Речь как средство коммуникации и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:36, реферат

Краткое описание

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму [3].
Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология речи.docx

— 23.06 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта АРК

РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»

Кафедра коррекционной  педагогики и психологии психолого-педагогического  факультета

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Речь как средство коммуникации и мышления»

 

 

Выполнил:

Студент 4-го курса психолого-педагогического  факультета гр. КО-09

Суфьянов Салим

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2013 год

Речь как средство коммунникации  и мышления

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение  предполагает не только и не столько  передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную  форму [3].

Вряд ли можно сомневаться  в том, что знания основ ораторского  искусства необходимо каждому, кто  участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность  логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы  человека, она не способна производить  сильное впечатления. Мастерство публичной  речи состоит в умелом использовании  общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство  есть мышление образами – этот закон  может быть применим и к ораторскому  искусству. Идея речи, ее содержание доходит  до сознания через эмоциональную  сферу. Задача оратора состоит в  том, чтобы воздействовать на чувства  слушателей. Сильное чувство, переживание  человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления [4].

Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд  звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего  ее представляет собой мгновенное раскрытие  всего опыта и характера, намерений  и чувств человека. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким  образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное  средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Слово является средством  передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому [1].

При передаче информации частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо  проиллюстрировал А. Моль в примере  передачи указаний по цепочке капитан  – адъютант – сержант – капрал – рядовые солдаты:

Капитан – адъютанту: “Как вы знаете, завтра произойдет солнечное  затмение, это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я  дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет  нечего, в таком случае оставьте людей в казарме.”

Адъютант – сержанту: “По приказу капитана завтра утром  произойдет солнечное затмение в  походной одежде. Капитал на плацу  даст необходимые объяснения, а это  бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда  явление состоится в казарме.”

Сержант – капралу: “По  приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей  в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения на счет этого  явления, если будет дождливо, что  бывает не каждый день.”

Капрал – солдатам: “  Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится  в походной одежде, а это бывает не каждый день.”

Видно, что сам процесс  словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает  деформацию смысла сообщения. И все  же люди понимают друг друга. Понимание  постоянно корректируется, поскольку  общение – это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь [3].

Культура поведения в  любом общении не мыслима без  соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении  людей.

  1. В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос.
  2. В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – “формула поглаживания”. Это словесные обороты типа: “Удачи вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!”, приносимые с любыми оттенками.
  3. В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности [1].

Передача информации может  иметь различную форму – это  может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень  разнообразны. Выбор того или иного  средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Главная функция речи у  человека состоит в том, что она  является инструментом мышления. Мышление органично связано с речью и языком.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими  исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные  моменты мышления у человека наблюдается  повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как  правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и речедвигательные реакции  выполняются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно  объединены слово и мысль [4].

А.Н.Соколов в хрестоматии  «Психофизиологическое исследование внутренней речи» описал свои опыты  со взрослыми и детьми, убедительно  доказывающими, что «в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. Мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь [2].

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения  выполняет в основном коммуникативную  функцию. Все ее виды развивают речевое  мышление и интеллект личности.

Развитие речи зависит  от развития мышления и мотивации  человека: оно идет от мысли к  внутренней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль [4].

Вывод:

Таким образом, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь – это универсальное средство мышления, общения и познания. Оно сопровождает человека и оттачивается на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  2. http://www.sublogic.ru/slos-136-1.html.
  3. http://www.follow.ru/article/109.
  4. http://gendocs.ru/v11828/взаимосвязь_мышления_и_речи.

Информация о работе Речь как средство коммуникации и мышления