Содержание
Введение
1. Виды речи……………………………………………………………………....
4
1.1 Внешняя речь…………………………………………………………………
4
1.2 Внутренняя речь…………………………………………………….………
10
2. Функции речи…………………………………………………………………
13
Заключение…………………………………………………………………..…..
18
Список используемой литературы………………………………………..……
19
Введение
Речь является основным средством
человеческого общения. Без нее человек
не имел бы возможности получать и передавать
большое количество информации, в частности
такую, которая несет большую смысловую
нагрузку или фиксирует в себе то, что
невозможно воспринять с помощью органов
чувств (абстрактные понятия, непосредственно
не воспринимаемые явления, законы, правила
и т.п.) Без письменной речи человек был
бы лишен возможности узнать, как жили,
что думали и делали люди предыдущих поколений.
У него не было бы возможности передать
другим свои мысли и чувства. Благодаря
речи как средству общения индивидуальное
сознание человека, не ограничиваясь личным
опытом, обогащается опытом других людей,
причем в гораздо большей степени, чем
это может позволить наблюдение и другие
процессы неречевого, непосредственного
познания, осуществляемого через органы
чувств: восприятие, внимание, воображение,
память и мышление. Через речь психология
и опыт одного человека становятся доступными
другим людям, обогащают их, способствуют
их развитию.
Цель работы: рассмотреть виды и функции
речи.
Задачи:
- Раскрыть необходимость речи
в жизни человека;
- Выявить отличие между речью
и языком.
- Виды речи
Соответственно множеству своих
функций речь является полиморфной деятельностью,
т.е. в своих различных функциональных
назначениях представлена в разных формах
и видах. В психологии в основном различают
две формы речи: 1) внешнюю; 2) внутреннюю.
1.1 Внешняя речь
Внешняя
речь - система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных
знаков и символов для передачи информации,
процесс материализации мысли. Внешней
речи могут быть присущи:
· жаргон;
· интонация.
Жаргон - стилистические особенности
(лексические, фразеологические) языка
узкой социальной или профессиональной
группы людей. Интонация - совокупность
элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность,
акцентный строй, тембр и др.), фонетически
организующих речь и являющихся средством
выражения различных значений, их эмоциональной
окраски.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных
случаях человек может размышлять вслух,
не общаясь ни с кем), поэтому ее основной
признак—доступность восприятию (слуху,
зрению) других людей. В зависимости от
того, употребляются ли с этой целью звуки
или письменные знаки, различают устную
(обычную звуковую разговорную речь) и
письменную речь. Устная и письменная
речь обладают своими психологическими
особенностями. При устной речи человек
воспринимает слушателей, их реакцию на
его слова. Письменная же речь обращена
к отсутствующему читателю, который не
видит и не слышит пишущего, прочтет написанное
только через некоторое время. Часто автор
даже вообще не знает своего читателя,
не поддерживает с ним связи. Отсутствие
непосредственного контакта между пишущим
и читающим создает определенные трудности
в построении письменной речи. Пишущий
лишен возможности использовать выразительные
средства (интонацию, мимику, жесты) для
лучшего изложения своих мыслей (знаки
препинания не заменяют в полной мере
этих выразительных средств), как это бывает
в устной речи. Так что письменная речь
обычно менее выразительна, чем устная.
Кроме, того, письменная речь должна быть
особенно развернутой, связной, понятной
и полной, т. е. обработанной.
Но письменная речь обладает
другим преимуществом: она в отличие от
устной речи допускает длительную и тщательную
работу над словесным выражением мыслей,
тогда как в устной речи недопустимы задержки,
времени на шлифовку и отделку фраз нет.
Если ознакомиться, например, с черновыми
рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина,
то поражает их необыкновенно тщательная
и требовательная работа по словесному
выражению мыслей. Письменная речь как
в истории общества, так и в жизни отдельного
человека возникает позже устной речи
и формируется на ее основе. Значение письменной
речи чрезвычайно велико. Именно в ней
закреплен весь исторический опыт человеческого
общества. Благодаря письменности достижения
культуры, науки и искусства передаются
от поколения к поколению [2].
Итак, внешняя речь включает
следующие виды:
· устную: ( диалогическую;
монологическую ).
· письменную
Устная
речь - это общение между людьми посредством
произнесения слов вслух, с одной стороны,
и восприятия их людьми на слух - с другой.
В зависимости от различных
условий общения устная речь приобретает
вид либо диалогической, либо монологической
речи.
Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа)
- вид речи, заключающийся в попеременном
обмене знаковой информацией (в том числе
и паузами, молчанием, жестами) двух и более
субъектов. Диалогическая речь - это разговор,
в котором участвуют не менее двух собеседников.
