Самопознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:50, реферат

Краткое описание

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1. Развитие сознания

2. Психологические характеристики сознания

3. Теории сознания

4. “Я-концепция”

5. Самооценка

III. Заключение

IV. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология_самопознание личности.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

     Если человек  обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является  социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут возникать серьезные затруднения.

     Позитивную «Я-концепцию»  можно приравнять к позитивному  отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной  ценности. Синонимами негативной  «Я-концепции» становятся негативное  отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

     «Я-концепция»  играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению  внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного  опыта и является источником  ожиданий относительно самого себя.

     Человек стремится  к достижению максимальной внутренней  согласованности. Представления,  чувства или идеи, вступающие  в противоречие с другими его  представлениями, чувствами или  идеями, приводят к дегармонизации  личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

     Если новый  опыт, полученный человеком, согласуется  с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена «Я-концепция». Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

     У человека  существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

     «Я-концепция»  определяет и ожидания человека, т. е. его представления о  том, что должно произойти.  Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе.

     В «Я-концепции» запрограммировано,  каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» — это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

     Самосознание  работает путем постоянного сравнения  реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

 

     Слишком  жесткая структура «Я-концепции»  вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая «Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может «гнуться» и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

     В случае  комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между «Я-концепцней» и реальным поведением, эта «Я-концепция» настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

     Хотя понятие  «Я» предполагает внутреннее  единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».

     «Образ  Я» – одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

     Вопрос  об истинности «образа Я» правомерен  только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

 

             5. Самооценка

     Наши самооценки — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

     Неоднозначны  и критерии самооценки. Индивид  оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня  своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

     Самооценка  не является постоянной, она изменяется  в зависимости от обстоятельств.  Усвоение новых оценок может  изменять значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.

     Есть три момента,  существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее  формировании играет сопоставление  образа реального «Я» с образом  идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

     Второй  фактор, важный для формирования  самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

     Следует  подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежит ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть определена и выражена в слове.

     Точно так же в  онтогенезе возникает и начинает  развиваться индивидуальное сознание  человека. Для его становления  также необходимы совместная  деятельность и активное общение  взрослого с ребенком, выделение,  осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становиться средством мышления.

     Прежде чем стать  достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним  содержание должны получить общее  значение для пользующихся ими  людей. Получив свое всеобщее  значение, слово затем проникает  в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

     Сознание  предполагает осознание человеком  не только внешнего мира, но  и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и  чувства людей материально воплощаются  в предметах их творческого  труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.   

 

IV. Перечень использованной литературы

 

1. Немов Р.С. Психология: 1 т. – М., 2001. (Сознание человека: 132 – 142.)

2. Выготский  Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. – М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и бессознательное: 132 – 148.)

3. Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23 – 33.)

4. Леонтьев  А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – Т. I. – М., 1983 (Возникновение и развитие сознания человека: 222 – 279.)

5. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: 2 т. – Т. I. – М., 1989. (Сознание человека: 156 – 190.)

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991. (Ошибочные действия: 7 – 48.)

7. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)

8. Дубровина  И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)

9. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика – речь – сознание: 285 – 325.)

 


Информация о работе Самопознание личности