Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:39, реферат
В данном реферате рассматривается проблема самоактулизации личности со стороны американского психолога А.Маслоу, основоположника основных направлений в гуманистической теории личности. В его теории главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций.
Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования.
Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно 'стремление к покою'. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше - знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом.
У самоактуализированного человека целенаправленная
деятельность занимает менее 10% его времени.
Деятельность может приносить удовлетворение
сама по себе или иметь ценность только
потому, что благодаря ей достигается
желанное удовлетворение. В последнем
случае она теряет свою ценность и не доставляет
удовольствия, если становится неэффективной
или безуспешной. В большинстве случаев
она вообще не доставляет удовольствия
- его доставляет лишь достижения цели.
Самоактуализирующиеся люди самореализуются,
наслаждаясь самой жизнью вообще и практически
всеми ее аспектами, в то время как остальные
люди в большинстве своем наслаждаются
лишь отдельными моментами триумфа, достижения
цели или высшими пиками переживаний.
Самоактуализирующимся личностям, в отличие
от других, свойственно именно динамическое
стремление к развитию, а также постоянное
напряжение 'ради далекой и зачастую недостижимой
цели'. Здесь будоражащий и возбуждающий
'мотив развития' ставится в противолполжность
'мотиву ликвидации дефицита', который
толкает к снятию напряжения и достижению
покоя и равновесия.
А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:
1. Более эффективное восприятие реальности.
Самоактуализирующиеся люди способны
воспринимать мир вокруг себя, включая
других людей, правильно и беспристрастно.
Они видят действительность такой, какая
она есть, а не такой, как им хотелось бы
ее видеть. Они менее эмоциональны и более
объективны в своем восприятии и не позволяют
надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся
люди могут без труда обнаружить фальшь
и нечестность в других. Маслоу обнаружил,
что эта способность видеть более эффективно
распространяется на многие сферы жизни,
включая искусство, музыку, науку, политику
и философию. Ожидания, тревоги, стереотипы,
ложный оптимизм или пессимизм также оказывают
меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося
человека. С высоко объективным восприятием
связано и то, что самоактуализирующиеся
люди более толерантны к противоречивости
и неопределенности, чем большинство людей.
Они не боятся проблем,
которые не имеют однозначных
правильных или ошибочных
решений. Они приветствуют сомнение,
неопределенность и нехоженые пути.
2. Принятие себя, других
и природы.
Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие
они есть. Они не сверхкритичны к своим
недостаткам и слабостям. Они не отягощены
чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги
— эмоциональными состояниями, которые
вообще столь присущи людям. Самоприятие
также четко выражено на физиологическом
уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают
свою физиологическую природу с удовольствием,
ощущая радость жизни. У них хороший аппетит,
сон, они наслаждаются своей сексуальной
жизнью без ненужных запретов. Основные
биологические процессы (например, мочеиспускание,
беременность, менструация, старение)
считаются частью человеческой природы
и благосклонно принимаются. Подобным
образом они принимают других людей и
человечество в целом. У них нет непреодолимой
потребности поучать, информировать или
контролировать. Они могут переносить
слабости других и не боятся их силы. Они
осознают, что люди страдают, стареют и
в конце концов умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность.
Поведение
самоактуализирующихся людей
4. Центрированность
на проблеме.
Маслоу
считал, что все обследованные им личности
без исключения были привержены какой-то
задаче, долгу, призванию или любимой работе,
которую они считают важной. То есть они
не эго-центрированы, а скорее ориентированы
на проблемы, стоящие выше их непосредственных
потребностей, проблемы, которые они считают
для себя жизненной миссией. В этом смысле
они скорее живут, чтобы работать, а не
работают, чтобы жить; работа субъективно
переживается ими как их определяющая
характеристика. Абрахам
Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся
людей работой с любовным романом: “работа
и человек, кажется,
предназначены друг
для друга... человек
и его работа подходят
друг другу и принадлежат
друг другу как ключ
и замок” [...].
Самоактуализирующихся
людей также очень интересуют вопросы
философии и этики. Они живут и работают
в сфере широчайшей компетенции, стремясь
посвятить себя надличностной “миссии”
или задаче. Такой стиль жизни означает,
что они не обращают внимание на тривиальное,
незначительное, и это позволяет им четко
отделять важное от неважного в этом мире.
5. Независимость: потребность
в уединении.
Маслоу
пишет, что самоактуализирующиеся люди
очень нуждаются в неприкосновенности
внутренней жизни и одиночестве. Так как
они не стремятся устанавливать с другими
отношения зависимости, то могут наслаждаться
богатством и полнотой дружбы.
К сожалению, это качество независимости
не всегда понимается или принимается
другими. В сфере социального общения
часто “нормальные” люди считают их равнодушными,
необщительными, высокомерными и холодными,
особенно в том случае, когда потребности
любви и привязанности у этих людей неадекватно
удовлетворены. Но у самоактуализируюшихся
людей эти дефицитарные потребности удовлетворены,
и поэтому им не нужны другие люди для
дружбы в обычном смысле этого слова. В
результате появляется потребность общения
другого уровня — общения с собой. Как
сказал один из испытуемых Маслоу:
“Когда я один — я с моим лучшим другом”.
Потребность в уединении
и уверенность в себе проявляются также
и в других аспектах поведения самоактуализирующихся
людей. Например, они сохраняют спокойствие
и невозмутимость, когда их постигают
личные несчастья и неудачи. Маслоу
объясняет это тем, что самоактуализирующиеся
люди стремятся иметь собственный взгляд
на ситуацию, а не полагаться на те мнения
или чувства, которые демонстрируют по
данному поводу другие люди. Действительно,
они сами для себя являются движущей силой,
сопротивляющейся попыткам общества заставить
их придерживаться социальных условностей.
