Результативность взаимодействия
семьи и детского сада в воспитании
детей в значительной мере зависит
от самих родителей и от других
взрослых членов семьи, за уровень воспитанности
которых детский сад не может
нести ответственность. Однако знать,
"...из кого состоит семья, кто окружает
детей в семье, кто оказывает
на них влияние, каково это влияние
(со знаком плюс или минус), и воспитатели,
и детский сад должны. Только тогда
педагогический коллектив может
правильно строить свои отношения
с ребенком в детском саду, с
его родителями и одновременно проводить
работу по нейтрализации дурного
влияния, отрицательного воздействия
на ребенка.
Наиболее эффективная
форма работы педагогов и родителей
- это родительские собрания, которые
могут проходить в форме лектория,
семинара и т.п. Успех проведения
собраний-лекториев обеспечивает соблюдение
таких условий: тематика их составляется
по возможности нестандартная, привлекающая
внимание, вызывающая интерес и даже
иногда интригующая. Например: что нужно
знать родителям, если их ребенок
пошел в детский сад. Так можно
назвать первое собрание. На такое
собрание родители, как правило, приходят,
так как тема названа конкретно,
и она их интересует. Родители приходят
на это собрание с определенными
ожиданиями, и если эти ожидания
оправдываются, то сразу снимается
проблема посещения последующих
собраний; заинтересованные родители
придут на очередное собрание-лекцию.
На первом же родительском
собрании тематику последующих встреч
желательно объявить на длительный период,
желательно на год. В таком случае
родители смогут заранее представить,
какой объем психолого-педагогических,
социально экономических, медико-экологических
и других знаний они получат, какие
вопросы можно включить дополнительно
по их просьбе, каких специалистов желательно
послушать (специалисты, учитель-логопед,
педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик
и т.д.)
Важным условием успеха родительских
собраний является определение четкого
графика их проведения. Этот график
на первом собрании сообщается родителями
для того, чтобы они заранее
могли спланировать свое служебное
и домашнее время, не занимать его никакими
делами. В зависимости от возможностей
или от желания эти встречи могут проходить
ежемесячно или раз в квартал, в одни и
те же часы.
Ведь сами педагоги заинтересованы
в том, чтобы родители усвоили
тот минимум педагогических знаний,
который необходим для эффективного
семейного воспитания.
Семейное воспитание осуществляется
тем успешнее, чем лучше подготовлены
будут к его осуществлению
оба родителя: мама и папа. Следовательно,
необходимо стремиться к тому, чтобы
названные тематические родительские
собрания они посещали вместе одновременно.
Очень важно убедить родителей,
что семейное воспитание это - не морали
и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это
постоянное общение с детьми при
условии соблюдения общечеловеческой
морали, правил поведения и общения.
Вот почему одной из первых тем
родительского собрания должна стать
тема: "Один день из жизни ребенка
в семье", которая поможет понять
родителям простую истину: "РЕБЕНОК
УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ
В ДОМУ: родители пример тому!" Закон
РФ "Об образовании" поставил на первое
место такую двуединую задачу
перед семьей, как развитие личности
ребенка, сохранение и укрепление его
физического и нравственного
здоровья. Решать эту задачу следует
ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Одной из главных и наиболее
распространенных форм со всеми родителями
является родительское собрание.
Родительские собрания могут
быть;
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общесадовскими и групповыми.
Родительское собрание закономерно
считается не менее сложным "жанром",
чем проведение занятий. Здесь встречаются
две стороны, участвующие в общеобразовательном
процессе, - педагоги и родители - для
того, чтобы выслушать друг друга
и обсудить основные проблемы третьей,
самой главной стороны - детей.
Этапы родительского
собрания.
1 этап. Организация
родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается
с определения повестки дня собрания
и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует
продумать и организацию явки
родителей. Практика показывает, что
эта часть работы важна. Очень
важно создать атмосферу ожидания
родительского собрания: заблаговременно
пригласить родителей, разослать именные
приглашения, подготовить альбомы
и видеоматериалы, освещающие жизнь
детей в детском саду. Заранее
оформить благодарственные письма тем
родителям, чьи дети принимали участие
в конкурсах и выставках. Завершает
организационную часть этапов подготовки
оформление помещения для проведения
в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка
сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение
собрания - предмет творчества педагога.
