Самооценка детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:01, научная работа

Краткое описание

В прошлом экономическая теория страдала оттого, что не могла отчетливо сформулировать свои пред-посылки. Развивая теорию, экономисты часто уклонялись от исследования основ, на которых она воздвигалась

Содержание

План
1. Особенности формирования самооценки в дошкольном детстве.
2. Педагогические условия организации и проведения подвижных игр.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.Педагогические  условия организации и проведения  подвижных игр

 

Учёт  индивидуальных особенностей детей

 

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в  том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

 

Дети первого  типа очень активны, подвижны, склонны  к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

 

С детьми этой группы можно  организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для  дошкольника действия («Черепаха-путешественница») либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат  игры («Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться  сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

 

Дети второго  типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

 

Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых  результат зависит от сосредоточенности  и ловкости («Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания («Водяной»).

 

Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем  играть в...» можно «нарисовать» яркую  картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии  детей, выразив сомнение в их силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих  сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребёнка).

 

В результате детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую – вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать  ещё раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё  получится!».

 

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут  действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

 

Такие дети нуждаются в  личном контакте со взрослым, в его  внимании, поощрении. Коллективная подвижная  игра с ними не эффективна. Для нормального  психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала  включать в игры с двумя-тремя  медлительными детьми, а затем  в это игровое сообщество добавлять  одного-двух ровесников поактивнее. В  дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

Как правило, у таких детей  занижена самооценка и педагогу потребуется  больше времени, чтобы ребёнок в  своём самоощущении перешёл от мысли  «Я хочу, но боюсь к осознанной уверенности  «Я могу! У меня получится!».

 

Игры «Белочка с орехами», «Каракатица» «Городки» – наиболее подходящие для дошкольников данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют  особой ловкости.

 

Беседа  о восприятии победы и поражения

 

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты  взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок  хочет «быть как все», а с  другой – «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность  в признании «быть лучше, чем  все» проявляется в желании выиграть.

 

В своём стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями  и неудачами. Это приведёт к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому  целесообразно провести с дошкольниками  несколько бесед на тему «Сегодня – побеждённый, завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей  к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и  знаменитых людях, которые, прежде чем  прославиться, испытали горечь поражений.

 

Создание  ситуации успеха

 

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для  достижения успеха, одним из условий  развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы  повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному  созданию ситуации успеха: начать с  простых игр, где каждый может  выиграть. Это позволит обрести уверенность  в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

 

Успехи дошкольников в  подвижных играх имеют для  них большое значение, что подтверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» (Ю.Е. Лукоянов).

 

Поэтапный переход к подвижным играм, где  важен индивидуальный результат

 

Цель первого  этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки».

 

Цель второго  этапа - функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно вначале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры либо организовывать командные соревнования (игры типа «Водонос»), в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

 

Цель третьего этапа - соревновательная: ребёнок должен добиться положительных результатов. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

 

Различные игры могут стать  частью командных или индивидуальных соревнований. Например, комбинация игр  «Водяной» и «Водонос» составит этапы «Водяной эстафеты», а игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег  на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) войдут в  «Весёлые старты».

 

Соблюдение  правил игры

 

Чтобы помочь каждому ребёнку  занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать  желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно  ввести правила поведения:

  • каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;
  • желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
  • ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
  • при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);
  • дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
  • если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;
  • все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
  • как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

 

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников и их ошибки в игре, ребенок не только лучше  усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчеты. Играя  по-честному, то есть по правилам, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

 

Педагогически грамотное распределение ролей

 

Один из ответственных  моментов в детских играх –  распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли. Игровая  практика накопила немало демократических  примеров распределения ролей, таких, как жеребьёвка, считалки, бросание кубика с цифрами и т.п.

 

Что важно для педагога при распределении ролей?

  • Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, – сдружиться со всеми.
  • Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
  • Предусмотреть активное участие детей в игре: ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать.
  • Не использовать в игре отрицательные роли.

 

Оборудование  и оснащение игровой площадки

 

Место для игры должно соответствовать  её содержанию, количеству играющих и  быть безопасным для детей.

 

В подвижной игре, как  и в большом спорте, результат  иногда зависит не только от собственных  усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребёнок старается  выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за вмешательства посторонних  людей, луж, ямок и других помех воспринимается им как трагедия и может нанести  вред его эмоциональному состоянию. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребёнка победа в эстафете или любой игре, где  в конце определяются победители, тем тщательнее следует продумать  условия для проведения игры и  подобрать спортивный инвентарь.

 

Сам педагог не должен прерывать  детей во время игры без серьёзной  на то причины.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Всё дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

 

Перечисленные качества помогут  ребёнку комфортно чувствовать  себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место  выйдет учебная деятельность, которая  также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

  • Определите цели и задачи формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
  • Сформулируйте основные идеи интеграции социального, физического и других направлений развития дошкольников.
  • Дайте обоснование преимуществ и возможных недостатков использования подвижной игры в формировании самооценки у детей.
  • Определите критерии для анализа сформированности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Материал представлен  Михеевой Е.В.,

старшим преподавателем кафедры  педагогики

и психологии

 


Информация о работе Самооценка детей дошкольного возраста