Роль психологии в профессиональной деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития.
Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснить их.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 22.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

НА ТЕМУ: Роль психологии в профессиональной деятельности человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил:

                                                                                     Утешов Жалгас

                                                                                     2 курс

                                                                                     РД и ГБ 1102

                                                                                     Проверил:

                                                                                     Диляра Искандаровна

 

 

 

 

Алматы,2012

Любая наука как самостоятельная  отрасль человеческого знания имеет  свой особый предмет. Предметом науки  психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного  развития.  
Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснить их. 
Знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. На этой основе и строится работа, направленная на преодоление и искоренение своих недостатков и развитие положительных качеств. Знание психологии открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить свое внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, более эффективно организовывать учебную работу, можно научится достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил. 
 
Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга. 
Тем самым психология занимает особо важную роль в различных профессиях. 
Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой. 
 
Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания. 
 
Педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией. 
Психология помогает учителю находить подход к каждому школьнику, применять соответствующие индивидуальным особенностям ребенка приемы обучения и воспитания. 
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства. 
Педагогическая психология, опираясь на детскую психологию, формулирует закономерности наиболее успешного и глубокого усвоения школьниками системы учебных и трудовых знаний и навыков в процессе обучения. Можно ли правильно преподносить учащимся учебный материал, если не принимать во внимание закономерностей его восприятия и усвоения? Можно ли добиться хорошей успеваемости, если не знать закономерностей усвоения знаний, законов внимания, памяти, мышления? Знание психологии учащихся, психологии их обучения и восприятия составляет основу педагогики, методик обучения, методики трудового обучения и воспитания. Без знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить ни одной методики обучения учащихся. Можно ли воспитывать волю и характер, развивать склонности и способности детей, если мы не знаем, что такое воля, характер, способности и как именно они развиваются? Каждый учитель должен хорошо знать психологию учащихся, с которыми он работает, и уметь на основании этих знаний воспитывать личность в нужном направлении. 
 
Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности, изучает профессионально важные качества личности применительно к той или другой специальности, различные проблемы профессиональной ориентации и профессионального отбора, изучает вопросы научной ориентации труда, исследует психологические основы повышения производительности труда и отношений в трудовом коллективе. 
 
Инженерная психология – один из разделов психологии труда, выделившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в условиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в различных автоматизированных системах управлении. Наиболее часто здесь изучается деятельность операторов, управляющих различными производственными процессами. 
 
Космическая психология – новая, теперь уже самостоятельная отрасль психологии труда. Космическая психология возникла в связи с полетами человека в космос. Космическая психология занимается вопросами волевой и моральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием методов обучения и тренировки. Она изучает психические проявления в моменты максимальных нагрузок и состояния невесомости, составляет космические профессиограммы, отражающие специфику психической деятельности космонавта на старте , в полете, при посадке, в условиях длительной изоляции и т.д. 
 
Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке, в условиях боя, высокой меры опасности, в условиях, требующих быстрых реакций, высокой меры ответственности за принимаемые решения. Важной задачей военной психологии является психологическая разработка вопросов военного обучения и воспитания. 
 
Главным для уяснения сущности экстремальной ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника или получена психическая травма, является понятие «опасность». Опасность – это стресс-фактор, отражающий осознание работником органа правопорядка того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический и психологический вред, привести к несчастному случаю, а возможно, к гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, отрицательными психическими состояниями, преодолеть которые возможно лишь благодаря высокой профессиональной подготовленности и натренированности. Предполагаются также владение надежными и безопасными методами деятельности, сформированная личностная установка на выживание, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать оперативные и правильные решения, не терять самообладания в минуты опасности. 
 
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений - от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения. 
 
Страх у работников правопорядка можно преодолеть благодаря двум основным путям в развитии самообладания:  
 
1) воспитание; 
 
2) овладение работниками специальными психотехническими приемами снятия страха. 
 
Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие работников. 
 
Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу "будь что будет". В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом, работник органа правопорядка эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. 
 
Психология спорта разрабатывает психологические основы обучения и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных навыков и умений, исследует поведение спортсменов в условиях соревновательной борьбы, раскрывает закономерности формирования волевых и моральных качеств, необходимых для достижения победы в спортивных состязаниях. 
 
Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений, изучает законы возникновения и протекания различных чувств, вызванных художественными произведениями. Важной задачей психологии искусства является разработка вопросов, связанных с эстетическим воспитанием и развитием музыкальных, художественных и литературных способностей. 
 
Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного. 

Психологические знания необходимы также и юристу для решения  отдельных частных юридических  проблем. Например, такие базовые  уголовно-правовые понятия как вина, личность преступника, преступное поведение  имеют комплексную психолого-юридическую  сущность. Поэтому психологические  знания сущностных особенностей жизнедеятельности  человека являются составной частью юридического образования. 
 
Потребность использования психологических знаний в различных областях юридической деятельности вызвала необходимость развития разнообразных прикладных областей психологии. На стыке психологических и юридических наук возникла Юридическая психология. По специфике исследовательских проблем и практической направленности юридическая психология неразрывно связана с юридической наукой и практикой, но вместе с тем, юридическая психология – прикладная отрасль психологии. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности изучение юридической психологии не возможно. 
 
Таковы основные области современной психологической науки. Их перечень и характеристика свидетельствуют о том, что постоянно идет процесс появления все новых и новых направлений в психологии. Это и понятно. Все большее значение приобретает значение возможностей человека, различных его психических особенностей в самых разных областях человеческой деятельности. 
 
В список новых направлений в психологии входит и психология рекламной деятельности. 
 
Психология рекламной деятельности — новая и малоизученная отрасль психологической науки. К сожалению, существует незначительное число научных исследований восприятия рекламы, что лишний раз подтверждает новизну изучаемой нами проблематики. Изучение проблемы восприятия рекламы должно опираться на психологические аспекты процессов восприятия и сознания. 
 
С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров.  
 
Специалисты, участвующие в создании и разработке рекламы (экономисты, маркетологи , дизайнеры, художники и другие), приходят к единому мнению о том, что психология занимает в деле производства рекламы ведущее место. Отсутствия учета знаний о психологических закономерностях приводит к созданию грубой, непрофессиональной рекламы. 
 
Исследования показывают, что реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не создает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решений.  
 
Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который становится все более очевидным и более активным. Реклама, проникающая во все сферы общества, в настоящее время активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Современная реклама стала своего рода романом, своеобразным литературным жанром, только более кратким и существующим в форме не слов, а зрительских образов. Рекламу даже начали называть новым видом искусства, обсуждая ее этические качества, оригинальные режиссерские ходы, яркость красок и остроумие высказываний. 
 
Психологическая проблематика изучения восприятия рекламы является новой и малоизученной, хотя и имеет прочные корни в психологии изучения восприятия и сознания. В настоящий момент эта проблема является актуальной, поскольку реклама стала неотъемлемой частью жизни современного общества, и ее присутствие ощущается все с большей силой.  
В 1999 году в российских вузах впервые введен новый учебный предмет «Психология и педагогика профессиональной деятельности», задачей которого является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение надежности профессиональной деятельности, формирование у студентов навыков по управлению профессиональной деятельностью, трудовым коллективом, деловыми конфликтами, регуляции профессионального стресса в условиях экономического кризиса. Основная задача авторской программы курса – согласование процессов профессионального роста и личного развития, психолого-педагогическое обеспечение самоопределения личности в профессии. 
 
Психологической основой формирования профессиональной пригодности к любой деятельности является устойчивая положительная профессиональная мотивация, определяющая направление, в котором идет формирование профессиональных качеств личности, развивающая творческий подход к труду. 


Информация о работе Роль психологии в профессиональной деятельности человека