Воспитатель лучше знает родителей
группы, чутко улавливает их настроение.
Тем не менее, любое собрание должно,
на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных
компонентов;
- Анализ достижений детей группы.
В этой части родительского собрания воспитатель
знакомит родителей с общими результатами
деятельности детей; с самого начала стоит
предупредить родителей, что ответы на
частные вопросы они получат только в
ходе персональной встречи.
- Ознакомление родителей с состоянием
социально-эмоционального климата в группе.
Педагог делится наблюдениями о поведении
ребят в значимых для них ситуациях. Темой
разговора могут быть и взаимоотношения,
и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы.
Очевидно, что родители должны понимать
миссию детского сада как первого института
социализации, в котором ребенок получает
опыт взаимодействия с другими детьми
и взрослыми очень важна.
Излишне напоминать о необходимости
быть предельно деликатным, избегать
негативных оценок в адрес конкретного
ребенка, а тем более родителя.
Не стоит превращать эту часть
собрания в перечисление "детских
грехов".
Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить,
что задача повышения уровня психолого-педагогической
компетентности родителей - одна из важнейших
задач. Не плохо предложить родителям
информацию о новинках педагогической
литературы, об интересных выставках,
фильмах и т.д.
Обсуждение организационных
вопросов (экскурсии, приобретение пособий
и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета
о проведенной работе и информации о предстоящих
делах: заметим, что финансовые проблемы
лучше всего заранее обсудить с родительским
комитетом.
Личные беседы
с родителями. На этом этапе объектом внимания
номер один должны стать родители детей,
имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Сложность состоит в том,
что очень часто эти родители,
опасаясь критики, избегают родительских
собраний, и воспитатель должен стремиться
обеспечить им чувство безопасности,
дать понять, что их здесь не судят,
а стремятся помочь. Очень эффективна
тактика присоединения: "Я вас
понимаю!", "Я с вами согласен!".
3 этап. Осмысление
итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания
начинается на самом собрании: необходимо
сделать вывод, сформулировать необходимые
решения, дать информацию о следующем
собрании. Важно выяснить и отношение
родителей к проведенному собранию,
разумно заранее подготовить
необходимые опросные листы для
оценок и пожеланий родителей; все
это в последствии станет предметом
размышлений. Предметом анализа
должны будут стать точно так
же персональный состав родителей, оставшихся
на личную беседу, вопросы родителей
в ходе собрания, явка родителей, причины
отсутствия, участие родителей в обсуждении
и т. д. Информация об итогах родительского
собрания должна быть доведена до администрации.
Работа с родителями.
Организация взаимодействия
с коллективом группы требует
от педагога соблюдение определенных
правил общения с семьями детей.
- Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;
- Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи детей, педагог
должен обратить внимания на следующую
информацию о семье ребенка:
- общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитарность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей позволяет
педагогу ближе познакомиться с
самим ребенком, понять уклад жизни
его семьи, ее традиции и обычаи,
духовные ценности, стиль взаимоотношений
родителей и детей.
Чтобы
вас услышали.
Главная задача любого информатора
- сделать так, чтобы его услышали,
то есть в принципе послушали именно
то, что он хотел сказать. На решение
этой задачи и направленно большинство
используемых приемов.
Начало
разговора.
Главное требование - начало
разговора должно быть кратким, эффективным
и четким по содержанию. Вот несколько
советов.
Хорошо подумайте и
запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения
вашей речи. Они должны прозвучать
максимально спокойно и четко
даже на фоне вашего вполне понятного
волнения.
Правильно представитесь (если
это первая встреча). Коротко, но подчеркнув
те стороны вашего статуса и роли
в отношении детей, которые составят
основу вашего авторитета и значимости
в глазах родителей.
Никогда не начинай те с
извинений, даже в том случае, если
начало встречи затянулось, возникли
накладки и какие-то недоразумения.
Можно просто констатировать, что
встреча началась несколько не так,
как планировалось. Извинения немедленно
поставят вас в позицию "снизу"
и уменьшат субъективную значимость
вашей информации в глазах слушателей.
Важно начать разговор в
тишине. Найдите способ привлечь к
себе внимание. Желательно это сделать
нестандартно.
Начните разговор с изложения
самой логики встречи, ее основных этапов:
"С начало мы с вами...", "Затем
мы рассмотрим...", "В конце разговора
нам с вами предстоит...". Обозначьте
место вопросов и реплик родителей
в ходе встречи. Например, вы можете
сказать, что вопросы лучше задавать
сразу, по ходу изложения информации.
Или наоборот, попросить родителей
с начала полностью выслушать
вас, а затем задать вопросы. Можете
сказать, на все вопросы, которые
будут заданы в ходе вашего монолога,
вы ответите потом, а пока будите фиксировать
их для себя.
Замечательно, если после
изложения всех организационных
моментов вам удастся изменить позицию
слушателей, сделать ее более включенной,
раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо
недавний случай из жизни группы , покажите
не что смешное или интересное, сделанное
детьми и т.п.. Гели родители не знакомы
друг с другом, обязательно представьте
их.
Формы расположения
зала:
Дискуссионный клуб
"+" данная форма зала
позволяет создать
- тесный психологический контакт для всех членов процесса (контакт глаз); - демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
- чувство значимости каждого - повышение самооценки;
- чувство коллективизма;
- высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
- дифференцированный подход;
- творческий подход;
- экономия времени на
- достижение результата;
- глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
- умение слушать и принимать чужую точку зрения;
- умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
- легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
- способствовать развитию в нем демократических качеств;
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение ценить и распределять время;
- умение емко и четко излагать свои мысли;
- возникновение фракций;
- вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
- подавление 1-2 личностями членов групп;
- для педагога трудно владеть ситуацией (у каждой группы складываются свои отношения);
- устойчивое формирование групп;
- проблемы освещения.
Класс
"+" данная форма зала
позволяет
- работа парами - обучение других;
- направленное внимание в одну сторону;
- свободное перемещение учителя вдоль рядов;
- соблюдение санитарно- гигиенических норм (физиологический учет зрения);
- удобно для контрольных, самостоятельных работ
- вынужденное доминирование преподавателя;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- нарушение психологического климата (спины членов коллектива);
- дистанция по отношению к доске, педагогу;
- закрыт обзор доски, наглядности;
- малая подвижность, статичность - развитие сколиоза.
U-образная форма
- комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
- активность и инициатива участников процесса; возможность проведения нестандартных занятий; стол-защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров - контакт глаз); удобно демонстрировать пособия; удобно рассаживать левшей;
- эффективное осуществление индивидуального подхода "-"
- нарушение санитарно-гигиенических норм (физиологический учет зрения); не способствует тесному контакту;
- дистанция по отношению к доске.
Форма круга
"+" тесный психологический
контакт;
- демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
- чувство значимости каждого - повышение самооценки;
- чувство коллективизма;
- высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу):
- дифференцированный подход;
- творческий подход;
- глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
- умение слушать и принимать чужую точку зрения;
- умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
- легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
- способствовать развитию в нем
- демократических качеств;
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение емко и четко излагать свои мысли;
- возможность организации игр, разминок.
- дискомфорт в начале работы для робких (открытость, не за что спрятаться);
- для учителя трудно владеть ситуацией; нарушение санитарно-гигиенических норм;
Анализ
Давайте обратим внимание
на минусы, отмеченные вами в той
или иной форме помещения. Как
мы будем к ним относиться? Как
мы можем избежать этих "подводных
камней"?
Вывод: Каждая из форм помещения помогает
в решении задач и целей, которые преследуются
педагогом. Поэтому для большей эффективности
собрания необходимо учитывать это отдавая
предпочтение той или иной форме.
Наиболее
эффективны в решении многих целей
и задач именно такие формы
зала, как круг и дискуссионный
клуб, которые предполагают интерактивные
формы ведения собраний.
Поделиться |
|