Диалогическая речь, психологически наиболее
простая и естественная форма речи, возникает
при непосредственном общении двух или
нескольких собеседников и состоит в основном
в обмене репликами. Реплика - ответ,
возражение, замечание на слова собеседника
- отличается краткостью, наличием вопросительных
и побудительных предложений, синтаксически
не развернутых конструкций. Отличительной
чертой диалога является эмоциональный
контакт говорящих, их воздействие друг
на друга мимикой, жестами, интонацией
и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры
не заботятся о форме и стиле высказывания,
откровенны. Участники публичного диалога
учитывают присутствие аудитории, строят
речь литературно. В повседневном и обычном
разговоре диалогическая речь не планируется.
Это речь поддержанная. Направленность
такой беседы и ее результаты в значительной
степени определяются высказываниями
ее участников, их репликами, замечаниями,
одобрением или возражением. Но иногда
беседу организуют специально, чтобы выяснить
определенный вопрос, тогда она носит
целенаправленный характер (например,
ответ ученика на вопросы учителя).
Диалогическая речь, как правило,
предъявляет меньше требований к построению
связного и развернутого высказывания,
чем речь монологическая или письменная;
здесь не нужна специальная подготовка.
Объясняется это тем, что собеседники
находятся в одинаковой ситуации, воспринимают
одни и те же факты и явления и поэтому
сравнительно легко, иногда с полуслова,
понимают друг друга. Им не требуется излагать
свои мысли в развернутой речевой форме.
Важное требование к собеседникам при
диалогической речи — уметь выслушивать
высказывания партнера до конца, понимать
его возражения и отвечать именно на них,
а не на собственные мысли.
Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта
и представляющий собой сложное синтаксическое
целое, в структурном отношении совсем
не связанный с речью собеседника. Монологическая
речь - это речь одного человека, в течение
относительно длительного времени излагающего
свои мысли или последовательное связное
изложение одним лицом системы знаний.
Письменная речь
- это графически оформленная
речь, организованная на основе буквенных
изображений. Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности
и предполагает углубленные навыки звукобуквенного
анализа, умение логически и грамматически
правильно передавать свои мысли, анализировать
написанное и совершенствовать форму
выражения.
Письменная и устная речь выполняют
обычно разные функции. Речь устная по
большей части функционирует как разговорная
речь в ситуации беседы, письменная речь
— как речь деловая, научная, более безличная,
предназначенная не для непосредственно
присутствующего собеседника. Письменная
речь при этом направлена преимущественно
на передачу более отвлеченного содержания,
между тем как устная, разговорная речь
по большей части рождается из непосредственного
переживания. Отсюда целый ряд различий
в построении письменной и устной речи
и в средствах, которыми каждая из них
пользуется.
В устной, разговорной речи
наличие общей ситуации, объединяющей
собеседников, создает общность ряда непосредственно
очевидных предпосылок. Когда говорящий
воспроизводит их в речи, речь его представляется
излишне длинной, скучной и педантичной:
многое непосредственно ясно из ситуации
и может быть в устной речи опущено. Между
двумя собеседниками, объединенными общностью
ситуации и — в какой-то мере — переживаниями,
понимание бывает возможно с полуслова.
Иногда, между близкими людьми, достаточно
одного намека, чтобы быть понятым. В таком
случае то, что мы говорим, понимается
не только или иногда даже не столько из
содержания самой речи, сколько на основании
той ситуации, в которой находятся собеседники.
В разговорной речи многое поэтому не
договаривается. Разговорная устная речь
— ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе
в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового
содержания речи, имеется целая гамма
выразительных средств, при помощи которых
передается то, что не досказано в самом
содержании речи.
В письменной речи, обращенной
к отсутствующему или вообще безличному,
неизвестному читателю, не приходится
рассчитывать на то, что содержание речи
будет дополнено почерпнутыми из непосредственного
контакта общими переживаниями, порожденными
той ситуацией, в которой находился пишущий.
Поэтому в письменной речи требуется иное,
чем в устной, — более развернутое построение
речи, иное раскрытие содержания мысли.
В письменной речи все существенные связи
мысли должны быть раскрыты и отражены.
Письменная речь требует более систематического,
логически связного изложения. В письменной
речи все должно быть понятно исключительно
из ее собственного смыслового содержания,
из ее контекста; письменная речь — это
контекстная речь.
Письменная
речь - вербальное (словесное) общение
при помощи письменных текстов. Оно может
быть и отсроченным (например, письмо),
и непосредственным (обмен записками во
время заседания). Речь письменная отличается
от речи устной не только тем, что использует
графику, но и в грамматическом (прежде
всего синтаксическом) и стилистическом
отношениях — типичными для письменной
речи синтаксическими конструкциями и
специфичными для нее функциональными
стилями. Ей свойственна весьма сложная
композиционно-структурная организация,
которой необходимо специально овладевать,
и отсюда — особая задача обучения письменной
речью в школе. Поскольку текст письменной
речи может быть воспринят одновременно
или, во всяком случае, большими «кусками»,
восприятие письменной речи во многом
отличается от восприятия устной речи
[3].
