Самовоспитание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Методика преподавания психологии как наука во многих странах находится только на начальном этапе своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего xx в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1…………………………………………………………………………………..….5
1.1. Современное психологическое образование ……………………………...….5
1.1.1.Основные тенденции современного психологического образования в мире….5
1.1.2.Базовое психологическое образование……………………………………….….10
1.1.3.Преподавание психологии студентам других специальностей……………...14
1.1.4. Последипломное психологическое образование……………………………….15
1.1.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях………………………….18
1.2. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных
заведений……………………………………………………………………….20
1.2.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии………..……20
1.2.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии………………………………………………………………...………………….23
1.2.3.Учебный план и программы преподавания психологии……….…….…………24
1.2.4. Цели преподавания психологии…………………………………….……………26
1.3. Методы обучения психологии………………………………………….………31
1.3.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии……...…………..……..31
1.3.2. Словесные методы обучения психологии………………..…………………….32
1.3.3. Наглядные методы обучения психологии………………..…………….………37
1.3.4. Практические методы обучения психологии ………..…………….…………38
1.3.5. Характеристика познавательной деятельности студентов и
учащихся на занятиях по психологии ……………………………………………….…..40
1.3.6. Методы закрепления изученного материала ……………………...……...…..43
Глава 2 САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………..45
ЗАНЯТИЕ 1…………………………………………………………………………….….45
ЗАНЯТИЕ 2…………………………………………………………………………….….51
ЗАНЯТИЕ 3……………………………………………………………………………….55
ЗАНЯТИЕ 4……………………………………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..59
Литература……………………………………………………………….……………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Методика преподавания психологии».doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

 

 

прикамский социальный институт

Курсовая работа

по дисциплине  «Методика преподавания психологии»

На тему:  «Самовоспитание личности»

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка 5 курса очно-заочного

 

отделения социально – гуманитарного факультета

 

по специальности  «Психология»

 

Тищенко  Ирина  Ивановна

 

 

 

Руководитель:  Шаурова Татьяна   Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь  2008

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава 1…………………………………………………………………………………..….5

1.1. Современное психологическое образование ……………………………...….5

1.1.1.Основные тенденции современного психологического образования в мире….5

1.1.2.Базовое психологическое образование……………………………………….….10

1.1.3.Преподавание психологии студентам других специальностей……………...14

1.1.4. Последипломное психологическое образование……………………………….15

      1. Обучение психологии в средних учебных заведениях………………………….18
    1. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных

заведений……………………………………………………………………….20

1.2.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии………..……20

1.2.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии………………………………………………………………...………………….23

1.2.3.Учебный план и программы преподавания психологии……….…….…………24

1.2.4. Цели преподавания психологии…………………………………….……………26

1.3. Методы обучения психологии………………………………………….………31

1.3.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии……...…………..……..31

1.3.2. Словесные методы обучения психологии………………..…………………….32

1.3.3. Наглядные методы обучения психологии………………..…………….………37

1.3.4. Практические методы обучения психологии ………..…………….…………38

1.3.5. Характеристика познавательной деятельности студентов и

учащихся на занятиях по психологии  ……………………………………………….…..40

1.3.6. Методы закрепления изученного материала  ……………………...……...…..43

Глава 2  САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………..45

ЗАНЯТИЕ 1…………………………………………………………………………….….45

ЗАНЯТИЕ 2…………………………………………………………………………….….51

ЗАНЯТИЕ 3……………………………………………………………………………….55

ЗАНЯТИЕ 4……………………………………………………………………………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..59

Литература……………………………………………………………….……………………..61

 

 

Введение

 

Методика преподавания психологии – это научно-практическая отрасль знаний, составная часть педагогической теории и практики. Она является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика.

Как известно, выделяют три основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов:

  1. Поиск новых психологических знаний.
  2. Применение психологических знаний для решения  практических проблем.
  3. Передача психологических знаний.

На достижение первой цели направлена научная психология, второй – прикладная и практическая психология, третьей – методика преподавания психологии.

Методика преподавания психологии как наука во многих странах находится только на начальном этапе своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего xx в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

Методика преподавания психологии изучается в качестве обязательного предмета студентами, обучающимися по специальности «020400 – психология». По окончании вуза им присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, данный учебный курс выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов к участию в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению. В этом и заключается актуальность и практическая значимость данной курсовой работы.

 Ее целью является теоретическое и практическое исследование методики преподавания психологии.

Предметом методики преподавания психологии являются закономерности и особенности преподавания.

Объектом является педагогический процесс преподавания психологии.

В зависимости от предмета и метода, взятых за основу, психологию можно отнести к: философскому, естественнонаучному, гуманитарному знанию. Поэтому  в разные эпохи психология преподавалась в рамках и философских, и естественнонаучных предметов и рамках гуманитарных дисциплин. Специфика целей и задач преподавания психологии требует применения специфических методов, поэтому в преподавании психологии используется сочетание общепедагогических и специфических методов, от которых значительно зависит эффективность проведения занятий по психологии.

В задачи данной курсовой работы входит:

1. Изучение теоретических  основ методики преподавания.

2. Разработка программы  проведения занятий.

3. Разработка плана –  конспекта занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1. Современное психологическое образование

 

      1. Основные тенденции современного психологического образования в мире.

 Цели, длительность, структура  и содержание обучения психологии  в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Рассмотрим типичные тенденции, характерные для современного психологического образования большинства стран Европы и Америки.

  1. Интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии. Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др. Во многих странах психология преподается в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве предмета для изучения.
  2. Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ. Выбор студентами психологии для изучения в университетах и школах определяется, с одной стороны, руководителями образовательных программ, с другой стороны, самими студентами. В первом случае разработчики образовательной программы (администрация учебного заведения) предлагают программу, в которой предписано изучение определенных психологических курсов, а также курсов, не связанных с психологией. Выбирая учебную программу, студент обязан изучить все предлагаемые в ней курсы. Во втором случае студентам предлагаются курсы, из которых они выбирают представляющие для них образовательный или профессиональный интерес. Влияние этих двух факторов в разных странах и в рамках разных учебных программ различно. Так, например, в России доминирует первый фактор, а в США — второй; в программах профессионального образования — первый фактор, в программах общего психологического образования — второй.
  3. Типичная длительность психологического образования. Изучение психологии, как правило, начинается с курса «Введение в психологию» (или «Общая психология»). Затем студенты, как правило, выбирают курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Студенты, планирующие заниматься психологической деятельностью по окончании вуза, изучают психологию в течение 4-6 лет. В одних европейских странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — 6 лет. Этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделяться на два уровня высшего образования. В некоторых странах, например в Норвегии, после годичного вводного курса высшего образования студенты должны пройти 5-летнюю программу подготовки профессиональных психологов. В Англии базовое психологическое образование продолжается 3 года. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. В США базовое психологическое образование составляет 4 года, профессиональное психологическое образование предполагает еще 2 года обучения. Аналогичная ситуация имеет место в Шотландии.

Типичная структура и цели психологического образования. По структуре психологическое образование бывает непрерывным и прерывающимся, по цели — ориентированным на получение психологического образования или на получение профессии психолога, общим или специализированным. Сочетание этих критериев создает определенные типичные модели психологического образования. При непрерывном общем образовании студенты сначала приобретают общее психологическое образование и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании. При непрерывном специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например в клинической, педагогической или психологии развития. Такая система психологического образования существует, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии. Прерывающееся психологическое образование имеет два варианта. Для Англии типична модель «три плюс три», в рамках которой студенты в течение 3 лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование в течение последующих 3 лет уже на второй ступени или завершить изучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности, а возможно, и в другом университете. Такая система взята за основу в ряде других стран, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте. Другой вариант прерывающегося психологического образования предполагает базовое 4-летнее образование в области психологии с последующей 2-летней специализацией в одной из сфер профессиональной психологии. Это традиционная модель для США и стран, ориентированных на американскую систему образования. Такая же система принята и в Шотландии.

