Речь и язык. Психологические функции и основные виды речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

Цель реферата – анализ понятий «язык» и «речь». Описание функций и видов речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

Неправильно было бы целиком  интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь - беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись. Но нельзя свести мышление к речи, даже внутренней и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Функции речи

В психологии речь рассматривается как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности. Исходя из этого, психологи выделяют две основные, неразрывно связанные функции речи:

  • коммуникативная функция, или функция человеческого общения
  • речемыслительная функция, или функция мышления.

 В рамках коммуникативной функции принято различать в свою очередь функции сообщения и побуждения к действию. Формой же выражения мысли речь становится благодаря тому, что может обозначать те или иные предметы, явления, действия, качества и т.д. В этом случае говорят о семантической или сигнитивной функции речи.

В филогенезе речь первоначально  выступала, вероятно, как средство общения  людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит  факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у  человека способности пользоваться речью при  решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это – система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи.

Психология деятельности  и  познавательных процессов или  содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания  речевых высказываний, т.е. отнесения  передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или  явлений. Это непременно требует  абстракции и обобщения, выражения  обобщенного  абстрагированного  содержания в слове-понятии. Общение  развитых в психологическом и  культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных  значений. Это и есть магистральный  путь совершенствования  человеческой речи, сближающий ее с мышлением  и включающий речь в управление всеми  другими познавательными процессами.

В последние годы ведется  немало споров и дискуссий по вопросу  о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не  слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь. С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины  и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты. Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из  множества  других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задатки) его виды при наличии соответствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.

Полностью приобретенное  поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует  медленно, совсем не так, как это  имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке  появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными  задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы  поведения. Этот процесс, как правило,  длителен  и  охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому  является процесс  усвоения детьми понятий, который завершается  лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже  в возрасте около трех лет.

Другим доказательством  возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у  человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и  когда они родились, в условиях какой культуры развивались и на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.

 


Информация о работе Речь и язык. Психологические функции и основные виды речи