Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа
целью является теоретическое и практическое исследование методики преподавания психологии.
В задачи данной курсовой работы входит:
1. Изучение теоретических основ методики преподавания.
2. Разработка программы проведения занятий.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….5
1.1. Современное психологическое образование ……………………………...….5
1.1.1.Основные тенденции современного психологического образования в мире….5
1.1.2.Базовое психологическое образование……………………………………….….10
1.1.3.Преподавание психологии студентам других специальностей……………...14
1.1.4. Последипломное психологическое образование……………………………….15
1.1.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях………………………….18
1.2. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных
заведений……………………………………………………………………….20
1.2.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии………..……20
1.2.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии………………………………………………………………...………………….23
1.2.3.Учебный план и программы преподавания психологии……….…….…………24
1.2.4. Цели преподавания психологии…………………………………….……………26
1.3. Методы обучения психологии………………………………………….………31
1.3.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии……...…………..……..31
1.3.2. Словесные методы обучения психологии………………..…………………….32
1.3.3. Наглядные методы обучения психологии………………..…………….………37
1.3.4. Практические методы обучения психологии ………..…………….…………38
1.3.5. Характеристика познавательной деятельности студентов и
учащихся на занятиях по психологии ……………………………………………….…..40
1.3.6. Методы закрепления изученного материала ……………………...……...…..43
Глава 2 САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………..45
ЗАНЯТИЕ 1…………………………………………………………………………….….45
ЗАНЯТИЕ 2…………………………………………………………………………….….51
ЗАНЯТИЕ 3……………………………………………………………………………….55
ЗАНЯТИЕ 4……………………………………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..59
Литература……………………………………………………………….……………………..61
Учащимся нужно выбрать то утверждение, которое кажется им наиболее значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.
Причины необходимости самовоспитания. Работа в группах.
Учащиеся записывают причины необходимости самовоспитания и ищут доказательства каждой из приведенных причин.
Учащимся приводится отрывок текста. Они должны придумать окончание текста и объяснить, почему учитель привел этот текст, как иллюстрацию к теме «самовоспитание».
...Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с: песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие...
Учащимся предлагается написать окончание рассказа и зачитать получившиеся варианты окончания.
Учащимся предлагается оригинальный вариант окончания рассказа. Затем они разделяются на группы и обсуждают поведение главной героини рассказа.
Окончание рассказа.
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми люди могли порезать себе ноги. Вопрос учащимся:
Можете ли вы привести примеры, подобные данному рассказу?
Учащиеся делятся впечатлением об уроке.
1.Учащимся предлагается высказать свое мнение в письменной или в устной форме по проблеме: «Воспитанный человек. Какой он»?
Для подготовки к выступлению необходимо прочитать письмо А. П Чехова своему брату Николаю.
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они никогда не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, не пускают в глаза пыли меньшей братии…
Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», потому что это все бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями...
Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»
2.Учащимся предлагается подобрать пословицы, поговорки и высказывания великих людей о воспитании и качествах воспитанного человека.
Работа с тетрадью.
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет. Справа от портрета необходимо разместить все ценные черты своего характера, а слева от портрета те черты, от которых хотелось бы избавиться в процессе самовоспитания.
Мой портрет
Черты характера, от которых Черты характера, которые мне во
Я хочу избавиться. Мне нравятся.
Игровой тренинг.
Цель игрового тренинга:
Формировать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания в практической игровой ситуации.
Задание 1. «Мудрец».
Учащиеся удобно усаживаются и закрывают глаза. Учитель просит ребят представить себе, что они оказались в лесу и идут по дороге. По обе стороны этой лесной дороги стоят красивые деревья. Они тихо шелестят. Впереди – большая поляна, а на ней – старый огромный дуб. Под дубом сидит старец. Лицо его в морщинах. Он сидит здесь много лет и может дать ответ на любой вопрос. Получив ответ, необходимо обойти вокруг дерева и посмотреть на большой календарь, который висит на дереве. На нем можно узнать число. Учащиеся должны сказать, как это число связано с ними и почему?
Обсуждение игры идет по цепочке и по желанию.
Учащиеся должны ответить, какой вопрос был задан мудрецу, каков был его ответ, что они испытывали при этом?
Задание 2.
Учащимся предлагается прочитать стихотворение Парции Нельсон и определить свою жизненную позицию с помощью данного стихотворения.
1.Я иду по улице.
На дороге глубокая яма.
Я падаю.
Я пропал…
Я беспомощен
Я не виноват.
Я никогда не выберусь от сюда.
2. Я иду по той же улице
На дороге глубокая яма.
Я делаю вид, что не замечаю ее.
И снова падаю.
Не верится, что я опять здесь,
Но я не виноват.
Все же долго выбираться от сюда.
3. Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Но падаю… по привычке… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь
Я сам виноват
И выбираюсь в миг.
4. Я иду по той же улице.
На дороге глубокая яма.
Я обхожу ее.
5.Я иду по другой улице.
Ребята высказывают свое мнение о стихотворении и о своей позиции, выраженной данным стихотворением.
6. Блок творчества.
Учащимся предлагается написать рассказ, маленькую пьесу или сказку по любой из моделей поведения в данном стихотворении.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия: Самовоспитание и достижение жизненных целей.
Ценить людей надо по тем целям,
которые они перед собой ставят.
Н.Н. Миклухо-Маклай
Структура занятия:
На доске письмо А.П. Чехова своему 6paту Николаю.
Ребята зачитывают те строки письма, которые их поразили более всего, и комментируют их.
Учащимся предлагаются для обсуждения высказывания по теме занятия.
Ребята разделяются на группы и определяют самые интересные, по их мнению, пословицы, поговорки и высказывания великих людей.
Можно использовать следующие высказывания:
Педагог просит учащихся поделиться впечатлением о прошлом уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы: