Ребенок из неблагополучной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проблему неблагополучной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.
Задачи:
1. Определить понятие «неблагополучной семьи».
2. Определить виды неблагополучных семей в современном обществе.
3. Изучить особенности развития ребенка в неблагополучной семье.

Вложенные файлы: 1 файл

ребенок из неблагополучной семьи.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Ведение

     Среди значимых для человека ценностей  одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими  социальными институтами, так как  именно в семье формируется и  развивается личность человека. Происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Среди причин семейного неблагополучия можно выделить перемены в экономике, политике и социальной сфере. Все это негативно отразилось на взаимоотношениях между членами семьи и, прежде всего, между родителями и детьми. Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

     Актуальность данного исследования заключается в том, что именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

     В настоящее время много детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Учитывая разнородный характер неблагополучных семей, выделены проблемы, которые сказываются на психическом состоянии ребенка в том или ином виде неблагополучной семьи. В наше время растет количество разводов, велико количество внебрачных рождений и достаточно высок уровень смертности среди взрослых людей, находящихся еще в довольно молодом возрасте, в силу различных причин (несчастные случае на производстве, алкоголизм, наркомания, заболевания и т.д.). И как следствие всего этого – неблагополучные семьи, в которых воспитываются один или несколько детей.

     Специалисты, занимающиеся научной разработкой  семьи и брака, проводят различные  исследования, которые показывают, что дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях, испытывают различные психологические трудности. Семейные раздоры, различные психотравмирующие факторы, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей, которые почти всегда носят хронический характер. Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неблагополучной семье, занимаются такие российские специалисты, как: Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е. и др. Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая благополучная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка.

     Цель  работы: рассмотреть проблему неблагополучной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.

     Задачи:

     1. Определить понятие «неблагополучной семьи».

     2. Определить виды неблагополучных семей в современном обществе.

     3. Изучить особенности развития ребенка в неблагополучной семье.

     4.

     Объект: ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье.

     Предмет: неблагополучная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка

     Методы: изучение и анализ литературы, тестирование. 
 
 
 

ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ  СЕМЬЯХ.

    1.1 Определение понятия  «неблагополучные  семьи».

     В современной науке существует множество  типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья  любого типа. Однако степень нуждаемости  в социальной поддержке будет  различна, а также ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых  нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.

В научной  литературе нет чёткого определения  понятия «семейное неблагополучие»: каждый автор вкладывает в него свой смысл (И.Г.Сухогузова, В.М.Целуйко, В.М.Шакурова, Ю.В.Василькова, В.И.Дубровина). Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие как «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», трудные семьи и другие. [8]

     Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон её жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, и в каждой семье они приобретают свой особый характер.

     Большинство семей успешно преодолевают невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает её членов. Но бывает и так, что семейное неблагополучие снижает  социальную активность взрослых, появляется не только безразличие к себе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в них детях.

     Таким образом, несмотря на вариативность  смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной её особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребёнка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

     По  определению Сухогузовой И.Г. неблагополучные  семьи – это семьи полностью  или частично утратившие свою функцию  по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно  влияющие на психическое состояние  ребёнка, создающие угрозу его жизни и здоровью.

     Исходя  из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие  факторы социального риска:

    - социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

    - медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

    - социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

    - социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

    - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

     Наличие того или иного фактора социального  риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей.

     Под неблагополучной мы принимаем такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».  
 

    1.2 Виды неблагополучных семей в современном обществе.

       Отличительной особенностью семей  с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.[5]

       Одним из самых мощных неблагополучных  факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка

       Семьи с алкогольной  зависимостью.  Как отмечают психологи (Б. С. Братусь,  В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально  и психологически неблагополучными.

       Жизнь детей в подобной семейной атмосфере  становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.[7]

       Совместная  жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

       Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и  приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.[7]

       Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что

    • Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
    • Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
    • Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
    • Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
    • Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;
    • Семья с алкоголезависемыми  родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей. [7]

       Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

       Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости[7].

Информация о работе Ребенок из неблагополучной семьи