  1. Типичное содержание психологического образования. Профессионально-психологическое образование предполагает различный набор изучаемых предметов. Оно может быть исключительно психологическим, а может включать в той или иной мере изучение предметов из других областей знания. Изучение биологических и социальных наук как смежных с психологией является достаточно типичным явлением. Общеобразовательные предметы включаются в учебные программы психологов в России и США. В то же время во многих европейских странах студенты-психологи не изучают предметы общеобразовательного цикла. Учебные дисциплины, относящиеся к собственно психологическому образованию, могут быть разделены на две основные группы: фундаментальные и прикладные. Типичными фундаментальными психологическими дисциплинами, изучаемыми в большинстве стран, являются психономика (которая изучает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, психология индивидуальных различий, теория, методология, статистика. Типичными прикладными психологическими дисциплинами, изучаемыми в большинстве стран, являются клиническая психология, психология труда и организационная психология, педагогическая и школьная психология. Перечень дисциплин может быть различным по названиям и количеству, но предметное содержание, которое раскрывается в них, в значительной степени сходное. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, являются обязательными компонентами обучения психологов во всех странах Европы и Северной Америки. Они совершенствуют профессиональную подготовку психолога. Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное. И в том и в другом случае факультеты стремятся поддерживать высокий уровень научности. Однако в конце 60-х гг. в США, а десятилетием позже и в Европе, в связи с возрастающими потребностями общества в психологах-практиках стали появляться школы профессиональной психологии, обучение в которых направлено на подготовку к практической психологической деятельности (например, в области клинической, школьной психологии). Специализация в области научных исследований или практической психологии обычно начинается после завершения базового психологического образования в рамках магистерских, докторских или профессиональных программ. Послевузовское образование в области психологии имеет два варианта. Магистерские программы обычно рассчитаны на 2 года обучения и являются преимущественно научно ориентированными (хотя в последнее время все чаще появляются практически ориентированные магистерские программы). Программы школ профессиональной психологии направлены на практическую подготовку психологов для работы в области клинической, школьной, консультационной психологии. Другой тип научно-ориентированного послевузовского образования — аспирантура или докторские программы. Обучение в аспирантуре (в России) или на докторской программе (во многих других странах мира) направлено на повышение научной квалификации специалиста. Степень кандидата психологических наук или степень Ph.D. характеризуют научную зрелость выпускника. В то же время в ряде стран существуют программы послевузовского повышения профессиональной квалификации практических психологов (например, 3-летние программы в Германии, 5-летние — в Норвегии). Они часто разрабатываются и проводятся национальными психологическими ассоциациями и обществами или университетами. В США университеты предлагают докторские программы в области клинической, школьной, консультационной психологии. Обучение в этом случае направлено на практическую подготовку психологов, на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области профессиональной психологической работы. Выпускники получают степень доктора психологии (Psy.D), аналогичную научной степени доктора философии (Ph.D.).

      Психологию все более подробно изучают не только студенты, специализирующиеся в этой области, но и специалисты другого профиля — социологи, педагоги, врачи, социальные работники, юристы. Во многих европейских и американских университетах и специальных институтах студенты, имея возможность выбора предметов для изучения, выбирают психологию. К этому их побуждает, прежде всего, интерес к этой области знания, поскольку психология накопила достаточно много фактов, интересных и полезных не только для ученых. В России студенты учатся в соответствии с учебными планами, разработанными администрацией вузов на основе государственных образовательных стандартов. Поэтому именно от администрации вуза зависит, будет ли изучаться психология. Деканаты и кафедры все чаще и чаще включают психологию в учебные планы студентов.

Нужны ли стандарты психологического образования? В международном опыте обнаруживаются разные подходы к обеспечению качества преподавания психологии. Во многих странах общее содержание психологического образования формируется естественным путем, без предписаний в виде стандартов. Признание преподавателями психологии и студентами значимости, достоверности и доступности изложения психологического знания, отраженного в учебных и научных трудах, становится критерием отбора курсов для содержания психологического образования. Вероятно, оптимальное сочетание: 1) обязательных, 2) специальных курсов по профессиональным интересам и 3) продвинутых интегративных курсов может стать одним из путей гибкой стандартизации программ обучения психологии (Карандашев, 2003), в последние годы проявляются тенденции интеграции национальных систем образования.

После принятия 29 государствами Болоньской декларации, подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии, Франции в 1999 г., Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования, Болоньский процесс представляет собой синхронизированные реформы, которые рассчитаны на реализацию до 2010 г. В соответствии с этими реформами предполагается:

  1. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно — бакалавр/магистр). Таким образом, образование становится более структурированным, дифференцированным и ориентированным на конкретные потребности рынка труда.
  2. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования). Укрепляется связь и преемственность среднего профессионального и университетского образования.
  3. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения, что достигается за счет введения многоуровневой системы высшего образования.
  4. Изменения в структуре и организации докторских программ. Предполагается изменение сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры научных степеней. В ряде стран открываются возможности выхода на докторские программы после получение квалификации бакалавра.
  5. Введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества.
  6. Развитие дистанционного и непрерывного образования. Главная задача в данном случае — обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни человека. Это относится в первую очередь к последипломным формам подготовки.
  7. Накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной студентом учебной нагрузки.

Информация о работе Самовоспитание личности