Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:22, реферат
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эмоциональное состояние, удовлетворенность работой, учебой, жизнью. Тем самым она влияет на эффекивность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это – их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных.
Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери (Берне) [1, 20].
Вместе с тем по одному только характеру родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится на внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что достоверно объяснить причины формирования той или иной самооценки могут лишь данные о восприятии ребенком родительских установок, а не объективная оценка родительского отношения. Невозможно миновать мир субъективных переживаний ребенка, ведь любое эмоциональное отношение родителей и методы воздействия приобретают свой смысл только в психологических реакциях ребенка. Согласно модели Л. Беньямин, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. На одно и то же родительское поведение ребенок может реагировать двумя способами: «дополнительно» (инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование) и «защитно» (в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто они его любят и внимательны к нему). Тем самым он как бы просит родителей изменить отношение к нему [3, 7].
Таким образом, можно заключить, что определяющим условием формирования у ребенка той или иной самооценки являются те особенности жизни в семье, которые ассоциируются для него с ощущением уровня собственной ценности и успешности.
Важными переменными такой жизни в семье, которые участвуют в формировании самооценки детей, являются:
- особенности отношения родителей к ребенку, что проявляется в системе воспитательных мер и требований, а также негативному или позитивному эмоциональному проявлению родителей к ребенку;
- особенности взаимоотношения между родителями, которые проявляются в конфликтном или сотрудничающем поведении;
- полнота семьи и ее состав;
- порядок рождения братьев и сестер.
Кроме того, вышеприведенные положения представляются важными для использования в качестве теоретического руководства при коррекции низкой самооценки ребенка, существенным моментом проведения которой является обязательная работа практического психолога (особенно в системе образования) с родителями. Ибо, по словам К. Роджерса, взрослый склонный к самоотрицанию, неспособен к подлинной родительской любви и не может служить для ребенка правильным образцом себя.
Список использованной литературы
1. Афанасьева, Т. М. Семья / Т. М. Афанасьева.
– М. : Пр., 2007. – 285 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитании
/ Р. Бернс. – М. : Прогресс, 2006. – 432 с.
3. Захарова, А. В. Структурно-динамическая
модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы
психологии. – 1989. – №1. – С. 3–8.
4. Кульчицкая, Е. И. Воспитание чувств
детей в семье / Е. И. Кульчицкая. – Киев
: Рад. школа, 2003. – 120 с.
5. Матвеева, А. Практическая психология
для родителей или – Что я могу узнать
о своём ребёнке / А. Матвеева, И. Выбойщик,
Д. Мякушкин. – М. : АСТ-Прасс, 2007. – 570 с.
6. Марова, 3. Ребенка воспитывает одна
мать / З. Марова // Воспитание детей в неполной
семье. – М. : Прогресс, 2006. – С. 6.
7. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов.
– М. : ВЛАДОС, 2007. – 631 с.
8. Родители и дети : Психология взаимоотношений
/ Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой.
– М. : Коги-то-Центр, 2009. – 230 с.
9. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка
при аномалиях личности / Е. Т. Соколова.
– М. : Юнити, 2007. – 216 с.
10. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии
/ Л. Б. Шнейдер. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2005.
– 928 с.
Информация о работе Самооценка ребенка и детско-родительские отношения в семье