Речь. Развитие речи в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:38, доклад

Краткое описание

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Вложенные файлы: 1 файл

Речь.docx

— 21.23 Кб (Скачать файл)

    Речь – совокупность  произносимых или воспринимаемых  звуков, имеющих тот же смысл,  и то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков.

   Речь – один  из видов коммуникативной деятельности  человека использование средств  языка для общения с другими  членами языкового коллектива. Под  речью понимают как процесс  говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

 

    Благодаря речи  как средству общения индивидуальное  сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обобщается опытом  других людей, причем в гораздо  большей степени, чем это может  позволить наблюдение и другие  процессы неречевого, непосредственного  познания, осуществляемого через  органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

   Через речь психология  и опыт одного человека становятся  доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

 

На протяжении тысячелетий  эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим  физическим и психическим развитием  человека как вида.

   Одной из биологических  предпосылок развития способности  произнесения членораздельных звуков  стало наличие у человекоподобных  предков людей гораздо большей,  чем у других животных, подвижности  губ и языка, которая в дальнейшем  все более увеличивалась. Увеличение  подвижности губ и языка было  обусловлено целым рядом анатомических  изменений: 

   - укорачиванием и  расширением нижней челюсти, так  что форма ее постепенно превращалась  из остроугольной в подковообразную,

   - развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых

   мышц, задействованных  в речевых движениях),

   - уменьшением клыков,

   - увеличением свободной  полости рта. 

   Последнее обеспечило  увеличение подвижности языка  и возможность более совершенного  резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

   Следует сказать,  что системы, обеспечивающие речь  у современного человека, могут  быть разделены на две группы:

   - периферические (голосовой  аппарат и органы слуха),

   - центральные (определенные  структуры головного мозга).

   К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

   Голосовой аппарат  состоит из:

   - органов дыхания, 

   - гортани, 

   - полости рта, 

   - полости носа.

   Органы дыхания  обеспечивают ток воздуха, заставляющий  вибрировать голосовые связки  гортани, колебание которых и  создает звуковую волну. К органам  дыхания относятся легкие и  мышцы, приводящие их в движение.

   Развитие способности  произнесения членораздельных звуков  связано с развитием способности  их воспринимать. Человек попросту  не смог бы достичь такого  уровня владения голосовым аппаратом,  когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим  не развились органы слуха.  Для того, чтобы говорить членораздельно, чтобы речь была похожа на речь других людей, необходимо слышать самого себя, то есть иметь обратную связь. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.

   Слуховая зона коры  у человека относительно больше  аналогичной зоны коры головного  мозга обезьяны. Однако эти различия  выражаются не только в количественных  показателях — увеличении площади  слуховой зоны, но и качественно  - у человека в этой зоне  находятся специализированные речевые  центры.

   В левом полушарии  локализуется специфический слуховой  центр речи — центр Вернике.  При нарушении деятельности этого  центра человек теряет способность  различать (узнавать) слова, хотя  отдельные слуховые ощущения  у него остаются ненарушенными.  Такое явление получило название  сенсорной афазии. Центр Вернике  обеспечивает различение звуков  речи. Центр Вернике отсутствует  у животных.

   Слуховой центр  Вернике связан с другим специфическим  речевым центром коры — центром  Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается потере способности произносить слова (то есть специальные последовательности звуков). Внешне у человека остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет "память приемов произнесения слов", т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова.

   Центр Брока тоже является продуктом эволюционного развития человека (его нет у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Болезнь, связанная с нарушением функций центра Брока, называется моторной афазией. При ней у больного наблюдается прерывистость речи, ему сложно подобрать нужное слово, он старается говорить простыми фразами.

   Со слуховыми центрами  речи связана и письменная  речь. Обнаружено, что в ситуациях  нарушения функций слуховой речи  нарушается и письменная речь. Это не значит, что письменная речь зависит только от центров слуховой речи, для письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий, отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей, регулирующих движения глаз центров лобных долей.

   Таким образом,  все формы речевой деятельности  регулируются не отдельными мозговыми, но сложной системой, объединяющим разные участки коры головного мозга.

 

В первый год жизни наблюдаются  предпосылки речевого развития. 1-е  полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

 

1 год. Появляются отдельные  слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

 

1 – 3 года. Активный и  пассивный словари растут. 1,6 –  100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями.  К 3-м годам правильно произносит  звуки за исключением сложных.

 

3 – 7 лет. Словарный  запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается  словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

 

Младший школьный возраст. Контекстная  и письменная речь.

 

Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие –  появляется сленг.

 

Речь первоначально является средством общения с окружающими  и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.

 

Свойства речи:

Содержательность (объем  выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).

Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным  отбором материала, доступного слушателям).

Выразительность (связана  с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).

Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

 

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление  новой особой формы отра-жения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлечен-ное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

 

Язык является сложной  системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом  языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого  опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

 

Некоторые теории речевого развития

 

Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области  глубинной грамматики. Он выделил  стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики –  это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а  также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова  – предлоги и союзы.

 

Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят  среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что  ребенок усваивает язык путем  последовательных приближений под  давлением социальной среды, в которой  за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористического подхода особо  подчеркивают роль подражания речи родителей.

 

Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой  роли в развитии мышления и интеллекта.


Информация о работе Речь. Развитие речи в онтогенезе