Самооценка личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 06:06, реферат

Краткое описание

В.В. Столин считает, самосознание человека нужно рассматривать в «вертикальном и «горизонтальном» плане [1]. «Вертикальному строению соответствует три уровня самосознания: организмический, индивидный и личностный. Каждый из них обладает собственным строением, функциями и механизмами. «Горизонтальное» самосознание содержит знания о себе и самоотношение. Вмести они составляют образ-Я. Я-концепция формируется с опорой на различные образы Я и является стабильным представлением человека о себе, включающим гендерные стереотипы поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 186.36 Кб (Скачать файл)

1. Соотношение  понятий «Концепция Я», «Образ Я», Самосознание

 и Cамооценка.

В.В. Столин считает, самосознание человека нужно рассматривать в  «вертикальном и «горизонтальном» плане [1]. «Вертикальному строению соответствует три уровня самосознания: организмический, индивидный и личностный. Каждый из них обладает собственным строением, функциями и механизмами. «Горизонтальное» самосознание содержит знания о себе и самоотношение. Вмести они составляют образ-Я. Я-концепция формируется с опорой на различные образы Я и является стабильным представлением человека о себе, включающим гендерные стереотипы поведения.

Рассмотрим определения  самосознания и Я-концепции в  психологическом словаре.

Самосознание – сознание человеком себя как индивидуальности [2].

Я –концепция – развивающаяся  система представлений человека о самом себе, включающая сознание о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и  пр. Свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную  личность внешних факторов [2].

Й.С. Кон дает следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ "Я"» [9].

Психологическую сущность «Я»  другой видный отечественный исследователь  А.Г. Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. "Я" - это регулятивный принцип психической жизни, сам о контролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя». [10].

Таким образом, самосознание является необходимым условием существование личности. Руководствуясь именно самосознанием, человек формирует своими действиями и поступками новые свойства личности.

В.С. Мерлин выделяет следующие функции самосознания: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества [3].

Самосознание состоит  из сознания тождественности, сознания «Я», осознания своих психических  свойств, социально-нравственной самооценки. Каждый компонент самосознания определяется направленностью личности и познанием  внешнего мира.

От уровня и характера  самосознания зависит то, в какой  мере человек в состоянии сам  создавать свою личность, и какую  личность он создает. Но личность формируется  в коллективной деятельности [3].

По мнению С. Джурарда, развитие самосознания происходит благодаря самораскрытию, то есть сообщению личной информации о себе. Благодаря рассказу о себе человек получает оценку со стороны слушающего и новую для себя информацию. Также когда человек старается передать свои мысли и чувства другому человеку, он стремиться их лучше оформить лексически, что способствует их большему осознанию [4].

Зимачева Е.М. определяет самосознание как совокупность психических процессов, посредством которых человек выделяет себя из окружающего мира, выделяет собственную личность, изменяет свое отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание понимается ею как процесс направленный на осознание субъектом следующего:

  • продуктов своей психической активности, таких как мысли, чувства, эмоции;
  • результатов и «компонентов» собственной деятельности;
  • взаимоотношений с людьми;
  • собственных черт личности;
  • интегральных характеристик своего поведения и психики, например, мотивации;
  • внешнего облика и собственного тела;
  • «Я» в целом отличия от «не-Я»;
  • своего места в жизни [5];

Р. Бернс рассматривает  Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Автор выделяет три функции Я-концепции:

  • Я-концепция обуславливает поведение человека в конкретной ситуации;
  • Я-концепция определяет представления субъекта о том, что должно произойти;
  • Я-концепция определяет характер индивидуальной интерпретации личного опыта и действий других;

Иерархия этих компонентов  может меняться в зависимости  от контекста, жизненного опыта индивида или под влиянием момента.  Я-концепция  – это не только констатация черт своей личности субъектом, но и вся  динамическая совокупность оценочных  характеристик и связанных с  ними  переживаний, направленных на эту личность [6].

И.В. Тугарина определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [7].

Образ я является описательной составляющей Я –концепции и содержит представления индивида о себе. Это  когнитивная составляющая Я-концепции.

Оценочной составляющей Я-концепции  является самооценка субъекта, можно  сказать, что самооценка – это  степень адекватности образа Я. Данная оценка представления о себе или  каких-то черт образа Я носит аффективный  характер и может быть принимающей  или осуждающей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

В Я-концепции человека присутствуют не только описание и оценка текущей  ситуации субъекта, но и еще возможные  перспективы развития [6].

У человека существует несколько  образов Я, которые актуализируются, а иногда и подменяют друг друга  в ситуации общения. Субъект имеет  «Я-идеальное» и «Я-реальное». В структуре  «Я-идеального» содержаться представления  индивида о том, каким он должен быть в идеале. «Я-реальное» отражает представление человека о себе на текущий момент. В зависимости от того, как соотносятся «Я-реальное» и Я-идеальное» человека, характеризуется адекватность его представлений о себе, которая выражается в самооценке. Самооценкой является оценка человеком себя, своих качеств и своего места среди других людей [8].

 

 

 

 

2. Понятие самооценки  и ее виды.

Самооценка –  это оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей [11].

Самооценка - это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [12].

Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции , самосознания , и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [2].

Самооценка выполняет  регуляторную и защитную функцию, влияя  на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими  людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает  необходимым внутренним условием регуляции  поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной  личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого  стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести  к искажению опыта.

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения  с окружающими, критичность и  требовательность к себе, отношение  к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность  деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана  с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [13].

Самооценка  достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

Р. Бернс выделяет три существенных момента для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка [6].

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные  суждения индивида о себе или интерпретации  суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна  сама личность. Оно охватывает мир  ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная  самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. 
 

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление  о себе далеко от реального. Такой  человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

 
 При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным. 
 
 Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. 
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки. 
Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Адекватная самооценка также  не бывает однородной. У одних людей  она высокая, у других более низкая. Адекватная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. При некоторых условиях расхождения между самооценкой и оценкой окружающих может возникнуть острый внутриличностный конфликт.

Информация о работе Самооценка личности