Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 04:05, реферат

Краткое описание

Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие человека как субъекта труда.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности

Процесс превращения личности в профессионала получил в  отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основные стадии профессионализации:

  1. поиск и выбор профессии;
  2. освоение профессии;
  3. социальная и профессиональная адаптация;
  4. выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Так, если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то на последующих этапах он может  стремиться изменить ее содержание и  условия. Таким образом, профессиональное развитие личности начинается на стадии освоения профессии и не заканчивается  на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного прекращения профессиональной деятельности, приобретая специфические  форму и содержание.

В отечественной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования  человека, познания им мира и самовыражения  в обществе. Сложность и многообразие связей личности и деятельности обусловлены  особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической  регуляции его поведения, а также  спецификой деятельности, ее психологических  характеристик. Это делает систему  личностно-деятельностных отношений  достаточно динамичной, что проявляется  во взаимном приспособлении и компенсации  компонентов их структур.

Особенности взаимосвязи  и взаимовлияния характеристик  структуры личности и профессиональной деятельности, динамичность этой системы  определяют постановку проблемы психологического изучения процесса формирования личности профессионала, его профессионализации, которая нашла отражение в  исследованиях Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Поваренкова, О.Г. Носковой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др. Теоретическим  основанием для этих исследований явились  основополагающие положения работ  Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Б.Ф. Ломова по проблемам взаимосвязи личности и деятельности, развития личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом процессе и т.д.

Изучение проблемы профессионализации субъекта труда основывается прежде всего на результатах исследований динамики психической жизни личности. Так, Л.И. Анцыферова рассматривает развитие личности с точки зрения динамического подхода как постоянное «движение» самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм и т.д. Данный подход имеет целью изучение качественных изменений личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности, и в этом он отличается от тех динамических концепций личности, которые отражают в основном изменения функционально-энергетических характеристик человека. Активная роль в процессе своего развития принадлежит самой личности: личность сама определяет субъективную значимость событий в своей жизни, закрепляет в своем психическом складе те или иные формы поведения и т.д.

Изучение развития личности профессионала связано со своеобразием периода взрослости, для которого «задачи развития» на этапах жизненного и профессионального пути сформированы недостаточно четко. Содержание этих задач  на этапах взрослости определяется вариативностью форм социальных, производственных и  других отношений, возрастанием роли самоопределения, саморегуляции и самооценки, активным формированием жизненных целей, программ и стратегий поведения.

Одним из кардинальных положений  теории развития личности является представление  о ее целостности, необходимости  рассмотрения личности не как простой совокупности отдельных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности, а в их единстве, в котором отдельные системы являются порождением и формой развития личности (Л.И. Анцыферова). Это положение позволяет понять достаточно высокую устойчивость психических свойств личности при различных воздействиях. Целостность личности определяет и неразрывность, взаимосвязь личностных свойств в процессе индивидуального развития, что, в свою очередь, обусловливает необходимость оценки и учета всей совокупности профессионально значимых личностных качеств при решении задач профориентации и отбора. Потребность в оценке целостной структуры личностных свойств конкретного субъекта возрастает в задачах прогнозирования его психологической адаптации к новой социальной и производственной среде.

Формирование профессиональной пригодности субъекта и его профессионализация обусловливаются синтезом индивидуальных особенностей личности и требований деятельности, характерными чертами  развития субъекта деятельности. Его  становление, которое проявляется  в индивидуальном своеобразии личной позиции, целей и программ действий, профессиональных планов, стратегий  поведения и других специфических  свойств, является результатом преломления  законов развития человека, изменения  психологического склада на жизненном  пути под влиянием деятельностных детерминант (Ю.П. Поваренков). Установлено, однако, что в условиях жестко детерминированных требований, нормативов деятельности личность и ее психика приобретают и проявляют не только многообразие форм и способов приспособления, самоорганизации, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке механизмов и приемов регуляции деятельности, нахождении наиболее оптимальных и индивидуально своеобразных путей и процедур организации психической активности для достижения требуемых результатов. Типовые задачи и типовые требования человек обеспечивает индивидуально удобным, субъективно привлекательным и творчески найденным образом (К.А. Абульханова-Славская). Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом их индивидуальных особенностей.

В процессе профессионального  развития происходит изменение отношения  личности к себе как к профессионалу  на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом. По мнению В.А. Бодрова, содержание и сопоставление образа «Я» в профессии и образа профессионала (ее эталонной модели) можно рассматривать не только как фактор (индикатор) регуляции развития субъекта деятельности, но и как критерий ориентированности личности, ее проникновения в мир выбранной профессии.

