Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:38, доклад
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Речь – совокупность
произносимых или
Речь – один
из видов коммуникативной
Благодаря речи
как средству общения
Через речь психология
и опыт одного человека
На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.
Одной из биологических
предпосылок развития
- укорачиванием и
расширением нижней челюсти,
- развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых
мышц, задействованных в речевых движениях),
- уменьшением клыков,
- увеличением свободной полости рта.
Последнее обеспечило
увеличение подвижности языка
и возможность более
Следует сказать,
что системы, обеспечивающие
- периферические (голосовой аппарат и органы слуха),
- центральные (определенные структуры головного мозга).
К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат состоит из:
- органов дыхания,
- гортани,
- полости рта,
- полости носа.
Органы дыхания
обеспечивают ток воздуха,
Развитие способности
произнесения членораздельных
Слуховая зона коры
у человека относительно
В левом полушарии
локализуется специфический
Слуховой центр
Вернике связан с другим
Центр Брока тоже является продуктом эволюционного развития человека (его нет у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Болезнь, связанная с нарушением функций центра Брока, называется моторной афазией. При ней у больного наблюдается прерывистость речи, ему сложно подобрать нужное слово, он старается говорить простыми фразами.
Со слуховыми центрами
речи связана и письменная
речь. Обнаружено, что в ситуациях
нарушения функций слуховой
Таким образом,
все формы речевой
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные
слова (автономная детская
1 – 3 года. Активный и
пассивный словари растут. 1,6 –
100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов.
Ребенок начинает говорить
3 – 7 лет. Словарный
запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается
словотворчество (слова созда-
Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.
Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.
Речь первоначально является
средством общения с
Свойства речи:
Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
Возникновение и развитие
языка знаменует собой
Язык является сложной
системой кодов, которая сформировалась
в общественной истории. Основным элементом
языка является слово. Слово является
средством кодирования
Некоторые теории речевого развития
Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.
Сторонники бихевиоризма
особую роль в развитии речи отводят
среде, в которую помещен ребенок.
При этом одни из них считают, что
ребенок усваивает язык путем
последовательных приближений под
давлением социальной среды, в которой
за одними звуками следует подкрепление,
а за другими нет. Другие сторонники
бихевиористического подхода
Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.