Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:36, контрольная работа
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Допустимые стратегии.
Тестологическая. В ее основе — стандартизированные испытания профпригодности. Данный подход имеет как свои преимущества, так и недостатки. Основные преимущества тестологического подхода: 1) при грамотном использовании тестов (при наличии корректных норм, при использовании батарей методик, при проведении обследования, растянутого во времени, и т.п.) можно получить достоверные результаты; 2) с помощью тестов легко создавать видимость большой и наукообразной работы (это важно для утверждения себя как специалиста, особенно в глазах непрофессионалов); 3) тесты позволяют формировать у клиентов (особенно у школьников) мотивацию на самопознание (например, после проведения даже плохих тестов школьники часто интересуются: «Скажите, что у меня получилось?») и т. п. Основные недостатки тестов: 1) очень сложно полностью стандартизировать процедуру обследования и сами тесты (например, если кто-то в классе просто удачно пошутит по поводу некоторых формулировок вопросов теста, то после громкого хохота стандартность процедуры будет сильно нарушена и т.п.); 2) большинство профессиональных тестов просто некачественные; 3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся способности клиента (особенно подростка), рекомендации по результатам обследования имеют невысокую прогностичность и т. п.
Информационно-просветительская
Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения. Это вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства. Наиболее перспективная схема «компьютер — живое общение с консультантом».
«Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направлении этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления, как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного успеха — с другой).
«Гуманистическо-
Организационно-управленческая. В основе этой стратегии — реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в современных условиях нашей страны это окажется реальностью, то следует помнить, что такая система предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. Важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы нередко становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты.
«Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную помощь: например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда возможно оказать полноценную помощь по всем важным компонентам схемы построения личной профессиональной перспективы.
Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе этой стратегии — предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и Отечеству» в дореволюционной России или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень важно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или даже идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но может быть именно это — самое главное в профессиональном и личностном самоопределении.
«Принудительная». Подобная стратегия — для особых случаев: например, при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. Перспективным вариантом данной стратегии является пока еще редко практикуемая подготовка специалистов с высшим образованием из числа заключенных в колониях (правда, в основном по профессиям социальной сферы). Во-первых, для многих освобождающихся из мест лишения свободы это редкий шанс стать порядочными членами общества (а стремление к этому есть у многих). Во-вторых, специалисты отмечают высокую мотивацию заключенных к приобретению таких профессий. К сожалению, в нашей стране средств для этого пока не хватает, и финансируют такие проекты зарубежные благотворительные фонды. Между тем именно в условиях современной России проблема заключенных является одной их самых острых (с учетом того, что заключенных у нас слишком много). На первый план в этой стратегии выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и даже унизительных выборах.
Активизирующая стратегия. В ее основе лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.
Нежелательные стратегии.
Стратегия «обмана» В консультационной практике нередко возникает проблема: кого «обманывать» — клиента или начальника-заказчика (который «обязывает» психолога работать определенным образом и строго наказывает за иные варианты работы)? Если не удается «переубедить» (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах «рапортовать», что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, поскольку тот соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.
Стратегия самообмана. Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто оправданием служит «полное удовлетворение» клиентов. Можно выделить следующие варианты стратегии «самообмана»:
а) директивное консультирование. Наиболее
коварна его форма, когда психолог ласково
улыбается клиенту, но про себя думает:
«Все равно ты ничего не понимаешь и сделаешь
так, как я тебе скажу». Такой психолог
обычно легко очаровывает клиента, со-
здает атмосферу безоговорочного доверия
и буквально «вьет из него веревки», клиент
же при этом пребывает в заблуждении, что
работает со «знающим» и «приятным» специалистом;
б) игра в «терапию». Пример:
подростка в центре профориентации сразу
же отправили в психотерапевтическую
группу, после группы подросток заявляет:
«Вообще-то было интересно, но я как пришел
со своей профориентационной проблемой,
так и ушел
с ней». Но в целом подросток доволен, и
консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме
(его позиция: «Спросите у детей, они вам
скажут, понравилась им моя помощь или
нет»);
в) деструктивно-
«круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться
таким
образом самому (типично для начинающих
профконсультантов);
г) адаптивно-манипулятивная. Главная
проблема здесь: как проф-
консультанту не позволять манипулировать
собой. Например, в слу-
чаях, когда клиент или мама клиента уже
решили для себя сделать
какой-то явно неудачный выбор и буквально
навязывают его пси-
хологу (сам приход к психологу — это,
скорее, подтверждение своей
правоты и одновременно перенесение ответственности
на самого
психолога-консультанта, если он «согласится»
с клиентом).
Отдельно можно выделить формальную и неформальную стратегии профориентационной помощи. При формальной профориентации клиентов подталкивают к тем выборам, которые поощряются данным правительством или местными органами власти (например, всех ориентируют на «фермерство», или на «малый бизнес», или на «челночничество»). При формальной профориентации на первый план выходит проблема отчетности перед различными проверяющими структурами и инспекторами. Реальная профориентация больше исходит из потребностей клиентов. Но при этом сами такие потребности могут быть не всегда просоциальны (например, клиент стремится строить свое благополучие за счет других людей или за счет общественных интересов). При реальной профориентации возникает проблема соотнесения различных «реальностей»: сегодняшней и предполагаемого будущего, поскольку ориентация лишь на интересы сегодняшнего дня далеко не всегда создает основу для личностного развития в перспективе. А для самого психолога-профконсультанта ориентация лишь на сегодняшние проблемы клиента также порождает опасность «идти на поводу» у своих клиентов, особенно когда они хорошо оплачивают такие услуги (а платят часто не столько за реальные советы, сколько за моральную поддержку примитивных или даже антисоциальных ориентации).
Так или иначе осознание доминирующей стратегии, которой консультант придерживается в каждом конкретном случае, помогает психологу-профконсультанту лучше рефлексировать свой труд, а также лучше рефлексировать свое развитие (или деградацию) в своей нелегкой работе.
3. Функции профессиональной ориентации
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему.
Система – это единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Поэтому необходимо выделить элементы профессиональной ориентации. Пряжникова Е.Ю. выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее:
- Самоопределяющаяся личность. Это может быть как школьник или студент, так и специалист в той или иной деятельности;
- Семья. Для семьи, имеющей в своем составе школьника, заканчивающего обучение, очень важно сориентировать его на жизненный успех, кроме того, семья сама ориентирована на успех, поэтому возможен такой вариант как «семейная карьера»;
- Психолого-педагогическая
наука. Этот субъект следует рассматривать
в лице конкретных ученых и преподавателей,
которые разрабатывают профориентационную
проблематику и готовят специалистов-
- Психологические центры и службы, в которых осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении;
- Образовательные учреждения и прежде всего школа. Одной из задач школы является подготовка ученика к профессиональному самоопределению. Хоть школа и мало внимания уделяет профориентационной работе, тем не менее, она не исключается из системы профессиональной ориентации;
- Профессиональные образовательные учреждения;
- Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов;
- Органы управления разных уровней;
- Государство;
- Мировая экономика. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации.
В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
В качестве задач можно выделить:
1. формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
2. развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
3. обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.[2]
Информация о работе Роль профессиональной ориентации и консультации в выборе профессии