Реферат
Тема: "Развитие эмоциональной
сферы и регуляция эмоциональных состояний.
Состояние психической напряженности.
Стресс, его физиологические механизмы,
стадии, их влияние на жизнедеятельность
организма"
Выполнила
Группа
Развитие
эмоциональной сферы и регуляция эмоциональных
состояний.
Каждый человек проходит
индивидуальный путь социального «эволюционирования».
Психологическое становление индивидуума
включает также развитие эмоциональной
сферы личности, без которой невозможен
современный образ человека.
Формирование эмоционально-волевого
компонента является важным условием
становления личности, опыт которой непрерывно
обогащается.
Развитию эмоциональной
сферы способствует семья, работа, обучение,
круг общения, окружение. Эмоционально-волевая
сфера считается центральным
звеном психического развития личности.
Долгое время развитие
эмоциональной сферы личности рассматривалось
как один из проблемных вопросов психологии.
До сих пор некоторые психологи полагают,
что не существует целостной концепции
в отношении данной темы. А есть лишь противоречивые
мнения представителей разных психологических
школ.
Ряд психологов,
таких как X. Остер, П. Экман, К. Изард считают,
что эмоциональная система дается человеку
с момента рождения. А потому является
самой зрелой в сравнении с другими психическими
системами личности.
Другие же ученые
утверждают, что человек рождается с абсолютно
чистым, не содержащим никакой информации
психоэмоциональным полем. Поэтому только
в процессе взросления, общения, личного
опыта это поле заполняется определенной
информацией.
В любом случае необходимо развитие
эмоциональной сферы личности, чтобы она
достигла своей зрелой фазы. Под эмоциональным
развитием понимается:
осознание своих чувств, переживаний
другого человека;
постепенное разграничение
эмоций, чувств;
расширение круга объектов,
субъектов, вызывающих эмоциональный
отклик;
формирование способности регулировать,
контролировать чувства.
Основная практическая значимость эмоций в том, что они могут выступать
катализаторами активных действий. Так,
пока жизнь протекает мирно, размеренно
человек ничего не пытается менять, потому
что его и так все устраивает. Но если происходит
что-то, что раздражает, печалит, злит нас,
то мы начинаем думать об изменениях. А
все потому, что человек испытывает эмоциональный
дискомфорт.
Самосознание, саморегулирование,
самостоятельное развитие эмоциональной
сферы личности, чувств направлены на
овладение ими и включены в процесс самосовершенствования
человека.
Умение управлять спонтанными эмоциональными
побуждениями, реакциями является показателем
эмоционального развития.
Совершенствование высших эмоций,
чувств происходит по мере социализации,
развития человека, становления личности.
Такое развитие имеет несколько направлений:
включение в сферу эмоциональных
переживаний новых событий, предметов,
людей;
повышение уровня сознательного
управления эмоциями;
постепенное включение в нравственную
регуляцию высоких ценностей, норм.
Психологи едины лишь в одном: развитие
эмоциональной сферы личности имеет определяющее
значение для становления личности в целом.
Его закономерности могут указать механизм
дальнейшего развития человека, потому
что чувства выявляют важные аспекты внутреннего
мира личности.
Эмоции можно использовать
как отличный стимул в любой практически
значимой деятельности, включая бизнес.
Положительные эмоции заряжают позитивной
энергией, а отрицательные – подстегивают
для большого рывка, кардинальных изменений.
Правильно сформированный эмоциональный
фон (атмосфера) компании может повысить результативность,
продуктивность работы не только отдельно взятых
сотрудников, но и всего предприятия. Но,
как и любым «допингом», эмоциональным
воздействием не стоит злоупотреблять.
Состояние
психической напряженности.
Психическая
напряженность - психическое состояние, возникающее
при выполнении человеком сложной задачи
и негативно влияющее на деятельность
(разрушающее деятельность). Психическая
напряженность оказывает понижающее влияние
на устойчивость психических и двигательных
функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.
