Самоконтроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: самоконтроль поведения и деятельности.

Цель исследования: рассмотреть особенности формирования самоконтроля и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

Предмет исследования: методы и приемы формирования самоконтроля.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 33.93 Кб (Скачать файл)

                                                              Введение.

 

Актуальность исследования

Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Самоконтроль поведения личности становится для нее особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная психология проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека и его роли в выборе стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.

Объект исследования: самоконтроль поведения и деятельности.

Цель исследования: рассмотреть особенности формирования самоконтроля и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.

Предмет исследования: методы и приемы формирования самоконтроля.

 

Упоминание  о самоконтроле имеется уже у  Аристотеля, однако научное изучение этого аспекта самоуправления началось лишь на границе XIX–XX вв. Правда, можно указать на работу Ч. Белла, в которой впервые был поставлен вопрос о проприорецепции как обратной связи контроля за движениями. Позднее данная идея была высказана и И. М. Сеченовым. Однако эти взгляды касались лишь узкого вопроса — управления и контроля движений, а не самоконтроля как принципа произвольного управления.

 Одним из первых, кто занимался  этой проблемой с психологических позиций, был З. Фрейд. Чтобы объяснить способность человека контролировать свое поведение, этот автор постулировал наличие в составе психики некоторого внутреннего агента, который принимает решения, связанные с контролем поведения. З. Фрейд интерпретировал самоконтроль как инстинкт самосохранения «Я». Развитие «Я» автоматически ведет к усилению самоконтроля.

Самоконтроль поведения составляет особый аспект изучения «силы воли», так как связан с контролированием своих поступков в различных  трудных ситуациях, со сдерживанием своих желаний. Для того чтобы  контролировать свои поступки, человек  должен иметь определенное психическое  развитие: обладать способностью думать о себе как о независимом самостоятельном  существе, могущем управлять собственными действиями, иметь представления  о нравственном поведении. Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т. е. служит механизмом самомобилизации. Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения) выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно изо всех сил стараться преодолеть трудность, но не справиться с ней. В этом случае неправомерно делать заключение об отсутствии волевого поведения (волевой регуляции), как это допускала М. С. Неймарк. Она, например, писала: «Конечно, не всегда человеку удается овладеть своими мотивационными тенденциями и урегулировать их в должном направлении. Тогда волевое поведение не осуществляется». Но ведь человек старался преодолеть затруднение, прилагал дополнительные волевые усилия, почему же его поведение было не волевым? В данном случае уместно употребить данное высказывание:

«Недостаточно хотеть, надо еще и делать» ( В. И. Гёте)

С пониманием силы воли как единого  и неделимого волевого качества трудно согласиться. Хотя моральный компонент  воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым  качествам, силы воли «вообще», проявляемой  одинаково во всех ситуациях, нет. Один и тот же человек, как показывают практика и эксперименты, при встрече  с различными трудностями ведет  себя по-разному: в одних ситуациях  он проявляет большую силу воли, в других — незначительную. Одни более успешно проявляют волевое  усилие при преодолении утомления (т. е. обнаруживают большую терпеливость), но не могут столь же успешно преодолевать возникающий страх. Другие хорошо справляются  со страхом, но оказываются несостоятельными при сопротивлении чувству скуки  и бросают монотонную работу.

Поскольку сила воли у разных людей  проявляется дифференцированно, нельзя судить о ней слишком поспешно, на основании эффективности поведения  человека только в какой-либо одной  ситуации.

 

Люди всегда заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять  своей жизнью. К сожалению, однако, далеко не все имеют адекватные навыки самоконтроля и поэтому живут  не столь успешно, как могли бы. Например, некоторые едят слишком  много, другие курят или пьют слишком  много, третьим никак не удается  регулярно заниматься гимнастикой, а у кого-то отсутствуют навыки обучения. Большинство этих людей, если не все, хотели бы изменить нежелательное  поведение, но просто не знают, как это  сделать. Одни полагаются на "силу воли", а другие ищут профессиональную помощь, часто недоступную. Однако в социально-когнитивной  теории заложено понятие самоконтроля — эмпирически обоснованного  средства стойкого достижения более  желательных паттернов поведения  — то, что иначе можно назвать "властью человека".

Самоконтроль является одной из форм проявления самоуправления действиями и поведением и саморегуляции состояний. Его необходимость подчеркнута Г. С. Никифоровым, автором двух монографий по этой проблеме. В частности, он отмечает, что самоконтроль является обязательным признаком сознания и самосознания и выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Г. С. Никифоров рассматривал самоконтроль как неотъемлемый компонент процессов самоуправления и саморегулирования.

В то же время вызывает сомнение представление  о том, что самоконтроль распространяется на все этапы деятельности и действий, в том числе и на этапы мотивации, планирования, программирования, —  в связи с чем выделяют не только текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля, но и предварительный (антиципирующий). Предвидеть (антиципировать) или учитывать при планировании какие-то факторы — не значит контролировать, сличать.

Наука отвергает примитивное представление  о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой "регуляции" неизбежны вредные  последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных  состояний. Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психологи часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               I. Глава: Основы психологии воли.

                                        1.1 Основные понятия из области психологии воли.

Воля - сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля соотносится со всем сознанием  человека как одна из форм отражения  действительности, функцией которой  является сознательная саморегуляция активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности. Отражаемой реальностью является собственная объективная деятельность человека, а отраженным (субъективным) – намерение и цель деятельности, волевое усилие, волевые процессы, состояния и свойства личности.

