаваемых творческих достижений (патенты, изобретения, книги, картины).
    2. Качество творческих достижений в приложении к представлению о будущей карьере (какую карьеру вы хотите сделать).
    3. Количество проявлений творческого стиля жизненных достижений, не признанных официально (организация неформальных групп, устройство своего дома).

Те же критерии определялись у младших школьников в рамках школьного обучения.

Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становиться чувствительным к проблемам, дефициту или пробелу в знаниях, к смешению разноплановых информаций, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решения, проверяет эти гипотезы. Из исследований были сделаны выводы, что дети, которые по тестам Торренса были определены как обладающие творческими способностями, в своей дальнейшей жизни действительно показали творческие достижения.

На основе использования фигурных форм теста ТТСТ (тесты Торренса) были выявлены компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих способностей:

  1. Количество ответов и их четкость.
  2. Подвижность (гибкость), степень разнообразия ответов.
  3. Необычность, оригинальность или редкость ответа.
  4. Тщательность разработки, степень детализации ответа.
  5. Абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах.
  6. Сопротивление к закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми.
  7. Эмоциональная выразительность ответов.
  8. Артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст, придание им окружения.
  9. Движение или действие, показанные при ответе.
  10. Экспрессивность заглавия, способность трансформировать из фигурального в вербальный и это сделать это эмоционально. 
  11. Синтез или комбинация, объединяющий вместе две или более фигуры и создание когерентного ответа.
  12. Необычная визуализация, рассмотрение и помещение фигур в необычную визуальную перспективу.
  13. Внутренняя визуализация, рассмотрение объектов изнутри.
  14. Расширение и выход за рамки ожидаемого результата.
  15. Юмор, сопоставление двух или более несовместимых элементов.
  16. Богатство воображения, его разнообразие, жизненность, интенсивность.
  17. Цветность воображения, захватывающая апеллирующая к чувствам, эмоциям.
  18. Фантазия, нереальные фигуры, волшебство и сказочные персонажи, персонажи научной фантастики.

Как мы видим, в творческий процесс вовлекаются логические и образные компоненты мышления, эмоционально - чувственная сфера. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности и должны стать базой для создания единиц обучения. Иными словами, для формирования “навыков” творческого мышления требуется упражнения соответствующими “инструментами” и в соответсвующей обстановке.

Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

      1. Внимательное отношение к необычным вопросам.
      2. Уважительное отношение к необычным идеям.
      3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.
      4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
      5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей.

Целью данных исследований является повышение осознанного управления процессом мышления и тем самым - интеллектуального компонента креативности в любой сфере деятельности. 

 

 

 

 

 

Вывод

На основе разносторонней характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления младших школьников, сложившейся в психологии, мышление рассматривается как познавательная деятельность, направленная на усвоение учащимися знаний, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Овладение знаниями рассматриваются как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

Библиография

 

  1. Арнхейм Р. Визуальное мышление. - М.,1981. - 368с.
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж,  1995. - с.332.
  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
  1. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. - М.,1994. - 262с.
  1. Возрастная и педагогическая психология./ Сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. - М.,1999. - 320с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.
  1. Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.
  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.-368с.
  1. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М.,2000. - 144с.
  1. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления.//Начальная школа. - 1985. - №5. - С.37-41.
  1. Исследование мышления в психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1969. - 214с.
  1. Мухина. В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 432с.
  2. Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994
  3. Матюшкин А.М. Психология мышления. – М.? 1965
  1. Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.1. Общие основы психологии.- 688с.
  1. Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.2. Психология образования .- 608с.
  1. Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -  632с.
  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,1999. - 442с.
  1. Петровский А.В. и др. Общая психология. - М.,1986. - 464с.
  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.,1999. - 528с.
  1. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1995. - 448с.
  1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.Н.  Мозг. Обучение. Здоровье. - М.,1989. - 340с.
  1. Тихомиров О.К. Психология мышления. МГУ, 1969. - 131с.

 

 

Информация о работе Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики