Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 06:06, реферат
В.В. Столин считает, самосознание человека нужно рассматривать в «вертикальном и «горизонтальном» плане [1]. «Вертикальному строению соответствует три уровня самосознания: организмический, индивидный и личностный. Каждый из них обладает собственным строением, функциями и механизмами. «Горизонтальное» самосознание содержит знания о себе и самоотношение. Вмести они составляют образ-Я. Я-концепция формируется с опорой на различные образы Я и является стабильным представлением человека о себе, включающим гендерные стереотипы поведения.
1. Соотношение понятий «Концепция Я», «Образ Я», Самосознание
и Cамооценка.
В.В. Столин считает, самосознание
человека нужно рассматривать в
«вертикальном и «
Рассмотрим определения самосознания и Я-концепции в психологическом словаре.
Самосознание – сознание человеком себя как индивидуальности [2].
Я –концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая сознание о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. Свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [2].
Й.С. Кон дает следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ "Я"» [9].
Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г. Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. "Я" - это регулятивный принцип психической жизни, сам о контролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя». [10].
Таким образом, самосознание является необходимым условием существование личности. Руководствуясь именно самосознанием, человек формирует своими действиями и поступками новые свойства личности.
В.С. Мерлин выделяет следующие функции самосознания: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества [3].
Самосознание состоит из сознания тождественности, сознания «Я», осознания своих психических свойств, социально-нравственной самооценки. Каждый компонент самосознания определяется направленностью личности и познанием внешнего мира.
От уровня и характера самосознания зависит то, в какой мере человек в состоянии сам создавать свою личность, и какую личность он создает. Но личность формируется в коллективной деятельности [3].
По мнению С. Джурарда, развитие самосознания происходит благодаря самораскрытию, то есть сообщению личной информации о себе. Благодаря рассказу о себе человек получает оценку со стороны слушающего и новую для себя информацию. Также когда человек старается передать свои мысли и чувства другому человеку, он стремиться их лучше оформить лексически, что способствует их большему осознанию [4].
Зимачева Е.М. определяет самосознание как совокупность психических процессов, посредством которых человек выделяет себя из окружающего мира, выделяет собственную личность, изменяет свое отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание понимается ею как процесс направленный на осознание субъектом следующего:
Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Автор выделяет три функции Я-концепции:
Иерархия этих компонентов может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или под влиянием момента. Я-концепция – это не только констатация черт своей личности субъектом, но и вся динамическая совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, направленных на эту личность [6].
И.В. Тугарина определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [7].
Образ я является описательной составляющей Я –концепции и содержит представления индивида о себе. Это когнитивная составляющая Я-концепции.
Оценочной составляющей Я-концепции является самооценка субъекта, можно сказать, что самооценка – это степень адекватности образа Я. Данная оценка представления о себе или каких-то черт образа Я носит аффективный характер и может быть принимающей или осуждающей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
В Я-концепции человека присутствуют не только описание и оценка текущей ситуации субъекта, но и еще возможные перспективы развития [6].
У человека существует несколько
образов Я, которые актуализируются,
а иногда и подменяют друг друга
в ситуации общения. Субъект имеет
«Я-идеальное» и «Я-реальное». В структуре
«Я-идеального» содержаться
2. Понятие самооценки и ее виды.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей [11].
Самооценка - это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [12].
Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции , самосознания , и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [2].
Самооценка выполняет
регуляторную и защитную функцию, влияя
на поведение, деятельность и развитие
личности, ее взаимоотношения с другими
людьми. Основная функция самооценки
в психической жизни личности
состоит в том, что она выступает
необходимым внутренним условием регуляции
поведения и деятельности. Высшая
форма саморегулирования на основе
самооценки состоит в своеобразном
творческом отношении к собственной
личности — в стремлении изменить,
улучшить себя и в реализации этого
стремления. Защитная функция самооценки,
обеспечивая относительную
Самооценка является важным
регулятором поведения
Самооценка достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.
Р. Бернс выделяет три существенных момента для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка [6].
Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.
Выделяют самооценку адекватную
и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется
на завышенную и заниженную. В одинаковой ситуации люди
с разной самооценкой будут вести себя
совершенно по-разному, предпримут разные
действия, тем самым по-разному будут воздействовать
на развитие событий.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
При завышенной самооценке
человек склонен себя переоценивать, у человека возникает идеализированное
представление о своей личности, своей
ценности для окружающих, он не желает признавать собственных
ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного
поведения, часто становится жестким,
агрессивным.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности
в себе, робости, застенчивости, невозможности
реализовывать свои задатки и способности.
Такие люди обычно ставят перед собой
более низкие цели, чем те, которых могли
бы достигнуть, преувеличивают значение
неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих,
слишком критичны к себе. Человек с низкой
самооценкой очень раним. Все это приводит
к возникновению комплекса неполноценности,
отражается на его внешнем виде - глаза
отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Причины подобной самооценки могут скрываться
в чрезмерно властном, заботливом или
потакающем родительском воспитании,
что будет с ранних лет запрограммировано
в подсознании человека, рождать чувство
неполноценности, а оно, в свою очередь,
формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много форм проявлений.
Это жалобы и обвинения, поиск виновного,
потребность во внимании и одобрении,
что как бы компенсирует в глазах такого
человека чувство самоотрицания, чувство
собственного достоинства. Пониженная
самооценка проявляется в постоянном
стремлении недооценивать собственные
возможности, способности, достижения,
повышенной тревожности, боязни отрицательного
мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей
человека сокращать контакты с другими
людьми. В этом случае страх самораскрытия
ограничивает глубину и близость общения.
Люди с пониженной самооценкой подчас
недоверчиво и недоброжелательно относятся
к другим людям.
Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Адекватная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. При некоторых условиях расхождения между самооценкой и оценкой окружающих может возникнуть острый внутриличностный конфликт.