Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:22, доклад
Достижение бесконфликтного поведения и мирного сосуществования людей - является одной из главных задач в современном мире. Рост социальной напряжённости, интолерантность общества и незрелость социальных форм поведения у отдельных его членов приводит к обострению проблемы межнациональных, религиозных, межэтнических, политических и прочих конфликтов, что актуализирует необходимость многопланового и комплексного исследования проблемы снижения негативных последствий конфликтов и уменьшению выраженности конфликтности в поведении людей.
Т.В.Казакова
Научный руководитель: к.п.н, доц. О.Л. Леханова
Реальное и
декларируемое поведение
Достижение бесконфликтного
поведения и мирного
Вопрос об изучении межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальным и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе социальной адаптации (Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.В. Запорожец, Д.Б. Менджерицкая, В.С. Мухина, и др.) [1], [4]. В дошкольном возрасте формируются базовые коммуникативные умения и навыки, определяющие успешность и продуктивность взаимодействия ребенка с социумом в последующие годы (Л. С Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская) [1], [3]. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности, негативизма); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь и др.), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, О.Е. Грибова, О.С.Павлова). Ряд авторов выделяет повышенную конфликтность детей с ОНР [2], [5].При этом отмечается, что детям с ОНР присуще неумение построить конструктивные взаимоотношения, несформированность культуры общения: фамильярность в общении со взрослыми, отсутствие чувства дистанции, крикливость, резкость, назойливость в своих требованиях [3, с.56]. Однако, несмотря на выделяемые коммуникативные трудности на сегодняшний день: не определены специфические особенности и факторы, провоцирующие конфликтность старших дошкольников с нарушениями речи; не выделены общие и специфические характеристики конфликтного поведения детей с нормальной и нарушенной речью; не разработана сущностная характеристика и содержательное наполнение методики психокоррекционного воздействия по профилактике и исправлению моделей конфликтного поведения у детей с речевой патологией в дошкольном возрасте.
Выделенные особенности определяют необходимость проведения исследования по выявлению выраженности конфликтности в поведении детей с нормальной и нарушенной речью. С целью изучения заявленной проблемы нами была разработана диагностическая программа и проведено экспериментальное исследование. Диагностическая программа включала в себя следующие методики: 1) «Капитан корабля» (Романов А.А.) [5, с.81]; 2) «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (Анжарова А.И.) [5, с.25]; 3) «Наблюдение в игре» (Анжарова А.И.) [5, с.47]; 4) «Неоконченный рассказ» (Фопель К.) [5, с.60]; 5) проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р.) [5, с.52]. Экспериментальное исследование было реализовано на базе МБДОУ комбинированного вида №77 и №22 г. Череповца. В нем принимали участие дети с нормальным речевым развитием и дети с нарушением речи (ОНР III уровня по классификации Р.Е. Левиной).
Проанализировав данные констатирующего эксперимента мы считаем целесообразным более подробно остановиться на анализе двух методик – «Картинки» (Калинина Р.Р.) и «Наблюдение в игре» (Анжарова А.И.). С помощью этих методик мы сравнивали поведение детей в реальном и виртуальном конфликте, оценивали, как дети относятся и понимают конфликтные ситуации на картинке и как ведут себя в конфликтных ситуациях. В методике «Картинки» каждому ребенку индивидуально предлагаются для описания и беседы четыре картинки со сценками из жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации: группа детей не принимает своего сверстника в игру; девочка сломала у другой девочки её куклу; мальчик взял без спроса игрушку девочки; мальчик рушит постройку из кубиков у детей. Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Анализируя данные по методике, можно сделать вывод о том, что выраженных существенных различий между вариантами ответов детей с нормальной речью и ОНР выявлено не было. Большинство детей обеих групп выбирали вариант избегания конфликтной ситуации и вербальной реакции на конфликтную ситуацию. Однако, некоторые дети с ОНР (примерно 40 %) выбирали вариант агрессивного реагирования на виртуальный конфликт (например: «я бы забрала у него машину и сломала, а потом забрала свою куклу»; «я бы кинула кубики в мальчика»). У таких детей представление о поведение в конфликте не соответствует социальным нормам и правилам, их варианты поведения отражают высокую готовность к деструктивному реагированию на конфликт.
Методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А.И.) [5, с.57] позволила выявить особенности поведении детей в процессе игрового конфликта. Исследование показало, что процессе игровой деятельности дети с ОНР часто расходились во мнениях в какую игру играть, кто будет с ними играть, а кто нет, лидеры устанавливали правила, с которыми участники часто не соглашались и выходили из игры либо конфликтовали по этому поводу. Часто из-за игрушек возникали драки. Конфликты в основном прекращались не по инициативе детей, а при посредничестве взрослого. Выяснилось, что разрешать конфликты и отстаивать свою точку зрения дети с ОНР в основном предпочитают силой, хотя некоторые и выбирали тактику избегания (ухода), выходя из игры или не соглашаясь с правилами. Большинство детей с ОНР не желали помогать напарнику, не соглашались делиться игрушками, были безучастны к деятельности и чувствам игрового партнёра. Нормально развивающиеся дети играли группами, игра носила определенный замысел, который не терялся до конца игры.
В целом на основе анализа материалов исследования, можно сделать вывод о том, что в условиях нарушения речи наблюдается высокий уровень конфликтности детей, неумение строить конструктивные взаимоотношения в коллективе сверстников. Проведенное исследование с очевидностью доказывает необходимость разработки и проведения мероприятий, направленных на формирование бесконфликтного поведения детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, эмпирическое
исследование показало, что реальное
и декларируемое поведение
Список литературы: