Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:14, контрольная работа
Разграничивая язык и речь, не следует их противопоставлять, поскольку они представляют собой две стороны одного и того же феномена – специфического вида человеческой деятельности, обеспечивающей общение и мышление людей. Такое разграничение необходимо для любого исследования уже потому, что «исторически факт речи всегда предшествует языку» (Ф. Де Соссюр), а единицы языка вычленяются из речи; речь содержит в себе нечто спонтанное и живое, она нечто большее, чем язык.
1. Сущность и свойства языка и речи.
2. Возникновение и развитие языка и речи.
3. Практическое задание
4. Список используемой литературы
Содержание:
1. Сущность и свойства языка и речи.
2. Возникновение и развитие языка и речи.
3. Практическое задание
4. Список используемой литературы
Разграничивая язык и речь, не следует их противопоставлять, поскольку они представляют собой две стороны одного и того же феномена – специфического вида человеческой деятельности, обеспечивающей общение и мышление людей. Такое разграничение необходимо для любого исследования уже потому, что «исторически факт речи всегда предшествует языку» (Ф. Де Соссюр), а единицы языка вычленяются из речи; речь содержит в себе нечто спонтанное и живое, она нечто большее, чем язык. Речь организуется более или менее по законам языка, который она сама создала (А.Сеше). В основе любой лингвистической теории должно находиться первичное, большее, общее, т.е. речь (В.А.Звегинцев). Главной задачей языковедения является не только и не столько описать систему языковых средств, сколько исследовать механизмы деятельности языка, не устраняясь от его первоосновы, поскольку речь – место встречи языка с мыслью (А.А. Потебня, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Звегинцев и др.). Таким образом, лингвистика изучает две ипостаси одного и того же объекта.
Разграничение языка и речи, введенное Ф. Де Соссюром, основано на бинарных противопоставлениях их отличительных признаков, образующих дихотомии или антиномии.
1) Язык – явление психическое, а речь – психофизическое.
2) Язык есть система знаков, а речь асистемна, поскольку представляет собой некий «сверх языковой остаток» речевой деятельности.
3) Язык - социальное явление, речь – индивидуальное.
4) Язык есть форма, речь –субстанция, поскольку включает в себя звуки и значения.
5) Язык – сущность, речь – явление.
В после соссюровском языкознании эти антиномии были дополнены другими. Самые важные из них следующие:
- Язык – нечто общее и абстрактное, а речь – частное и конкретное (Н.С.Трубецкой)
- Язык постоянен, а речь преходяща, переменна (Н.С.Трубецкой, Л. Ельмслев).
- Язык - код, система, речь - ее реализация, текст; сообщение.
- Язык - потенция, речь – ее актуализация.
- Язык - инвариант, речь - вариант.
Эти определения выделяют лишь один из признаков дихотомии «язык – речь», не учитывают основного признака оппозиции – «процессуальности». Л.В. Щерба попытался устранить этот просчет, предложив различать «обработанный лингвистический опыт» и «процесс говорения», что перекликается с гумбольдтовским пониманием языка как статического явления, речи – как динамического.
Перечисленные толкования проблемы соотношения языка и речи - основа основ всего учения выдающегося швейцарского ученого, определившего характер развития лингвистической мысли в 20-м веке.
Н.А.Слюсарева считает целесообразным рассматривать соссюровские дихотомии в трех ракурсах: гносеологическом, онтологическом, прагматическом.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.
Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.
Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых.
Речь и язык впервые возникают только у людей, только в человеческом обществе. Хотя у животных и существует общение посредством голосовых сигналов, но у них нет настоящей речи, нет языка. Голосовые реакции животных представляют собой врожденные, безусловные рефлексы на внешние или внутренние раздражители. Они имеют приспособительное значение, так как, воздействуя на других животных, вызывают у них поведение, необходимое для поддержания жизни вида. Например, животное на сигнал опасности отвечает голосовой реакцией, которая вызывает у его детенышей инстинктивное оборонительное поведение (затаивание или подбегание к матери и т. п.), благодаря чему они избегают гибели.
Голосовая реакция животного, являясь ответом на то или другое воздействующее явление (например, на звуки шагов приближающегося хищника), выполняет сигнальную функцию. Она, однако, не обозначает самого явления — не передает, какое именно явление ее вызвало. Соответственно и поведение другого животного в ответ на голосовую реакцию представляет собой ответ непосредственно на данную реакцию, как на определенный звуковой раздражитель, а вовсе не на то явление, которое ее вызвало. Иначе говоря, сама голосовая реакция животного и ответное поведение на нее других животных представляют собой безусловные или условные рефлексы на раздражители первой сигнальной системы.
Совсем другое дело человеческая речь. Видя перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для других людей обозначают то же самое явление (точнее, ту обобщенную группу явлений, к которой принадлежит данное явление). В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении. Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.
Естественной предпосылкой возникновения речи служило относительно высокое развитие у предков человека инстинктивного голосового общения. Об этом свидетельствует тот факт, что у современных обезьян ясно выделяются не менее девяти разнохарактерных звуков, достигаемых сочетанием таких, в частности, движений, как движения челюстей, губ, языка, которые создают возможность уже некоторой членораздельности голосовых реакций. Таким образом, речь человека возникла уже на достаточно подготовленной в процессе биологической эволюции анатомической и физиологической основе.
Вместе с тем развитие членораздельной речи вело к дальнейшему постепенному совершенствованию речевых органов. Развитие произношения звуков речи было связано с изменением у человека формы нижней челюсти и степени ее подвижности, с увеличением полости рта, что обеспечивает большую свободу движений языка, с изменением некоторых мышц лицевого скелета, что обусловливает большую подвижность органов речи, и т. д.
Развитие членораздельной речи вызвало также дальнейшее совершенствование слуха; под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.
Формирование многообразных, все более гибких и высокодифференцированных, тонко различающихся между собой Рече произносительных движений, а также точности слухового анализа звуков речи было тесно связано с дальнейшим развитием коры больших полушарий головного мозга, с усложнением всего ее строения, всей ее деятельности. Специально же это привело к развитию тех областей коры, в которых прежде всего осуществляется анализ речевых сигналов: от движений органов речи (центр Брока) и слуховых речевых сигналов (центр Вёрнике). Возникновение членораздельной речи явилось, таким образом, наряду с трудом вторым главнейшим фактором, под влиянием которого кора приобрела специфически человеческие особенности как анатомического строения, так и своих функций.
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;
б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
в) ограниченным словарным запасом;
г) все ответы верны.
Правильный ответ «Г» т.к. все люди в мире разные возможность передавать информацию о прошлых и будущих событиях есть у всех людей, но некоторые люди, например глухонемые общаются с друг другом сигналами, которые они делают руками и эмоциями, другие ограничиваются словарным запасом.
Список используемой литературы
Тихомиров О.К. Психология мышления – М, 2005.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии - СПб.: 2004.
Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012.
Нуркова В.В. Психология – М.: 2004.
Маклаков А.Г. Общая психология – СПб: 2004.
И др.
Информация о работе Речь как способ выражения мысли и образа