Родительское собрание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:16, лекция

Краткое описание

Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая.

Вложенные файлы: 1 файл

Родительское собрание.docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит  от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности  которых детский сад не может  нести ответственность. Однако знать, "...из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает  на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда  педагогический коллектив может  правильно строить свои отношения  с ребенком в детском саду, с  его родителями и одновременно проводить  работу по нейтрализации дурного  влияния, отрицательного воздействия  на ребенка.

Наиболее эффективная  форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые  могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно  знать родителям, если их ребенок  пошел в детский сад. Так можно  назвать первое собрание. На такое  собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными  ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается  проблема посещения последующих  собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.

На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических  и других знаний они получат, какие  вопросы можно включить дополнительно  по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик  и т.д.)

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого  графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее  могли спланировать свое служебное  и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.

Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили  тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению  оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы  названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.

Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ  И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это  постоянное общение с детьми при  условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем  родительского собрания должна стать  тема: "Один день из жизни ребенка  в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "РЕБЕНОК  УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон  РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его  физического и нравственного  здоровья. Решать эту задачу следует  ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут  быть;

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общесадовскими и групповыми.

Родительское собрание закономерно  считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются  две стороны, участвующие в общеобразовательном  процессе, - педагоги и родители - для  того, чтобы выслушать друг друга  и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского  собрания.

1 этап. Организация  родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует  продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что  эта часть работы важна. Очень  важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно  пригласить родителей, разослать именные  приглашения, подготовить альбомы  и видеоматериалы, освещающие жизнь  детей в детском саду. Заранее  оформить благодарственные письма тем  родителям, чьи дети принимали участие  в конкурсах и выставках. Завершает  организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка  сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей  группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости  быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного  ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть  собрания в перечисление "детских  грехов".

Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных  вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас  понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление  итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые  решения, дать информацию о следующем  собрании. Важно выяснить и отношение  родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить  необходимые опросные листы для  оценок и пожеланий родителей; все  это в последствии станет предметом  размышлений. Предметом анализа  должны будут стать точно так  же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей  в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Работа с родителями.

Организация взаимодействия с коллективом группы требует  от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.

  • Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
  • Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;
  • Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;
  • Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи детей, педагог  должен обратить внимания на следующую  информацию о семье ребенка:

  • общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитарность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей позволяет  педагогу ближе познакомиться с  самим ребенком, понять уклад жизни  его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений  родителей и детей.

Чтобы вас услышали.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение  этой задачи и направленно большинство  используемых приемов.

Начало  разговора.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным  и четким по содержанию. Вот несколько  советов.

Хорошо подумайте и  запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения  вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко  даже на фоне вашего вполне понятного  волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинай те с  извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что  встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в  тишине. Найдите способ привлечь к  себе внимание. Желательно это сделать  нестандартно.

Начните разговор с изложения  самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем  мы рассмотрим...", "В конце разговора  нам с вами предстоит...". Обозначьте место вопросов и реплик родителей  в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей  с начала полностью выслушать  вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые  будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать  их для себя.

Замечательно, если после  изложения всех организационных  моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы , покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п.. Гели родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Формы расположения зала:

Дискуссионный клуб

"+" данная форма зала  позволяет создать 

  • тесный психологический контакт для всех членов процесса (контакт глаз); - демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
  • чувство значимости каждого - повышение самооценки;
  • чувство коллективизма;
  • высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
  • дифференцированный подход;
  • творческий подход;
  • экономия времени на
  • достижение результата;
  • глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • умение слушать и принимать чужую точку зрения;
  • умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
  • легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
  • способствовать развитию в нем демократических качеств;
  • развитие речи, коммуникативных навыков;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение ценить и распределять время;
  • умение емко и четко излагать свои мысли;
  • возникновение фракций;
  • вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
  • подавление 1-2 личностями членов групп;
  • для педагога трудно владеть ситуацией (у каждой группы складываются свои отношения);
  • устойчивое формирование групп;
  • проблемы освещения.

Класс

"+" данная форма зала  позволяет 

  • работа парами - обучение других;
  • направленное внимание в одну сторону;
  • свободное перемещение учителя вдоль рядов;
  • соблюдение санитарно- гигиенических норм (физиологический учет зрения);
  • удобно для контрольных, самостоятельных работ
  • вынужденное доминирование преподавателя;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • нарушение психологического климата (спины членов коллектива);
  • дистанция по отношению к доске, педагогу;
  • закрыт обзор доски, наглядности;
  • малая подвижность, статичность - развитие сколиоза.

U-образная форма

  • комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
  • активность и инициатива участников процесса; возможность проведения нестандартных занятий; стол-защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров - контакт глаз); удобно демонстрировать пособия; удобно рассаживать левшей;
  • эффективное осуществление индивидуального подхода "-"
  • нарушение санитарно-гигиенических норм (физиологический учет зрения); не способствует тесному контакту;
  • дистанция по отношению к доске.

Форма круга

"+" тесный психологический  контакт; 

  • демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
  • чувство значимости каждого - повышение самооценки;
  • чувство коллективизма;
  • высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу):
  • дифференцированный подход;
  • творческий подход;
  • глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • умение слушать и принимать чужую точку зрения;
  • умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
  • легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
  • способствовать развитию в нем
  • демократических качеств;
  • развитие речи, коммуникативных навыков;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение емко и четко излагать свои мысли;
  • возможность организации игр, разминок.
  • дискомфорт в начале работы для робких (открытость, не за что спрятаться);
  • для учителя трудно владеть ситуацией; нарушение санитарно-гигиенических норм;

Анализ

Давайте обратим внимание на минусы, отмеченные вами в той  или иной форме помещения. Как  мы будем к ним относиться? Как  мы можем избежать этих "подводных  камней"?

Вывод: Каждая из форм помещения помогает в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности собрания необходимо учитывать это отдавая предпочтение той или иной форме.

Наиболее  эффективны в решении многих целей  и задач именно такие формы  зала, как круг и дискуссионный  клуб, которые предполагают интерактивные  формы ведения собраний.

 

Поделиться

 

© 2012 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53


Поделитесь с друзьями

Я.руВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookМой МирLiveJournalЯндекс


Информация о работе Родительское собрание