Ранний детский аутизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Аутизма не существовало еще 60 лет назад. Но тогда это было крайне редкое заболевание. Сейчас вместо нескольких детей на 10000, аутизмом страдает в среднем 1 ребенок на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже - в Англии это 1 ребенок на 80 детей. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией. Но, к большому сожалению, до сих пор нет единого мнения и четкого понимания, в отношении причин возникновения данного заболевания. Гипотез на этот счет существует несколько. Однако, ни одна из них не подтверждена серьезными исследованиями, которые бы позволили с уверенностью сказать о правильности той или иной гипотезы.

Содержание

-История возникновения аутизма (теория РДА)
-Причины РДА
-Симптоматика РДА
-Диагонстика РДА
-Помощь детям с РДА
-Примеры работы с аутичными детьми в Канаде
-Рекомендации родителям
-Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Аутизм реферат 3 курс (для защиты на экзамене).doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

                                                   ГБОУ СПО ПК №6

 

 

                                    Реферат на тему:

                            «Ранний детский аутизм»                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      работу выполнила

                                                                                         студентка 31 группы

                                                                                        Фоминых Анна

                                                                                          Юрьевна

 

 

 

 

Москва 2012 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

-История возникновения аутизма (теория РДА)

-Причины РДА

-Симптоматика  РДА

-Диагонстика  РДА

-Помощь  детям с РДА

-Примеры  работы с аутичными детьми  в Канаде

-Рекомендации  родителям

-Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения аутизма(теория РДА).

   Аутизма не существовало еще 60 лет назад. Но тогда это было крайне редкое заболевание. Сейчас вместо нескольких детей на 10000, аутизмом страдает в среднем 1 ребенок на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже - в Англии это 1 ребенок на 80 детей. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией. Но, к большому сожалению, до сих пор нет единого мнения и четкого понимания, в отношении  причин возникновения данного заболевания. Гипотез на этот счет существует несколько. Однако, ни одна из них не подтверждена серьезными исследованиями, которые бы позволили с уверенностью сказать о правильности той или иной гипотезы.

    По одной из гипотез, аутизм у детей, возможно, связан с периодом протекания беременности. Также выдвигалась гипотеза о влиянии условий окружающей среды, экологии. Немало говорилось и о влиянии генетических факторов, наследственности. По другой  гипотезе аутизм у детей может быть последствием какого-либо микроповреждения головного мозга в области мозжечка (такое предположение  иногда находит свое подтверждение при томографии).

    Единственное, что на сегодняшний день, можно с  уверенностью утверждать, это существование в большинстве случаев заболеваний аутизмом с наследственным фактором. Но,стоит отметить, что вероятнее всего, по наследству передается не сам аутизм, а предпосылки для его развития.

    За последние годы, такой проблеме, как аутизм у детей уделяется все больше внимания. И связано это с тем, что после ряда исследований в этой области, выявлено ежегодное увеличение количества детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра».

    Также, все больше внимания и усилий направляется на лечение аутизма. Уже сегодня существует множество методик и разработок, направленных на лечение аутизма и снижению его проявлений. Особенно важна в этом вопросе – ранняя диагностика. Раннее выявление симптомов заболевания и, как следствие, раннее начало лечения могут привести  к значительным успехам и существенному снижению тяжести симптомов в будущем. Сегодня, даже, несмотря на отсутствие каких либо специальных тестов, способных однозначно выявить заболевание, для опытных терапевтов и психиатров уже не составляет особого труда диагностировать аутизм на ранней стадии развития.

    Но, не стоит забывать и о роли самих родителей, которые должны внимательно наблюдать за малышом, где бы он не находился.

     Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

   Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, они не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”.

Избегают  телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

   Аутизм, синдром Аспергера, первазивное нарушение развития многие считают разными степенями одного и того же заболевания, и говорят об аутистическом “спектре”.

   У таких деток наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ  – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание  руками, бег на цыпочках по кругу  и т.д. Все эти движения усиливаются  при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

РЕЧЕВЫЕ–  эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во 2 или 3 лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ  – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное  и вызывает чувство страха. Все  изменения надо проводить, добившись  их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

СОЦИАЛЬНЫЕ  – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах  или отказ от контактов, чувство  дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

ИГРОВЫЕ – использование необычного материала  для игры (часто предметы домашнего  обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).

