Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:42, курсовая работа
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.
Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лидерство 5
1.1 Феномен лидерства 5
1.2 Функции лидера 8
1.3 Теория происхождения лидерства 11
Глава 2. Руководство 14
2.1 Стиль руководства 14
2.2 Роль лидера в создании психологического климата коллектива 20
Заключение 24
Литература 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет
имени И.Н. Ульянова»
Медицинский факультет
Курсовая работа
по дисциплине:
Психология в управлении
на тему: Руководство и лидерство
студентка 4 курса группы АМ-41-09
Алексеева Ф.В.
Проверила:
Вайберт М.И.
Чебоксары
2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лидерство 5
1.1 Феномен лидерства 5
1.2 Функции лидера 8
1.3 Теория происхождения лидерства 11
Глава 2. Руководство 14
2.1 Стиль руководства 14
2.2 Роль лидера в создании психологического климата коллектива 20
Заключение 24
Литература 26
Феномен лидерства
на протяжении веков волновал сознание
многих исследователей. В начале двадцатого
столетия началось изучение управления.
Руководство и лидерство стали
объектом исследования в 30 - 50 годах
был предпринят ряд крупномасштабных
исследований на системной основе,
а начиная с 70-х годов интерес
к изучению лидерства начал расти
еще больше, о чем свидетельствует
появление работ Дж. Мак-Грегора
Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей
стране не было условий для формирования
лидеров и спроса на них, а, следовательно,
не было исследования проблем, связанных
с лидерством. Однако в настоящее
время появляются труды российских
ученых, затрагивающие проблемы лидерства,
необходимых для выработки
Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного создания положительного морально – психологического климата.
Чаще всего выделяются:
a) Интеллект, который должен быть выше
среднего, но не на уровне гениальности,
а скорее со склонностью к решению
сложных абстрактных проблем; b) Инициативность,
самостоятельность, находчивость; c) Уверенность
в себе, высокий уровень притязаний.
К ним ещё добавляют
Однако другие исследователи выделяют другие черты. А, главное, оказалось, что наличие у человека тех или иных «важнейших» качеств лидера далеко не всегда превращает его в эффективного руководителя, способного активно влиять на создание морально – психологического климата.
Проблема лидерства
и руководства является одной
из кардинальных проблем социальной
психологии, ибо оба эти процесса
не просто относятся к проблеме интеграции
групповой деятельности, а психологически
описывают субъекта этой интеграции.
Когда проблема обозначается как
«проблема лидерства», то этим лишь
отдается дань социально-психологической
традиции, связанной с исследованием
данного феномена. В современных
условиях проблема должна быть поставлена
значительно шире, как проблема руководства
группой. Поэтому крайне важно сделать
прежде всего терминологические
уточнения и развести понятия
«лидер» и «руководитель» В русском
языке для обозначения этих двух
различных явлений существуют два
специальных термина (так же впрочем
как и в немецком, но не в английском
языке, где «лидер» употребляется
в обоих случаях) и определены
различия в содержаниях этих понятий.
Б.Д. Парыгин называет следующие
различия лидера и руководителя: 1) лидер
в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных
Итак, из вышесказанного ясно, что проблемы лидерства и руководства на данный момент ещё недостаточно исследованы, стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феномена лидерства и как следствие обеспечение эффективного руководства. Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.
Лидерство (leadership) – процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных.[2]
Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерство относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу так же не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижается. Иногда понятие лидерства отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое понятие, не описываемое ни какими другими понятиями.
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.[2]
В психологии приняты
различные классификации
Различают:
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель
группы и ее лидер не являются одним
и тем же лицом, то взаимоотношения
между ними могут способствовать
эффективности совместной деятельности
и гармонизации жизни группы или
же, напротив, приобретать конфликтный
характер, что, в конечном счете, определяется
уровнем группового развития. Так, например,
в просоциальных и асоциальных
группах, как правило, функции лидера
и руководителя выполняют разные
члены группы. При этом чаще всего
лидер в сообществах этого
уровня социально-психологического развития
оказывается член группы, отвечающий
преимущественно за сохранение и
поддержание позитивной эмоциональной
атмосферы в группе, в то время
как руководитель, будучи ориентирован,
прежде всего, на повышение эффективности
групповой деятельности, нередко
не учитывает, как это отразится
на социально-психологическом
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
В настоящее время
имеются серьезные возражения представлениям
о существовании универсального
набора психологических качеств, «делающих»
человека лидером. В частности, Р.Стогдилл,
проведя комплексный обзор
Представители поведенческого
подхода к исследованию лидерства
считают, что лидером становится
человек, который обладает нужной формой
поведения. В рамках этого подхода
были выполнены многочисленные исследования
стилей лидерства и разработаны
их классификации. Наибольшую известность
получили классификации стилей лидерства
К. Левина, описавшего и исследовавшего
автократический, демократический
и либеральный стили лидерства,
и Р. Лайкерта, выделявшего стиль
лидерства, ориентированный на задачу,
и стиль лидерства, ориентированный
на человека. Результаты эмпирических
исследований свидетельствуют об отсутствии
однозначной связи между
Сторонники ситуационного
подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел и Р. Хаус,
П. Херси и К. Бланшар) пришли к
выводу, что эффективность лидерства
определяется соответствием качеств
лидера и особенностей ею поведения
ситуации, в которой находится
группа (характеру решаемой задачи,
сложившимся условиям степени благоприятности
отношении лидера с членами группы,
величине реальной власти, которой
обладает лидер в группе). Ф. Фидлер
обнаружил интересную закономерность,
стиль лидерства, ориентированным
на задачу, чаще эффективен в наиболее
и наименее благоприятных ситуациях,
а стиль, ориентированный на человека,
- в умеренно благоприятных условиях.
Наконец, в рамках функционального
подхода лидерство понимается как
функция группы, т.е. явление, порождаемое
особенностями групповой
В корпоративных
группировках так же, как и в
группах высокого социально-психологического
уровня развития, как правило, функции
лидера и руководителя возлагаются
на одно и то же лицо. В то же время
основания лидерства и
Сложность роли лидера,
находящегося в стадии - становления,
может быть раскрыта путем рассмотрения
тех многообразных функций, которые
входят в позицию лидера. Специфика
функций лидера обусловлена особенностями
группы, которой он руководит; в демократичных
группах решающее значение имеют
совершенно другие функции, нежели в
«авторитарных». Однако это не значит,
что руководить группами с демократичной
структурой легче, чем с авторитарной;
просто эти функции качественно
различны. Многие из функций, к рассмотрению
которых мы сейчас перейдем, применимы
(или входят в круг обязанностей)
формальных руководителей первичных
коллективов и крупных