Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 15:54, реферат
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития.
Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснить их.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
ЭССЕ
НА ТЕМУ: Роль психологии в профессиональной деятельности человека
Алматы,2012
Любая наука как самостоятельная
отрасль человеческого знания имеет
свой особый предмет. Предметом науки
психологии являются закономерности возникновения,
развития и проявления психики вообще
и сознания человека как конкретно-исторической
личности в особенности. Психология
изучает внутренний мир человека
как сознательного субъекта общественного
развития.
Методы психологического изучения должны
быть объективными, давать достоверный,
надежный материал, свободный от искажений,
субъективного толкования и скороспелых
выводов. Методы эти позволяют не только
описывать, регистрировать психические
явления, но и научно объяснить их.
Знание психологии необходимо для правильной
организации нравственного и умственного
самовоспитания человека. Психология
помогает человеку разобраться в собственной
психической жизни, понять самого себя,
осознать свои сильные и слабые стороны,
свои недостатки. На этой основе и строится
работа, направленная на преодоление и
искоренение своих недостатков и развитие
положительных качеств. Знание психологии
открывает пути самосовершенствования
умственной деятельности: зная, как улучшить
свое внимание и память, как правильно
усваивать учебный материал, более эффективно
организовывать учебную работу, можно
научится достигать наивысших результатов
при наименьшей затрате времени и сил.
Психология изучает закономерности психической
деятельности для того, чтобы правильнее
понимать человека и тем самым умело воздействовать
на него. Поэтому значение психологии
велико во всех видах практической деятельности,
где люди вступают друг с другом в сложные
взаимоотношения, воздействуют друг на
друга.
Тем самым психология занимает особо важную
роль в различных профессиях.
Психологическая наука на современном
этапе развития представляет собой сложную
и разветвленную систему научных дисциплин.
Отдельные области психологии тесно связаны
между собой.
Многие психологические знания используются
в целях объединения психологически сходных
трудовых целей и способов действия, а
также способов обучения и воспитания.
Педагогическая психология исследует
психологические основы обучения и воспитания
и непосредственно связана с возрастной
психологией.
Психология помогает учителю находить
подход к каждому школьнику, применять
соответствующие индивидуальным особенностям
ребенка приемы обучения и воспитания.
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности
развития личности. Личность формируется
под влиянием воспитания, социализации
и самовоспитания. Личность - результат
взаимодействия внешних влияний с внутренними
условиями индивидуума, к которым относятся
его направленность, способности, характер
и другие личностные свойства.
Педагогическая психология, опираясь
на детскую психологию, формулирует закономерности
наиболее успешного и глубокого усвоения
школьниками системы учебных и трудовых
знаний и навыков в процессе обучения.
Можно ли правильно преподносить учащимся
учебный материал, если не принимать во
внимание закономерностей его восприятия
и усвоения? Можно ли добиться хорошей
успеваемости, если не знать закономерностей
усвоения знаний, законов внимания, памяти,
мышления? Знание психологии учащихся,
психологии их обучения и восприятия составляет
основу педагогики, методик обучения,
методики трудового обучения и воспитания.
Без знания психологических основ развития
детей нельзя правильно построить ни одной
методики обучения учащихся. Можно ли
воспитывать волю и характер, развивать
склонности и способности детей, если
мы не знаем, что такое воля, характер,
способности и как именно они развиваются?
Каждый учитель должен хорошо знать психологию
учащихся, с которыми он работает, и уметь
на основании этих знаний воспитывать
личность в нужном направлении.
Психология труда исследует психологические
основы трудовой деятельности, изучает
профессионально важные качества личности
применительно к той или другой специальности,
различные проблемы профессиональной
ориентации и профессионального отбора,
изучает вопросы научной ориентации труда,
исследует психологические основы повышения
производительности труда и отношений
в трудовом коллективе.
