Речевые нарушения и их причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть влияние нарушения речевого развития на процессы общения ребенка с окружающими людьми и на формирование его личности.
Задачи контрольной работы:
- изучить причины нарушения речевого развития;
- рассмотреть последствия нарушений развития речи ребенка;
- рассмотреть коррекционно-логопедическую работу с детьми с нарушением развития речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Причины нарушения речевого развития…………………………………..….4
2. Последствия нарушений развития речи ребенка……………………………..6
3. Классификация речевых нарушений………………………………………10
4. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением развития речи……………………………………………………………………………….13
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии речи.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Запаздывание  в овладении речью может сочетаться с регрессом психомоторики, когда  ребенок начинает утрачивать ранее приобретенные навыки, что встречается при различных наследственных болезнях. Прежде всего, это характерно для раннего детского аутизма, а также более редких нервно-психических заболеваний (например, для синдрома Ретта).

Следует также  особо обратить внимание на сочетание отставания в развитии речи с судорожным синдромом.

В возрасте от 2 до 3 лет может наблюдаться выраженная неравномерность в развитии речи: понимание речи нередко соответствует возрасту, развитие же экспрессивной или моторной ее стороны отстает или происходит неравномерно, рывками, при недостаточной согласованности работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов или сочетается со слабостью артикуляционных движений. Эти особенности речевого развития, а также характерные эмоционально-поведенческие отклонения в виде упрямства, негативизма могут привести к возникновению так называемого эволютивного заикания (заикания развития). Подобное заикание может появляться при перегрузке ребенка речевой информацией и эмоциональными впечатлениями. При возникновении заикания родителям следует обязательно обратиться за консультацией к врачу-психоневрологу и логопеду.

На этом возрастном этапе может возникнуть так называемый мутизм — отказ от речевого общения, а также речевой негативизм, когда ребенок крайне неохотно вступает в речевое общение, отвечает собеседнику односложно после длительной стимуляции. Речевой негативизм наиболее часто встречается у детей, отстающих в развитии речи, а также при начавшемся заикании, когда родители принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на дефектах его произношения и речевых запинках. Малыш в этих ситуациях может отказаться разговаривать. Так он протестует против чрезмерно высоких для него требований взрослых. [6,56]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация речевых нарушений.

 

Дети с нарушениями  речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.

 

Современные классификации  речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

 

• в аспекте  локализации поражения и психофизической  организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень  значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;

 

• в аспекте  этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:

 

Расстройства  фонационного оформления речи:

 

  • афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
  • брадилалия — патологически замедленный темп речи,
  • тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
  • заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
  • дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
  • ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
  • дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

 

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

 

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
  • афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

Нарушения письменной речи:

 

  • дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения,
  • дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. [7,252]

 

Положительным в клинико-педагогической классификации  является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих  логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с  максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.

 

В то же время  в приведенной классификации  не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.

 

Логопедическая  наука и практика в настоящее  время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость  разработки содержания и методов  логопедического воздействия для  работы с коллективом детей. В 60-70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности. Схематически психолого-педагогическая классификация выглядит следующим образом:

 

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

 

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
  • общее недоразвитие речи (ОНР 1 - 3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.[8,78]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением развития речи

 

 

В последние годы детей  с речевыми нарушениями становится все больше. Детский логопед проводит диагностическое обследование детей с нарушениями речи и других высших психических функций. Индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации детей с нарушениями речи и других высших нервно- функциональных дефектов (дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.)

В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены еще в дошкольном возрасте. Некоторые родители не придают серьезного значения плохой речи своих детей, так как в дальнейшем это не будет их беспокоить! Но нарушение речи неизбежно отразится и в письменной речи. У ребенка будет много ошибок! Поэтому все нарушения лучше исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. Нарушение развития речи могут происходить по разным причинам. Лечить нарушение речи будет поздно, если Вы не обратитесь в 3 года и позже. Развитие речи происходит по стадиям, которые наслаиваются друг на друга, поэтому выявить нарушение речи лучше до того, как ребенок произнесет первые слова. [9,5]

Выделяют три фактора в основе формирования речи.

Первый фактор – обогащение чувственного опыта  ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.

Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта.

Третий фактор – создание благоприятных условий  для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

Понимая, что  любое нарушение в развитии ребенка  негативным образом влияет на формирование навыков социального взаимодействия, важно знать общие закономерности существования и развития языка, а также те препятствия, которые появляются у ребенка с ограниченными возможностями как у партнера по социальной коммуникации. Это позволит определить те закономерности, которые должны лежать в основе реабилитационной деятельности педагога по развитию у детей навыков социальной коммуникации, способствующих их полноценной социализации. [10,122]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все психические  процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с  прямым участием речи. ЗРР при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить, и искажать весь ход психического развития ребенка.

Нарушение речи ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В большинстве случаев дефекты речи являются причиной его неуспеваемости в школе.

Задержка речевого развития может привести к общему недоразвитию речи и самым тяжелым последствием - постепенному замедлению темпа интеллектуального развития ребенка.

В последние годы детей  с речевыми нарушениями становится все больше. В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены еще в дошкольном возрасте. Некоторые родители не придают серьезного значения плохой речи своих детей, так как в дальнейшем это не будет их беспокоить! Но нарушение речи неизбежно отразится и в письменной речи. У ребенка будет много ошибок! Поэтому все нарушения лучше исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. Нарушение развития речи могут происходить по разным причинам. Лечить нарушение речи будет поздно, если Вы не обратитесь в 3 года и позже. Развитие речи происходит по стадиям, которые наслаиваются друг на друга, поэтому выявить нарушение речи лучше до того, как ребенок произнесет первые слова.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Астапов В.М., Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М. 1999- С. 6
  2. Бадалян Л.О. Детская неврология.- М, 1998- С.55
  3. Гельдер М. Специфические нарушения развития. -М, 1999. - С. 292
  4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2006. – С.125
  5. Корнев А. Н. Основы логопатологи и детского возраста: Клинические и психологичес кие аспекты. – М. – 2006- С.115
  6. Лурия А. Р., Основы нейропсихологии (Издание 5). – М. 2006. – С.56
  7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М, 1991 – С. 252
  8. Шашкина Т.Р. и др., Логопедическая работа с дошкольниками М. 2003-С.78
  9. Некрасова   Ю.Б.   Динамика   психических   состояний   заикающихся   при  логотерапии // Вопросы психологии. – 1985. - №2.
  10. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего  недоразвития речи у дошкольников М.:  2000.-С.122

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевые нарушения и их причины