1.2 Внутренняя речь
Внутренняя речь (речь "про себя") - это
речь, лишенная звукового оформления и
протекающая с использованием языковых
значений, но вне коммуникативной функции;
внутреннее проговаривание. Внутренняя
речь - это речь, не выполняющая функции
общения, а лишь обслуживающая процесс
мышления конкретного человека. Она отличается
по своей структуре свернутостью, отсутствием
второстепенных членов предложения. Внутренняя
речь может характеризоваться предикативностью.
Предикативность - характеристика внутренней
речи, выражающаяся в отсутствии в ней
слов, представляющих субъект (подлежащее),
и присутствии только слов, относящихся
к предикату (сказуемому).
Внутренняя речь отличается
от внешней не только тем внешним признаком,
что она не сопровождается громкими звуками,
что она — "речь минус звук". Внутренняя
речь отлична от внешней и по своей функции.
Выполняя иную функцию, чем внешняя речь,
она в некоторых отношениях отличается
от нее также по своей структуре; протекая
в иных условиях, она в целом подвергается
некоторому преобразованию. Не предназначенная
для другого, внутренняя речь допускает
"короткие замыкания"; она часто эллиптична,
в ней пропускается то, что для пользующегося
ею представляется само собой разумеющимся.
Иногда она предикативна: намечает, что утверждается,
при этом опускается как само собой разумеющееся,
как известное то, о чем идет речь;
часто она строится по типу конспекта
или даже оглавления, когда намечается
как бы тематика мысли, то, о чем идет речь,
и опускается как известное то, что должно быть
сказано.
Выступая в качестве внутренней
речи, речь как бы отказывается от выполнения
первичной функции, ее породившей: она
перестает непосредственно служить средством
сообщения, для того чтобы стать прежде
всего формой внутренней работы мысли.
Не служа целям сообщения, внутренняя
речь, однако, как и всякая речь, социальна.
Она социальна, во-первых, генетически,
по своему происхождению: "внутренняя"
речь несомненно производная форма от
речи "внешней". Протекая в иных условиях,
она имеет видоизмененную структуру; но
и ее видоизмененная структура носит на
себе явные следы социального происхождения.
Внутренняя речь и протекающие в форме
внутренней речи словесное, дискурсивное
мышление отображают структуру речи, сложившуюся
в процессе общения.
Внутренняя речь социальна и по своему
содержанию. Утверждение о том, что внутренняя
речь — это речь с самим собой, не совсем
точно. И внутренняя речь по большей части
обращена к собеседнику. Иногда это определенный,
индивидуальный собеседник. "Я ловлю
себя на том, — читаю я в одном письме,
— что я целыми часами веду нескончаемую
внутреннюю беседу с вами"; внутренняя
речь может быть внутренней беседой. Случается,
особенно при напряженном чувстве, что
человек ведет про себя внутреннюю беседу
с другим человеком, высказывая в этой
воображаемой беседе все то, что по тем
или иным причинам он ему не мог сказать
в реальной беседе. Но и в тех случаях,
когда внутренняя речь не принимает характера
воображаемой беседы с определенным собеседником,
тогда она посвящена размышлению, рассуждению,
аргументации, и тогда она обращена к какой-то
аудитории. Выраженная в слове мысль каждого
человека имеет свою аудиторию, в атмосфере
которой протекают его рассуждения; его
внутренняя аргументация обычно рассчитана
на аудиторию и к ней приноровлена; внутренняя
речь обычно внутренне направлена на других
людей, если не на реального, то на возможного
слушателя.
Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс.
Она недоступна восприятию других людей
и, следовательно, не может быть средством
общения. Внутренняя речь — словесная
оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна.
Она очень сокращена, свернута, почти никогда
не существует в форме полных, развернутых
предложений. Часто целые фразы сокращаются
до одного слова (подлежащего или сказуемого).
Объясняется это тем, что предмет собственной
мысли человеку вполне ясен и поэтому
не требует от него развернутых словесных
формулировок. К помощи развернутой внутренней
речи прибегают, как правило, в тех случаях,
когда испытывают затруднения в процессе
мышления. Трудности, которые переживает
иногда человек, пытаясь объяснить другому
понятную ему самому мысль, часто объясняются
трудностью перехода от сокращенной внутренней
речи, понятной для себя, к развернутой
внешней речи, понятной для других [4].