Инженерная психология – один из разделов
психологии труда, выделившийся в самостоятельную
психологическую дисциплину. Инженерная
психология исследует вопрос о взаимодействии
человека с машиной, причем главным образом
в условиях высокой степени механизации
и автоматизации производства, в различных
автоматизированных системах управлении.
Наиболее часто здесь изучается деятельность
операторов, управляющих различными производственными
процессами.
Космическая психология – новая, теперь
уже самостоятельная отрасль психологии
труда. Космическая психология возникла
в связи с полетами человека в космос.
Космическая психология занимается вопросами
волевой и моральной подготовки космонавтов,
психологическим обоснованием методов
обучения и тренировки. Она изучает психические
проявления в моменты максимальных нагрузок
и состояния невесомости, составляет космические
профессиограммы, отражающие специфику
психической деятельности космонавта
на старте , в полете, при посадке, в условиях
длительной изоляции и т.д.
Военная психология занимается психологией
человека в военной обстановке, в условиях
боя, высокой меры опасности, в условиях,
требующих быстрых реакций, высокой меры
ответственности за принимаемые решения.
Важной задачей военной психологии является
психологическая разработка вопросов
военного обучения и воспитания.
Главным для уяснения сущности экстремальной
ситуации, в которой может быть нанесен
ущерб здоровью сотрудника или получена
психическая травма, является понятие
«опасность». Опасность – это стресс-фактор,
отражающий осознание работником органа
правопорядка того обстоятельства, что
поведение правонарушителей, действие
стихийных сил природы, авария или катастрофа
могут причинить ему физический и психологический
вред, привести к несчастному случаю, а
возможно, к гибели. Осознание опасности
обычно сопровождается сильными эмоциональными
переживаниями, отрицательными психическими
состояниями, преодолеть которые возможно
лишь благодаря высокой профессиональной
подготовленности и натренированности.
Предполагаются также владение надежными
и безопасными методами деятельности,
сформированная личностная установка
на выживание, психологические качества,
позволяющие адекватно оценивать обстановку,
принимать оперативные и правильные решения,
не терять самообладания в минуты опасности.
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным,
непродуманным и хаотическим действиям,
а в итоге снижается надежность и эффективность
решения задач в опасных ситуациях. По
психологической природе чувство страха
- результат мышления и воображения, предвосхищающих
опасность для жизни, здоровья и самочувствия
работника. Переживание опасности связано
со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные
по своей силе эмоциональные переживания.
У страха много проявлений - от опасения,
боязни, испуга до ужаса, который приводит
к потере целенаправленного поведения.
Страх у работников правопорядка можно
преодолеть благодаря двум основным путям
в развитии самообладания:
1) воспитание;
2) овладение работниками специальными
психотехническими приемами снятия страха.
Воспитание включает в себя самовоспитание
и личностное развитие работников.
Психотехнические приемы позволяют в
стрессовой ситуации быстро снять отрицательные
переживания и изменить ход мыслей в позитивном
направлении. Считается, что локализация
страха возможна при согласии с самим
собой по принципу "будь что будет".
В этом случае мозг перестает просчитывать
варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей
сменяется обостренным восприятием событий.
И таким образом, работник органа правопорядка
эффективнее включается в ситуацию, что
само по себе вытесняет страх.
Психология спорта разрабатывает психологические
основы обучения и воспитания спортсменов,
изучает законы выработки спортивных
навыков и умений, исследует поведение
спортсменов в условиях соревновательной
борьбы, раскрывает закономерности формирования
волевых и моральных качеств, необходимых
для достижения победы в спортивных состязаниях.
Психология искусства рассматривает психологические
компоненты деятельности, направленной
на создание произведений искусства, раскрывает
закономерности восприятия человеком
этих произведений, изучает законы возникновения
и протекания различных чувств, вызванных
художественными произведениями. Важной
задачей психологии искусства является
разработка вопросов, связанных с эстетическим
воспитанием и развитием музыкальных,
художественных и литературных способностей.
Медицинская психология занимается вопросами
психотерапии, психогигиены, вопросами
общения врача и больного.
Психологические знания необходимы
также и юристу для решения
отдельных частных юридических
проблем. Например, такие базовые
уголовно-правовые понятия как вина,
личность преступника, преступное поведение
имеют комплексную психолого-
Потребность использования психологических
знаний в различных областях юридической
деятельности вызвала необходимость развития
разнообразных прикладных областей психологии.
На стыке психологических и юридических
наук возникла Юридическая психология.
По специфике исследовательских проблем
и практической направленности юридическая
психология неразрывно связана с юридической
наукой и практикой, но вместе с тем, юридическая
психология – прикладная отрасль психологии.
Без знания общих закономерностей и механизмов
психической деятельности изучение юридической
психологии не возможно.
Таковы основные области современной
психологической науки. Их перечень и
характеристика свидетельствуют о том,
что постоянно идет процесс появления
все новых и новых направлений в психологии.
Это и понятно. Все большее значение приобретает
значение возможностей человека, различных
его психических особенностей в самых
разных областях человеческой деятельности.
В список новых направлений в психологии
входит и психология рекламной деятельности.
Психология рекламной деятельности —
новая и малоизученная отрасль психологической
науки. К сожалению, существует незначительное
число научных исследований восприятия
рекламы, что лишний раз подтверждает
новизну изучаемой нами проблематики.
Изучение проблемы восприятия рекламы
должно опираться на психологические
аспекты процессов восприятия и сознания.
С середины XX в. применение массового психоанализа
в рекламе стало основой деятельности
торговых компаний. Специалисты по рекламе
ухватились за психоанализ в попытке найти
более эффективные средства для сбыта
своих товаров.
Специалисты, участвующие в создании и
разработке рекламы (экономисты, маркетологи
, дизайнеры, художники и другие), приходят
к единому мнению о том, что психология
занимает в деле производства рекламы
ведущее место. Отсутствия учета знаний
о психологических закономерностях приводит
к созданию грубой, непрофессиональной
рекламы.
Исследования показывают, что реклама,
использующая технологии воздействия
на подсознание, не создает новых потребностей,
но она эффективна в области принятия
решений.
Жизнь современного человека немыслима
без рекламного фона, который становится
все более очевидным и более активным.
Реклама, проникающая во все сферы общества,
в настоящее время активно воздействует
на его социальные институты и оказывает
значительное влияние на социальное поведение
живущих в нем людей. Современная реклама
стала своего рода романом, своеобразным
литературным жанром, только более кратким
и существующим в форме не слов, а зрительских
образов. Рекламу даже начали называть
новым видом искусства, обсуждая ее этические
качества, оригинальные режиссерские
ходы, яркость красок и остроумие высказываний.
Психологическая проблематика изучения
восприятия рекламы является новой и малоизученной,
хотя и имеет прочные корни в психологии
изучения восприятия и сознания. В настоящий
момент эта проблема является актуальной,
поскольку реклама стала неотъемлемой
частью жизни современного общества, и
ее присутствие ощущается все с большей
силой.
В 1999 году в российских вузах впервые введен
новый учебный предмет «Психология и педагогика
профессиональной деятельности», задачей
которого является повышение качества
подготовки специалистов, обеспечение
надежности профессиональной деятельности,
формирование у студентов навыков по управлению
профессиональной деятельностью, трудовым
коллективом, деловыми конфликтами, регуляции
профессионального стресса в условиях
экономического кризиса. Основная задача
авторской программы курса – согласование
процессов профессионального роста и
личного развития, психолого-педагогическое
обеспечение самоопределения личности
в профессии.
Психологической основой формирования
профессиональной пригодности к любой
деятельности является устойчивая положительная
профессиональная мотивация, определяющая
направление, в котором идет формирование
профессиональных качеств личности, развивающая
творческий подход к труду.
Информация о работе Роль психологии в профессиональной деятельности человека