Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:17, практическая работа
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков. Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.
1.Речь. Виды речи
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков. Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Речь - особая, наиболее совершенная
форма общения, свойственная только
человеку. В этом общении участвуют
две стороны - говорящий и слушающий.
Говорящий - выбирает слова необходимые
для выражения его мысли и связывает их
по правилам грамматики, и произносит
через органы речи. Слушающий - воспринимает.
У обоих должны быть одинаковые правила
и средства передачи мысли.
Виды речи:
1. Внутренняя - при подготовке к устной
или письменной речи - фаза внутреннего
проговаривания речи про себя. Ее наиболее характерные черты — это
фрагментарность, отрывочность, сокращенность.
2. Внешняя речь: - письменная - общение
посредством письма. - устная - слышимая
речь, кем-то произносимая. Общение ограничено
условиями пространства и времени.
Устная делится на: а) диалогическая - взаимные
реплики. Это более легкий вид речи,
так как не требует развернутости, доказательности,
продуманности в построении фраз. Ее недостаток
в том, что говорящие могут перебивать
друг друга, искажать разговор, не до конца
высказывать свои мысли. Подразделяется
на ситуативную и контекстуальную речь.
Ситуативная речь малопонятная для человека,
не посвященного в ситуацию. б) монологическая - речь
одного человека. Ее основное достоинство
заключается в возможности донести до
слушателей собственную мысль без искажения
и с необходимыми доказательствами. в) Полилог — одновременная
речь нескольких человек
Контекстуальная речь — более развернутая,
предшествующие высказывания обуславливают
возникновение последующих. Г) Эгоцентрическая речь —
речь человека, обращенная на себя самого
и не рассчитанная на какую-либо реакцию
со стороны окружающих. Это промежуточный
вид между внешней и внутренней речью.
Наиболее часто этот вид речи проявляется
у детей среднего дошкольного возраста,
когда в процессе игры или рисования, лепки
они комментируют свои действия, ни к кому
конкретно не обращаясь. У взрослых также
иногда можно встретить эгоцентрическую
речь. Чаще всего это происходит при решении
сложной интеллектуальной задачи, в ходе
чего человек рассуждает вслух.
Все виды речи тесно взаимосвязаны - общая
черта: произнесение вслух или про себя.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи
дактильных букв, т. е. определенных конфигураций
пальцев и их движений. Дактильная речь
используется в советской сурдопедагогике
как вспомогательное речевое средство
при обучении глухих словесной речи, а
также в межличностной коммуникации глухих
и общении слышащих с глухими.
РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей,
лишенных слуха, при помощи системы жестов,
характеризующейся своеобразными лексическими
и грамматическими закономерностями.
Закономерности жестовой речи обусловлены
выраженным своеобразием ее основной
семантической единицы — жеста, а также
его функциональным назначением (использованием
в сфере непринужденного общения). В сфере
официального общения (собрания, перевод
лекций и т. д.) применяется калькирующая
жестовая речь, когда жесты последовательно
используются для воспроизведения слов.
В калькирующей жестовой речи применяются
элементы речи дактильной для обозначения
окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая
используется как вспомогательное средство
(наряду с основным — словесной речью)
в процессе обучения и воспитания детей
с недостатками слуха.
2. Особенности развития речи у детей разных возрастов
1. дошкольный возраст: На ранних
этапах, да и в дальнейшем, развитие
речи осуществляется в
2. ВОСПИТАННИКИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА (пятый год жизни)
В этом возрасте сохраняется и совершенствуется восприимчивость к освоению всех сторон, всех элементов родного языка. Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4—6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2—3 признаков, элементами сравнения, объяснения. В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи.
Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3—7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2—2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).
Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17—20%). Немаловажное значение имеет и методика обучения.
Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180—210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.
3. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В старшем дошкольном возрасте
дети при характеристике