Роль труда в возникновении сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:43, доклад

Краткое описание

Труд – источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе – по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, – необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по психологии на 27 03.docx

— 28.97 Кб (Скачать файл)

Впрочем, само собой разумеется, что мы не думаем отрицать у животных способность к планомерным, преднамеренным действиям. Напротив, планомерный образ действий существует в зародыше уже везде, где протоплазма, живой белок существует и реагирует, т.е. совершает определенные, хотя бы самые простые движения как следствие определенных раздражений извне. Такая реакция имеет место даже там, где еще нет никакой клетки, не говоря уже о нервной клетке. Прием, при помощи которого насекомоядные растения захватывают свою добычу, является тоже в известном отношении планомерным, хотя совершается вполне бессознательно. У животных способность к сознательным, планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих уже достаточно высокой ступени. Во время английской псовой охоты на лисиц можно постоянно наблюдать, как безошибочно лисица умеет применять свое великолепное знание местности, чтобы скрыться от своих преследователей, и как хорошо она знает и умеет использовать все благоприятные для нее свойства территории, прерывающие ее след. У наших домашних животных, более высоко развитых благодаря общению с людьми, можно ежедневно наблюдать акты хитрости, стоящие на одинаковом уровне с такими же актами у детей. Ибо, подобно тому как история развития человеческого зародыша во чреве матери представляет собой лишь сокращенное повторение развертывавшейся на протяжении миллионов лет истории физического развития наших животных предков начиная с червя, точно так же и духовное развитие ребенка представляет собой лишь еще более сокращенное повторение умственного развития тех же предков, – по крайней мере более поздних. Но все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек.

Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над пей. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду. (Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486-495).

...Человек возникает путем дифференциации, и не только индивидуально, –  развиваясь из одной-единственной  яйцевой клетки до сложнейшего  организма, какой только производит  природа, – но и в историческом  смысле. Когда после тысячелетней  борьбы рука, наконец, дифференцировалась  от ноги и установилась прямая  походка, то человек отделился  от обезьяны, и была заложена  основа для развития членораздельной  речи и для мощного развития  мозга, благодаря чему пропасть  между человеком и обезьяной  стала с тех пор непроходимой. Специализация руки означает  появление орудия, а орудие означает  специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие  человека на природу – производство. И животные в более узком  смысле слова имеют орудия, но  лишь в виде членов своего  тела: муравей, пчела, бобр; и животные  производят, но их производственное  воздействие на окружающую природу  является по отношению к этой  последней равным нулю. Лишь человеку  удалось наложить свою печать  на природу: он не только переместил  различные виды растений и  животных, но изменил также внешний  вид и климат своего местожительства, изменил даже самые растения  и животных до такой степени, что результаты его деятельности  могут исчезнуть лишь вместе  с общим омертвением земного  шара. И этого он добился прежде всего и главным образом при посредстве руки. Даже паровая машина, являющаяся до сих пор самым могущественным его орудием для преобразования природы, в последнем счете, именно как орудие, основывается на деятельности руки. Но вместе с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникало сознание – сперва условий отдельных практических полезных результатов, а впоследствии, на основе этого, у народов, находившихся в более благоприятном положении, – понимание законов природы, обусловливающих эти полезные результаты. А вместе с быстро растущим познанием законов природы росли и средства обратного воздействия на природу; при помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развился соответственным образом и мозг человека. (Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 357-358).

Нормальное существование животных дано в тех одновременных с ними условиях, в которых они живут и к которым они приспособляются; условия же существования человека, лишь только он обособился от животного в узком смысле слова, еще никогда не имелись налицо в готовом виде; они должны быть выработаны впервые только последующим историческим развитием. Человек – единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния; его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим. (Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с. 510.)


Информация о работе Роль труда в возникновении сознания