6. Автономия: независимость
от культуры и окружения.
Исходя из характеристик,
рассмотренных выше, можно предположить,
что самоактуализирующиеся люди свободны
в своих действиях, независимо от физического
и социального окружения. Эта автономия
позволяет им полагаться на свой собственный
потенциал и внутренние источники роста
и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося
студента колледжа не обязательна “правильная”
академическая атмосфера студенческого
городка. Он может учиться везде, потому
что у него есть он сам. В этом смысле он
представляет собой “самодостаточный”
организм.
У здоровых людей высока
степень самоуправления и “свободы воли”
. Они считают себя самоопределяющимися,
активными, ответственными и самодисциплинированными
хозяевами своей судьбы. Они достаточно
сильны, чтобы не обращать внимания на
мнения и влияние других, поэтому они не
стремятся к почестям, высокому статусу,
престижу и популярности. Они считают
такое внешнее удовлетворение менее значительным,
чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно,
достижение такого состояния внутренней
независимости определяется тем, получал
ли человек в прошлом любовь и защиту от
других.
7. Свежесть восприятия.
Самоактуализирующиеся
люди обладают способностью оценивать
по достоинству даже самые обычные
события в жизни, при этом ощущая
новизну, благоговение, удовольствие и
даже экстаз. Например, сотая радуга так
же прекрасна и величава, как и первая;
прогулка по лесу никогда не бывает скучной;
вид играющего ребенка поднимает настроение.
В отличие от тех, кто принимает счастье
как должное, самоактуализирующиеся люди
ценят благосклонную судьбу, здоровье,
друзей и политическую свободу. Они редко
жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
Ключевым моментом открытости
для новых переживаний является то, что
самоактуализирующиеся люди не разделяют
переживания на категории и не гонят их
от себя. Наоборот, их субъективный опыт
очень богат, и каждый день жизни с его
обычными делами всегда остается для них
захватывающим и волнующим событием.
8. Вершинные, или мистические
переживания.
Изучая
процесс самоактуализации, Маслоу
пришел к неожиданному открытию: у многих
его испытуемых было то, что он назвал
вершинными переживаниями. Это моменты
сильного волнения или высокого напряжения,
а также моменты расслабления, умиротворения,
блаженства и спокойствия. Они представляют
собой экстатические состояния, какие
переживаются в кульминационные моменты
любви и интимности, в порывах творчества,
озарения, открытия и слияния с природой.
Такие люди могут “включиться” без искусственных
стимуляторов. Их включает уже то, что
они живы.
По Маслоу, вершинные
или мистические переживания не имеют
божественной или сверхъестественной
природы, хотя по своей сути они религиозны.
Он обнаружил, что в состоянии вершинного
переживания люди чувствуют большую гармонию
с миром, теряют ощущение своего “Я” или
выходят за его пределы. [...].
9. Общественный интерес.
Даже
когда самоактуализирующиеся
10. Глубокие межличностные
отношения.
Самоактуализирующиеся люди стремятся
к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям,
чем “обычные” люди . То есть самоактуализирующиеся
люди склонны устанавливать близкие отношения
с теми, кто обладает сходным характером,
талантом и способностями, хотя благодаря
своему социальному интересу они обладают
особым чувством эмпатии к менее здоровым людям.
Обычно круг их близких друзей невелик,
так как дружеские отношения в стиле самоактуализации
требуют большого количества времени
и усилий. Самоактуализирующиеся люди
также испытывают особую нежность к детям
и легко общаются с ними.
11. Демократичный характер.
Самоактуализирующиеся
личности, по Маслоу самые “демократичные”
люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают
других людей, независимо от того, к какому
классу, расе, религии, полу те принадлежат,
каков их возраст, профессия и прочие показатели
статуса. Более того, они с готовностью
учатся у других, не проявляя стремления
к превосходству или авторитарных склонностей.
Самоактуализирующийся музыкант, например,
полон почтения к искусному механику,
потому что тот обладает знаниями и навыками,
которых нет у музыканта.
В то же время Маслоу
обнаружил, что самоактуализирующиеся
люди не считают всех без исключения равными:
“Эти индивиды, сами
являющиеся элитой,
выбирают в друзья также
элиту, но это элита
характера, способностей
и таланта, а не рождения,
расы, крови, имени, семьи,
возраста, молодости,
славы или власти”. [...].
12. Разграничение средств
и целей.
В повседневной жизни самоактуализирующиеся
личности более определенны, последовательны
и тверды, чем обычные люди, в отношении
того, что правильно и что ошибочно, хорошо
или плохо. Они придерживаются определенных
нравственных и этических норм, хотя очень
немногие из них религиозны в ортодоксальном
смысле этого слова. Маслоу также отметил
у обследованных самоактуализирующихся
личностей обостренное чувство разграничения
целей и средств их достижения. В то же
время, они часто наслаждались собственно
средствами (инструментальным поведением,
ведущим к цели), которые не нравились
менее терпимым людям. Им больше нравилось
делать что-то ради самого процесса (например,
физические упражнения), а не потому, что
это средство для достижения какой-то
цели (например, хорошее состояние здоровья).
13. Философское чувство
юмора.
Другой
примечательной характеристикой
14. Креативность.
Информация о работе Самоактуализирующаяся личность А. Маслоу