Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:00, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть влияние нарушения речевого развития на процессы общения ребенка с окружающими людьми и на формирование его личности.
Задачи контрольной работы:
- изучить причины нарушения речевого развития;
- рассмотреть последствия нарушений развития речи ребенка;
- рассмотреть коррекционно-логопедическую работу с детьми с нарушением развития речи.
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Причины нарушения речевого развития…………………………………..….4
2. Последствия нарушений развития речи ребенка……………………………..6
3. Классификация речевых нарушений………………………………………10
4. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением развития речи……………………………………………………………………………….13
Заключение
Список литературы
Запаздывание
в овладении речью может
Следует также особо обратить внимание на сочетание отставания в развитии речи с судорожным синдромом.
В возрасте от 2 до 3 лет может наблюдаться выраженная неравномерность в развитии речи: понимание речи нередко соответствует возрасту, развитие же экспрессивной или моторной ее стороны отстает или происходит неравномерно, рывками, при недостаточной согласованности работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов или сочетается со слабостью артикуляционных движений. Эти особенности речевого развития, а также характерные эмоционально-поведенческие отклонения в виде упрямства, негативизма могут привести к возникновению так называемого эволютивного заикания (заикания развития). Подобное заикание может появляться при перегрузке ребенка речевой информацией и эмоциональными впечатлениями. При возникновении заикания родителям следует обязательно обратиться за консультацией к врачу-психоневрологу и логопеду.
На этом возрастном этапе может возникнуть так называемый мутизм — отказ от речевого общения, а также речевой негативизм, когда ребенок крайне неохотно вступает в речевое общение, отвечает собеседнику односложно после длительной стимуляции. Речевой негативизм наиболее часто встречается у детей, отстающих в развитии речи, а также при начавшемся заикании, когда родители принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на дефектах его произношения и речевых запинках. Малыш в этих ситуациях может отказаться разговаривать. Так он протестует против чрезмерно высоких для него требований взрослых. [6,56]
3. Классификация речевых нарушений.
Дети с нарушениями
речи подразделяются на ряд субкатегорий
в зависимости от этиопатогенеза,
клинической формы речевого дефекта,
глубины и системной
Современные классификации
речевых нарушений
• в аспекте
локализации поражения и
• в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:
Расстройства фонационного оформления речи:
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
Нарушения письменной речи:
Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Логопедическая
наука и практика в настоящее
время ориентируются на обучение
и воспитание детей с нарушением
развития речи и на необходимость
разработки содержания и методов
логопедического воздействия
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):
4. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением развития речи
В последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. Детский логопед проводит диагностическое обследование детей с нарушениями речи и других высших психических функций. Индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации детей с нарушениями речи и других высших нервно- функциональных дефектов (дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.)
В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены еще в дошкольном возрасте. Некоторые родители не придают серьезного значения плохой речи своих детей, так как в дальнейшем это не будет их беспокоить! Но нарушение речи неизбежно отразится и в письменной речи. У ребенка будет много ошибок! Поэтому все нарушения лучше исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. Нарушение развития речи могут происходить по разным причинам. Лечить нарушение речи будет поздно, если Вы не обратитесь в 3 года и позже. Развитие речи происходит по стадиям, которые наслаиваются друг на друга, поэтому выявить нарушение речи лучше до того, как ребенок произнесет первые слова. [9,5]
Выделяют три фактора в основе формирования речи.
Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.
Второй фактор
– установление частого эмоционально-
Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Понимая, что
любое нарушение в развитии ребенка
негативным образом влияет на формирование
навыков социального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. ЗРР при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить, и искажать весь ход психического развития ребенка.
Нарушение речи ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В большинстве случаев дефекты речи являются причиной его неуспеваемости в школе.
Задержка речевого развития может привести к общему недоразвитию речи и самым тяжелым последствием - постепенному замедлению темпа интеллектуального развития ребенка.
В последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены еще в дошкольном возрасте. Некоторые родители не придают серьезного значения плохой речи своих детей, так как в дальнейшем это не будет их беспокоить! Но нарушение речи неизбежно отразится и в письменной речи. У ребенка будет много ошибок! Поэтому все нарушения лучше исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. Нарушение развития речи могут происходить по разным причинам. Лечить нарушение речи будет поздно, если Вы не обратитесь в 3 года и позже. Развитие речи происходит по стадиям, которые наслаиваются друг на друга, поэтому выявить нарушение речи лучше до того, как ребенок произнесет первые слова.
Список литературы