Проблема формирования личности профессионала является комплексной  и включает психологические, физиологические, социальные и медицинские аспекты. Основной теоретический аспект психологического содержания этой проблемы связан с  изучением особенностей развития личности в период ее профессионализации и  индивидуальной детерминации процессов  успешного освоения и реализации профессиональной деятельности. Практическая направленность изучения данной проблемы определяется задачами самоопределения  личности (профориентации и отбора), трудового обучения, профессиональной подготовки, социально-психологической  адаптации, психологической реабилитации и поддержки в процессе деятельности.

В.А. Бодров определяет профессионализацию как психологическую категорию, которая отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структурирования совокупности ее профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути. Можно сказать, что профессионализация – это специфическая форма трудовой активности личности в течение профессионального этапа жизненного пути, отражающая процесс ее социализации и уровень развития.

На изучение проблемы формирования личности профессионала существенное влияние оказывает ряд положений  психологических теорий личности и  деятельности, таких как концепция  психического развития, разработанная  в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и опирающаяся на представления  о ведущей и доминирующей деятельности и их смене, положения о роли возникновения  кризисных явлений в развитии личности (Л.И. Анцыферова), о противоречивости процесса индивидуального развития человека, выраженное в законе гетерохронности и неравномерности развития (Б.Г. Ананьев) и др.

Анализ данных литературы, проведенный В.А. Бодровым, позволяет  определить основные предпосылки профессионального  развития в виде следующих положений.

1. Все люди индивидуально  различаются по психологическим  свойствам и качествам.

2. Успешность профессионализации  определяется степенью соответствия  индивидуально-психологических особенностей  личности требованиям профессии.

3. Каждый человек соответствует  требованиям ряда профессий.

4. Степень соотношения  индивидуальных особенностей и  профессиональных требований определяет  уровень интереса к профессии,  удовлетворенности в ней, стремление  к профессиональному совершенствованию  и т.д.

5. Профессионализация реализуется  на всем протяжении профессионального  пути развития личности.

6. Профессиональное развитие  личности, ее операционных и психологических  качеств и структур происходит  неравномерно и разновременно.

7. Определяющим в профессиональном  развитии личности является характер  ведущей деятельности и ее  смена.

8. Отношение к профессии,  ее освоение и трудовая деятельность  детерминируются и корректируются  профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами,  определяющими особенности жизненной  и трудовой активности человека.

Развитие личности профессионала  рассматривается отечественными психологами  как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном  пути) и ее профессионализации (с  начала периода профессионального  самоопределения до завершения активной трудовой деятельности).

Рассматривая профессиональное развитие человека, Е.А. Климов выделяет в нем три хронологических  периода:

1) период допрофессионального  развития: от рождения до 11 – 12 лет, здесь выделяют стадию  раннего детства, или предыгры; стадию дошкольного детства; стадию  младшего школьного возраста (от 7 – 8 до 11 – 12 лет). В целом это  время формирования произвольной  регуляции поведения, овладения  речью, формирования общетрудовых  умений (самоорганизации и самоконтроля  своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой  работы, умения концентрироваться  на извне поставленной задаче). В этот период необходимо воспитать  потребность быть равноправным  членом общества и создавать  что-то ценное для людей, это  время начального овладения смыслами  труда;

2) период выбора профессии:  от 11 до 18 лет. В этот период  большинство школьников принимают  решение о выборе первой профессии,  профессионального учебного заведения,  так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища,  в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;

3) период собственно профессионального  развития (19 – 60 лет).

А.К. Маркова и В.А. Бодров выделяют еще один период – послепрофессионализм (период спада после выхода на пенсию).

Итак, профессионализмом называется один из периодов профессионального развития человека как субъекта труда, в течение которого он, самостоятельно работая, достигает вершин в своей деятельности, успешно преодолевая периоды спадов, трудностей.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Это означает, что человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие данной стадии, которое приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, не только снижающих его профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в повседневной жизни. В этой связи В.Е. Орел выделяет восходящую (прогрессивную) и нисходящую(регрессивную) стадии профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального  становления личности связана прежде всего с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Общая мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность «примеряет» требования профессии на систему мотивов и оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает смысл для личности. Этот смысл определяется личностной значимостью профессии для человека. Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на этапах профессионального становления: на разных этапах профессионального развития доминирующими оказываются разные мотивы. Смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.

Информация о работе Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности