Роль общения в нашей жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:23, реферат

Краткое описание

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Содержание

Введение
Общение в системе межличностных отношений
Связь общения и деятельности
Уровни общения и его особенности в различных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Роль общения в нашей жизни реф.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение.

Деловое общение  — это ситуация, когда целью  взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или  договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

Воспитательное  общение — это ситуации, в которых  один из участников целенаправленно  воздействует на другого, достаточно четко  представлять себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает ситуационно или постоянно авторитетом и знаниями.

Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом и т.п.). Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой — отвечает. Чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен правильно задавать вопросы, учитывая собственный статус и статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д.

Интимно-личностное общение во многом уникально и  специфично. Оно возможно только когда  партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково  заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

Часто выполняет  функции катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть свое смущение в обществе незнакомых людей — «светская» беседа течет легче, когда собеседники курят. Особый повод для курения есть у женщин. Их манипуляции с сигаретой часто имеют сексуальное значение, привлекают к ним внимание мужчин. Характерные женские жесты кокетства обязательно предполагают демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ показать все это — держать в руке изящную сигарету и делать легкие затяжки.

В ситуации групповой  дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уде знакомую информацию, когда же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники.

Заключение

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена  проблема общения в социальной психологии. Как нами было показано - общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений  человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким  образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.5Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности.

Общение, являясь  сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном  общении могут быть выделены три  стороны.

  1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.
  2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.
  3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны  общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.
  2. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии /   Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.

 

1 Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

2 Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988. С. 88.

3 Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

4 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. С. 289.

5 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.


Информация о работе Роль общения в нашей жизни