Психической
напряженности свойственны:
- дезорганизация психической
деятельности;
- существенные отклонения
в психомоторике ;
- глубокие сдвиги в нейродинамических
характеристиках ;
- ярко проявленное чувство
общего физического и психического
дискомфорта ;
- жалобы на нарушение деятельности
соматических органов;
- отрицательный эмоциональный
фон и падение настроения;
- ощущение тревоги, беспокойства,
неуверенности;
- острое ожидание неудачи;
- ухудшение восприятия и внимания;
- ухудшение мышления, снижение
умственной работоспособности;
- низкая помехоустойчивость,
отвлекаемость;
- снижение объема кратковременной
и оперативной памяти;
- ригидность поведения, склонность
к шаблонам.
Психическая напряженность бывает трех
видов:
1. Тормозная.
В первую очередь наблюдается замедление
интеллектуальных операций, снижение
качеств внимания, затруднения формирования
новых навыков, общая негибкость поведения.
2. Импульсивная.
В первую очередь проявляется увеличение
количества ошибок при сохранении или
даже увеличении темпа работы, склонность
к малоосмысленным, импульсивным действиям.
3. Генерализованная.
Сильное возбуждение, резкое ухудшение
исполнения, двигательная дискоординация,
снижение темпа работы и нарастание количества
ошибок.
Стресс,
его физиологические механизмы, стадии,
их влияние на жизнедеятельность организма.
Стресс (от
англ. stress — напряжение)
-это физиологическая реакция
организма, возникающая под влиянием
экстремальных воздействий, выражающаяся
в состоянии напряжения, подавленности,
спада. Может оказывать как положительное,
так и отрицательное влияние
на жизнедеятельность, вплоть до
ее полной дезорганизации.
Стресс - сложный
многоступенчатый процесс, включающий
в себя физиологические, и психологические
компоненты. На первой стадии стресса (стадия тревоги)
организм мобилизует все свои силы и возможности
на самозащиту. На второй - (стадия резистентности)
происходит приспособление к новой ситуации.
В действии приводятся защитные механизмы,
обеспечивающие сопротивление и адаптацию
к воздействию стресса. На третьей стадии
(стадии истощения) организм испытывает
перегрузку, его адаптационные возможности
исчерпаны. Длительное продолжение стрессовой ситуации
может привести к болезням и даже смерти.
Разделяют: положительный стресс
(эвстресс) - умеренный стресс, играющий положительную
роль, влияющий на улучшение физиологических
и психологических процессов (активация
познавательных процессов, процессов
самопознания, повышение концентрации
внимания и заинтересованности человека
в достижении поставленной цели).
Отрицательный стресс
(дистресс) -чрезмерный стресс, превышающий
адаптационные возможности человека,
оказывающий разрушающее действие. Он
характеризуется: утомлением, раздражительностью,
снижением работоспособности, чувством
безысходности, тревоги. Неспособность
справиться со стрессом может привести
к истощению, нервному срыву, и даже психосоматическим
заболеваниям (синдрому хронической усталости,
депрессии, паники и т.п.).
Стрессоры бывают: физиологические
(болевые воздействия, чрезмерная физическая
нагрузка, экстремальные температуры
(жара, холод) и т.д.); психологические
(необходимость принятия решения, чрезмерная
ответственность, обида, переживание,
конфликты, и т.п.).
Психологические стрессоры считаются
особенно разрушительными для организма.
Их подразделяют на: информационные, возникающие
в условиях информационных перегрузок
и эмоциональные, проявляющиеся в конфликтных
ситуациях, при угрозах, обидах.
Развитие реакции на стресс зависит как от силы стрессового воздействия,
так и от способности ему противостоять,
связанной с особенностями личности, от
активности стратегий преодоления стресса,
социальной среды и психологической поддержки
со стороны родных и близких.
Стресс -составная часть нашей
жизни. Его невозможно избежать.
Чтобы оставаться здоровым важно,
чтобы стрессовые воздействия
не превышали адаптационные возможности
человека, так как в этих случаях
возможно ухудшение самочувствия
и возникновение различных заболеваний.