Роль семьи в процессе социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 13:44, реферат

Краткое описание

Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Роль семьи в процессе социализации личности

 

Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);социально-культурный –образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;социально-экономический –имущественные характеристики и занятость родителей на работе;технико-гигиенический –условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).

Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

- формирование социальных установок  и убеждений;

- вхождение индивида в социальную  среду;

- приобщение индивида к системе  социальных связей;

- самоактуализация Я личности;

- усвоение индивидом социальных  влияний;

- социальное обучение принятым  в обществе формам поведения  и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Если в основу классификации семьи положить социализацию личности, то можно выделить три основных ее типа: семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная.

В традиционной семье вся организация воспитания молодого поколения построена на традициях патриархальности. Такая семья готовит своих детей для жизни в каком-либо коллективе или родовой общине под началом главы семейства. Жизнь в коллективе традиционной семьи приучает воспитанников к коллективной общественной жизни, к полному подчинению и зависимости от старших членов семьи. В такой семье формируется потребительское отношение к жизни, главное условие проживания в ней - опора не на себя, а на семейные связи, на семейный клан, род и т.п. Индивидуальность членов семейного рода подавляется, а их жизнь оказывается регламентированной.

Осуждать или одобрять отношения в традиционной семье никто не вправе. Надо только, чтобы у людей всех национальностей и вероисповеданий была возможность выбора: жить, исходя из традиций семьи, или что-то менять. Как правило, молодые поколения в традиционных семьях приучаются жить так, как жили их отцы, прадеды испокон веков. Заслуги личности делаются заслугой всей семейной группы, а за проступки личности отвечает коллектив, то есть все члены семьи несут коллективную ответственность.

В государственном типе семьи молодое поколение полагается не на семейный род или общину, а на государство. Вся жизнь устроена так, чтобы готовить молодежь к карьере. Главное - заниматься той деятельностью, которая необходима государству. В государственном типе семьи детей учат не тому, что им нужно будет в реальной жизни, а тому, на что имеется социальный заказ. Задача обучения в этом случае состоит в том, чтобы "сдать экзамен", "получить диплом", "теплое место", но не овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. В итоге из лона семьи выходят циники, невежды, формалисты, бюрократы, люди поверхностные, с неустойчивыми взглядами, не приученные к повиновению авторитетам и самостоятельному, ответственному поведению. Общество, где живут эти люди, - бюрократическое, с широко развитым аппаратом государственной власти. Управляют таким обществом чиновники.

Общественный строй, основанный на государственном типе семьи, крайне неустойчив. Члены такой семьи подвержены политическим страстям, они радикальны и революционны. Такой тип семьи имеют большинство стран Западной и Восточной Европы, например, Германия, Россия, Франция.

В персонифицированных семьях родители стараются выработать у детей самостоятельность, как можно раньше отдалить их от себя, сделать независимыми. Родители во взаимодействии с детьми используют позицию "рядом", то есть признают их права, держатся с ними на равных и требуют от них выполнения обязанностей. Для родителей детство их детей не есть подготовка к жизни, а есть сама жизнь. В этом случае воспитанники не повторяют путь родителей, а выбирают свой. Для такой жизни необходимо здоровье и жизненный опыт, поэтому в персонифицированных семьях детей с ранних лет приучают к физическим упражнениям и физическому труду, причем в детских играх и забавах воспитанники должны полагаться только на самих себя. Такой подход обеспечивает не только здоровье и самостоятельность ребенка, но и овладение им широким социальным опытом. С другой стороны, такой независимый подход к ребенку обеспечивает ему достаточную свободу и одновременно требует изменения всего содержания обучения. Образование должно быть рациональным, обеспечивать молодое поколение суммой знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в жизни. Отсюда следует, что образование является социальным заказом не государства, а всего общества и может быть реализовано только через систему частных школ, начиная от низших и кончая высшими учебными заведениями.

Итак, из персонифицированных семей выходят свободолюбивые, энергичные, творческие личности. А народ, в среде которого указанный тип преобладает, становится самоуправляемым, законопослушным. Здесь торжествует демократия, права и свободы личности не нарушаются, а государство исполняет волю народа: не народ для государства, а государство для народа! Персонифицированная семья является основой для процветания и благополучия всего общества и социального строя. Такие семьи есть в каждом цивилизованном государстве Западной Европы, Северной Америки, Азии, Австралии. Конечно, нельзя категорично утверждать, что существуют все три типа семьи. Здесь можно говорить о преобладающих тенденциях развития какого-то одного типа семей в отдельно взятых странах. Из сказанного важно одно: в господствующей политике мы часто не учитываем огромной роли семьи, потому что она складывается постепенно и влияет на жизнь и социальное окружение опосредованно, через другие формы социальных отношений.

Стили воспитания в разных культурах различаются по степени дисциплинарного контроля. В европейском стиле принято больше контролировать в младшем возрасте и предоставлять больше свободы в юношеском. В других культурах, например, у японцев, маленьким детям предоставляют максимум свободы, а с возрастом дисциплинарный контроль возрастает.

В современной психологии существуют различные подходы к классификации стилей и типов семейного воспитания. Американский психоаналитик и историк Ллойд Демоз создал классификацию стилей воспитания и форм взаимоотношения между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами развития западно-европейской культуры:«инфантицидный», «бросающий», амбивалентный, «навязчивый», социализирующий, «помогающий».

Социокультурные модели воспитания детей и типы их социальной изоляции (депривации) представлены в работах И. Лангмейер и З. Матейчик. Ими выделяется авторитарный, либеральный, демократический стили воспитания.

Саготовская С.Г. выделяет шесть типов отношений родителей к детям: чрезвычайно пристрастное отношение к детям, безразличное отношение, эгоистическое отношение, отношение к ребенку как к объекту воспитания без учета особенностей личности, отношение к ребенку как к помехе в карьере и личный делах, проявление уважения к ребенку.

Личко А.Е. описывает неправильные типы воспитания, которые оказывают негативное влияние на процесс формирования личности ребенка, такие как гипоопека и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность, повышенная моральная ответственность.

Петровский А.В. выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

Информация о работе Роль семьи в процессе социализации личности