Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:49, реферат
Обсуждая вопрос о значении эмоций для человека, П. В. Симонов пишет: «Трудно допустить, чтобы их наличие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведении живых существ гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд. С точки зрения некоторых физиологов, "эмоция", "инстинкт", врожденный рефлекс" - практически совпадающие понятия.
1. Роль и функции эмоций…………………………………………..4
1.1. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций..............4
1.2 Эмоции как механизм, помогающий принятию решения….......6
1.3. Причины разнообразия эмоций................................................9
2. Характеристика различных эмоций ......................................10
2.1 Волнение.....................................................................................10
2.2 Тревога........................................................................................10
2.3 Страх............................................................................................11
2.4 Отчаяние......................................................................................12
2.5 Удовлетворение...........................................................................13
2.6 Радость.........................................................................................13
2.7 Обида................................................................................................14
2.8 Разочарование..................................................................................14
2.9 Досада...............................................................................................15
2.10 Гнев................................................................................................15
2.11 Печаль............................................................................................16
2.12 Уныние...........................................................................................16
2.13 Тоска и ностальгия........................................................................17
2.14 Горе.................................................................................................17
2.15 Веселье.............................................................................................18
2.16 Смущение........................................................................................18
2.17 Стыд.................................................................................................19
2.18 Удивление.......................................................................................20
2.19 Интерес............................................................................................23
2.20 Чувство юмора................................................................................23
2.21 Стресс (состояние эмоциональной напряженности)..............24
2.22 Скука (состояние монотонии)..................................................26
3. Управление эмоциями...............................................................28
3.1. Значение управления эмоциями..............................................28
3.2. Вызов желательных эмоций...................................................30
3.3. Устранение нежелательных эмоциональных состояний.......30
4. Список использованной литиратурой…………………….......32
Эмоциональная напряженность может оказывать на эффективность деятельности как положительное, так и отрицательное действие. По данным, эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию.
Э. Л. Носенко изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у больных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присутствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответственностью. Для состояния эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, "заполненных" пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также снижение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются существенные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В частности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, проявление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтаксиса и к нерасчлененности в области актуального синтаксиса. Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряженности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфразовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.
2.22 Скука (состояние монотонии)
Скука и связанное
с ней состояние монотонии явля
В психологической
литературе одно из первых упоминаний
о состоянии монотонии
3. Управление эмоциями
3.1 Значение управления эмоциями
Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.
О необходимости
регулировать эмоциональное состояние
маленьких детей писал В. М. Бехтерев,
считая, что переживание положительных
эмоций способствует нормальному развитию
ребенка, в том числе и
В. М. Бехтерев отмечал
роль правильного ухода за младенцем
для вызова у него положительных
эмоций. «К счастью, - писал он, - уже
по природе правильно
С дальнейшим развитием ребенка его радует всякая блестящая безделушка, простые бубенчики, его радует внезапно влетевшая бабочка или вид какого-нибудь нового зверька и даже, вообще, всякое новое впечатление, не содержащее в себе чего-либо неблагоприятного для него.
Наконец, источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры. Было бы преступно со стороны матери или воспитательницы подавлять эти полезные для развития ребенка бодрящие эмоции, не поддерживать их и не развивать. А между тем, как часто останавливают ребенка, когда он весело смеется и прыгает от радости, забывая, что этим подавлением бодрящей эмоции наносится существенный ущерб развитию ребенка».
Особое внимание В. М. Бехтерев уделяет устранению отрицательных эмоций. Основными принципами в достижении этой цели, с его точки зрения являются поддержка физического благосостояния организма, удовлетворение различных стремлений ребенка, устранение соблазнов, которые нельзя удовлетворить. «Если ребенок расплакался под влиянием какого-либо внешнего повода, первым делом надо его успокоить и утешить. Ребенок легко может утешиться даже простым обещанием, которое во всяком случае должно быть со временем исполнено. Наконец, важной мерой, способствующей устранению и облегчению подавляющих эмоций, является отвлечение внимания... новым впечатлением, каким-либо забавным рассказом, способным заинтересовать ребенка, и он быстро забывает свое горе и перестает плакать. Если продолжительный плач поддерживается капризом, как бывает с раздражительными, нервными детьми, если ни увещания, ни отвлечение внимания не оказывают действия, полезно оставить на время ребенка одного, так как в этом случае, не видя людей, он перестает капризничать и скоро успокаивается».
В связи с этим Р. Нельсон-Джоунс делит эмоции на уместные и неуместные: «Неуместными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Например, уместно в чужом и сложном мире быть испуганным, осторожным, бдительным, чтобы можно было предпринять любые шаги, необходимые для реальной защиты. Однако тревога и чрезвычайная озабоченность являются неуместными эмоциями, так как они основаны на иррациональном мышлении или на безумных убеждениях и могут препятствовать достижению целей. Точно так же враждебность может быть и вредной, и полезной. Положительное значение враждебности заключается в том, что дискомфорт или раздражение признаются индивидом и побуждают его к совершению действия, направленного на преодоление или минимизацию раздражения. Отрицательное значение враждебности заключается в том, что обвинение других людей и мира в целом может блокировать эффективные действия, делать данного человека еще более несчастным и вызывать враждебность со стороны других людей и в дальнейшем».
Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление.
3.2 Вызов желательных эмоций
Многие виды человеческой деятельности, особенно творческого характера, требуют вдохновения, душевного подъема. Прежде всего это деятельность артистов. Некоторые из них настолько входят в роль и эмоционально возбуждаются, что причиняют физический вред своим партнерам. Большую роль играет вызванная эмоция и у композиторов. Один известный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки - это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоционального состояния. И это состояние он вызывает у себя сам. Да и спортивная деятельность дает много примеров, когда эмоции надо не подавлять, а, наоборот, вызывать у себя. О. А. Сиротин, например, полагает, что способность спортсмена повышать свое эмоциональное возбуждение перед ответственными трудными соревнованиями является существенным фактором достижения высокой мобилизационной готовности. Имеется даже понятие «спортивная злость».
3.3 Устранение нежелательных эмоциональных состояний
К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.
В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.
4. Список используемой литературы
1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Выготский Л.С.УЧЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯ Историко-психологическое исследование
4. Онлайн Библиотека http://www.koob.ru