 Причины возникновения РДА:

-генетическая  обусловленность;

-органическое  поражение мозга;

-нарурение  общения матери с ребенком, ее  отчужденность и холодность, недостаток  материнской ласки.

Симптоматика РДА:

Аутизм  нельзя определить, пока ребенок находится  в утробе матери. Симптомы аутизма  становятся видны только после рождения: малыш не проявляет оживления, почти  не реагирует на близких, не улыбается, т. е.н е проявляет комплекса оживления Когда такого ребенка берут на руки, он не проявляет никаких эмоций и часто кажется глухим или слепым. 

К типичным прявлениям аутизма относятся:

-постоянный  уход ребенка от любых контактов,  как со взрослыми, так и со  сверстниками;

-категорическое  желание сохранения постоянства окружающей обстановки;

-необоснованный  страх перед любыми изменениями.

 

Существует классификация групп  РДА (по О.С.Никольской), который составляет симптомокомплекс РДА у детей  дошкольного возраста.

Группа

Характерные проявления

1

-эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

-реакция на внешние  раздражители слабая;

-типична мимическая  маска глубокого покоя;

-характерно полевое  поведение,например, бесцельное хождение  по комнате;

-активная речь может  быть сохранена;

-избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

2

-присутствует реакция  на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

-в речи преобладают  однотипные штампы-команды;

-возможно выполнение  просьб матери;

-чремерная привязанность  к матери;

-сочетание эмоциональной  холодности к окружающим с  повышенной чувствительностью к  состоянию матери;

-стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов  чувств (шуршание бумагой, вращение  предметов перед глазами и  т.д.);

-стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

-ритуализация повседневной  жизни.

3

-наличие речи в виде  эмоционально насыщенного монолога;

-способность выразить  свои потребности посредством  речи;

-конфликтность;

-поглощенность одним  и тем же занятием;

-большой словарный запас  “книжного характера”;

-парадоксальное сочетание  тревожности и пугливости с  потребностью в повторном переживании  травмирующих впечатлений.

4

-способность к общению;

-интеллектуальные функции  сохранны;

-чрезмерная потребность  к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

-присутствие ритуальных  форм поведения;

-круг общения ограничен  близкими взрослыми;

-трудности в усвоении  двигательных навыков.


Дети 1 и 2 группы к контакту не способны, закрыты для продуктивного взаимодействия.

Однако, 4 группа наиболее благоприятная в  плане коррекции.

 

Диагонстика РДА.

   Диагностическое обследование ребенка с РДА — это главное условие для постановки благоприятного прогноза его развития.

                                                   Диагностические критерии

Критерии заболеваний аутистического спектра — (аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и др.), принятые в международной классификации болезней.

Тест на аутизм — критерии, применяемые педиатрами в Англии при осмотре полуторагодовалых детей: если результаты этой проверки сомнительны, родителям ребенка рекомендуют обратиться к специалисту.

Некоторые родственные заболевания:

критерии  СДВГ  – (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

                                            Помощь детям с РДА.

   Главная задача при помощи — помочь детям с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой к дальнейшей социализации. Эта задача должна реализовываться комплексно с активным участием психологов, дефектологов, педагогов и других специалистов. Их работа должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка, которая направлена на обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

  Важно установить контакт с таким ребенком, что представляет много трудностей.

   Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой. 

Рекомендации  родителям аутичного ребенка:

1. Принимать ребенка таким, какой  он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного  режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы  (они обеспечивают безопасность  ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе  или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать  с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку  для общения и обучения.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его  деятельности, используя четкую наглядную  информацию (схемы, карты и т.п.)

Избегать  переутомления ребенка.

Список  используемой литературы:

1)Никольская  О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.  Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.

2)http://autizmudetej.ru/

3)http://www.autismwebsite.ru/index.html

4)Личный  анализ работ сестры(Фоминых Елены  Юрьевны, которая работает в Канаде с детьми аутического синдрома). Перевод ее статей с англ. яз.                                                                                                                                                                                                                                                        


Информация о работе Ранний детский аутизм