Волевая регуляция (саморегуляция) – вид психической регуляции деятельности и поведения, когда человеку требуется сознательно самому преодолевать трудности постановки цели, планирования и исполнения действий; понятие, в основном совпадающее по объему и содержанию с понятием «воля». Волевая  саморегуляция осуществляется лишь на уровне сознания и исключает нечто стихийное, что происходит «само собой», непреднамеренно. Однако отдельные операции, включенные в процесс саморегуляции. Могут и не осознаваться человеком.

Функции воли. Определение воли –  это и указание на общую ее функцию  – сознательное регулирование человеком  своего поведения в затрудненных условиях. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином «побудительная». Но такой термин ассоциируется с мотивацией  и потому является не точным.

Волевая активность личности – понятие, характеризующее отнесенность волевой  регуляции и саморегуляции к личности как субъекту деятельности. Это понятие не полностью совпадает с понятием «воля». Последнее выделяет лишь общую специфику функций воли людей, тогда как первое указывает на личностный подход в характеристике воли человека через родовое понятие «активность личности».

Волевое усилие – сознательно управляемое  личностью психическое  напряжение, мобилизуемое для преодоления встретившихся  трудностей поведения и деятельности; основной способ волевой регуляции. Нельзя отождествлять волевые усилия и силу мотива. Если мотив – то,ради чего совершается действие, то волевое усилие – это то, посредствам чего осуществляется действие в затрудненных условиях. Требуется строго различать непреднамеренные ( неволевые ) усилия и усилия преднамеренные, сознательные ( волевые), изучать взаимопереходы одного усилия в другое.

Волевые процессы – это те виды преднамеренного внимания, восприятия, запоминания, воспроизведения, мышления и воображения, которые требуют  мобилизации волевых усилий для  преодоления возникших трудностей в деятельности.

По другим параметрам, к волевым  процессам относятся: само волевое  усилие, процессы волевого целеполагания  и принятия решения, волевой регуляции  планирования и исполнения действий.

Волевые состояния – тот класс  сравнительно продолжительных психических  состояний, которые способствуют преодолению  возникших трудностей ( общая активность, оптимизм, заинтересованность, мобилизационная готовность, и др.).

               Волевая регуляция в структуре деятельности и поведения.

В. И. Селиванов  считает, что волевая  регуляция – не синоним произвольной регуляции, а только одна из ее форм, качественно отличная от других. «Воля  – высшая ступень развития произвольного  поведения, выраженная в сознательном саморегулировании человека», – пишет он. Волевая регуляция связана, по его мнению, только с сознательно-волевой напряженностью, когда необходимы намеренные волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности. «Основная особенность волевой регуляции, – писал В. И. Селиванов, – заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий… Понятие “произвольное” намного шире понятия “волевое”. Если даже отрешиться от так называемых “произвольных движений” (И. П. Павлов), этим понятием психологи характеризуют и некоторые формы импульсивного поведения человека, когда нет представления о трудностях и способах их преодоления, хотя цель акта так или иначе осознается». В. И. Селиванов отмечал, что произвольная регуляция проявляется и в привычных действиях.

Деятельность – «внутренняя  ( психическая ) и внешняя ( физическая ) активность человека, регулируемая сознаваемой целью» (Л.Б.Ительсон); совокупность взаимосвязанных действий, направленная человеком на изменение внешнего мира и самого себя с целью удовлетворения потребностей.

Наряду с термином «деятельность» используется термин «поведение». Здесь нет противоречия. Эти термины означают лишь разные аспекты рассмотрения одной и той же реальности: поведение есть характеристика деятельности, взятая в отношении личности к другим людям, к общественной морали и праву, а деятельность – характеристика поведения, взятая в отношении личности: цели и результатам  поведения. Используемый в биологии термин «поведение» имеет совершенно другой смысл: им характеризуется приспособленная активность животных, прежде всего инстинктивная.

Поступок – действие в котором выраженно осознанное отношение человека к другим людям, требующее моральной или юридической оценки. Подобно тому, как деятельность представляет собой определенную совокупность действий, совокупность поступков человека составляет его поведение.

Волевые действия и поступки –  вид тех действий и поступков, в которых ярко выражена волевая  регуляция. Это для личности трудные  акты и, как правило: 1) новые; 2) известные, но выполняемые в необычной обстановке и в необычное время; 3)известные, но требующие ускорения или . напротив, замедления; 4) известные, но выполняемые в необычном психическом состоянии(стресс, боязнь,..) ; 5) известные, но не одобряемые личностью; 6) монотонные действия, и др.

Привычки – автоматизированные акты поведения,непосредственно вызываемые потребностями. Сложные привычки содержат признаки умения, некоторые из них характеризуются как волевые (привычка преодолевать трудность и не пасовать перед ними). По причине заученности  отдельных операций и целых действий привычное поведение обычно не содержит значительных трудностей и, следовательно, не требует большого волевого контроля. Но как только возникает необходимость в переделке привычного стереотипа. Процесс обретает черты наиболее трудного, напряженного волевого действия.

Структура волевого действия ( поступка) – серия взаимосвязанных стадий. Характеризующая весь процесс волевой регуляции от постановки цели до реализации в исполнении. Каждая из трех стадий (постановка цели, планирование, исполнение) включает в себя ряд мотивационных и операционных компонентов. Постановка цели, проходящая с «борьбой» или без «борьбы» мотивов,  заканчивается решением. Мысленное планирование исполнения может проходить как без противоречий, так и с ними ( при выборе одного варианта из многих). Исполнение – стадия, предъявляющая к воле наибольшие испытания, включает в себя и оценку выполненного  действия.

Информация о работе Самоконтроль