Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:24, доклад
Рефлекс головного мозга - это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь. Рефлекторная деятельность - это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.
Рефлекс головного мозга.
Рефлекс головного мозга
- это, по Сеченову, рефлекс заученный,
т. е. не врожденный, а приобретаемый
в ходе индивидуального развития
и зависящий от условий, в которых
он формируется. Выражая эту же мысль
в терминах своего учения о высшей
нервной деятельности, И. П. Павлов скажет,
что это условный рефлекс, что
это временная связь. Рефлекторная
деятельность - это деятельность, посредством
которой у организма, обладающего
нервной системой, реализуется связь
его с условиями жизни, все
переменные отношения его с внешним
миром. Условно - рефлекторная деятельность
в качестве сигнальной направлена,
по Павлову, на то, чтобы отыскивать
в беспрестанно изменяющейся среде
основные, необходимые для животного
условия существования, служащие безусловными
раздражителями. С двумя первыми
чертами рефлекса головного мозга
неразрывно связана и третья. Будучи
"выученным", временным, изменяющимся
с изменением условий, рефлекс головного
мозга не может определяться морфологически
раз и навсегда фиксированными путями.
"Анатомической" физиологии, которая
господствовала до сих пор и в
которой все сводится к топографической
обособленности органов, противопоставляется
физиологическая система, в которой
на передний план выступает деятельность,
сочетание центральных
Наконец, и это самое
главное, рефлекс головного мозга
- это рефлекс с "психическим
осложнением". Продвижение рефлекторного
принципа на головной мозг привело
к включению психической
Ядром рефлекторного понимания психической деятельности служит положение, согласно которому психические явления возникают в процессе осуществляемого мозгом взаимодействия индивида с миром; поэтому психические процессы, неотделимые от динамики нервных процессов, не могут быть обособлены ни от воздействий внешнего мира на человека, ни от его действий, поступков, практической деятельности, для регуляции которой они служат.
Психическая деятельность - не только отражение действительности, но и определитель значения отражаемых явлений для индивида, их отношения к его потребностям; поэтому она и регулирует поведение. "Оценка" явлений, отношение к ним связаны с психическим с самого его возникновения, так же как их отражение.
Рефлекторное понимание
психической деятельности можно
выразить в двух положениях: 1. Психическая
деятельность не может быть отделена
от единой рефлекторной деятельности
мозга; она - "интегральная часть"
последней. 2. Общая схема психического
процесса та же, что и любого рефлекторного
акта: психический процесс, как всякий
рефлекторный акт, берет начало во внешнем
воздействии, продолжается в центральной
нервной системе и
Кардинальное положение
сеченовского рефлекторного понимания
психического заключает признание
того, что содержание психической
деятельности как деятельности рефлекторной
не выводимо из "природы нервных
центров", что оно детерминируется
объективным бытием и является его
образом. Утверждение рефлекторного
характера психического связано
с признанием психического отражением
бытия. И. М. Сеченов всегда подчеркивал
реальное жизненное значение психического.
Анализируя рефлекторный акт, он характеризовал
первую его часть, начинающуюся с
восприятия чувственного возбуждения,
как сигнальную. При этом чувственные
сигналы "предуведомляют" о происходящем
в окружающей среде. В соответствии
с поступающими в центральную
нервную систему сигналами
На передний план в работах
Павлова необходимо и закономерно
выступает физиологический
Павловское учение заполнило
понятие рефлекторной деятельности,
введенное первоначально в
Павлов сам указал на необходимость изучения новых законов того, что он назвал второй сигнальной системой, связанной с ролью речи в психике человека. Дать на этот вопрос ответ, хотя бы приближающийся к той классической четкости, с какою Павлов разработал учение об условных рефлексах, остается нелегкой задачей будущих исследований. Они должны завершить дело Павлова, разработав учение о физиологических механизмах высших форм сознательной деятельности человека.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.