Самосознание и Я-концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель – определить модель я-концепции человека, уровни я-концепция, а также разобрать развитие человеческой личности в психологии традиционно связанное с формированием её сознания и самосознания
Чтобы решить эту задачу необходимо рассмотреть сущность и структуру Я-концепции, динамику ее развития, а также структуру самосознания личности.

Содержание

1.Введение_____________________________________________________ 2
2. Сущность Я-концепции_________________________________________ 3
3.Структура самосознания________________________________________ 13
4. Заключение___________________________________________________20
5.Список использованной литературы_______________________________21

Вложенные файлы: 1 файл

соц.психология.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

5. «Выставочное Я», или  «Демонстративное Я», — это совокупность  поведенческих актов, намеренно  показываемых другим, дабы у них  сложилось о нас лучшее впечатление,  чем мы есть на самом деле. Сюда надо также включить взгляды,  идеи, манеры поведения и т.  п., которые мы выказываем или  высказываем независимо от своего  статуса или социальной роли.

6. «Домашнее Я». Оно проявляется,  когда человек снимает парадную  одежду и выставочные манеры  поведения и расслабляется. У  некоторых людей «Демонстративное  Я» и «Домашнее Я» различаются  очень сильно, а у других они  практически совпадают. Чем меньше  зазор между ними, тем более  целостной является личность  человека, тем сильнее в ней  развиты нравственные начала.

7. «Интимное Я» — еще  более потайная часть «Домашнего  Я», которая скрывается даже от  самых близких и родных людей.  Это последняя линия обороны  личности. У каждого из нас  найдется, что скрывать даже от  самых близких людей, что составляет  неприкасаемую тайну.3

Формирование Я - концепции  сложный и разносторонний процесс, который никогда не заканчивается. Основы закладываются еще в детстве, но на протяжении всей жизни человек  может корректировать свою Я-концепцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.

Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается  с формированием её сознания и  самосознания. С.Л.Рубинштейн показал, что самосознание личности позволяет  ей осознавать себя, свое окружение, а  также себя в своих отношениях с окружающим. По мысли Л.С.Выготского целостное становление структуры  самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового  возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком  рефлексией. Рефлексивные качества психики  в основном оформляются в возрасте после 7 лет (о чем более подробно в главе «Младший школьный возраст»).

В работах В.С.Мухиной  выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается  сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере  ценностных ориентаций, позволяющая  воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура  самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для  человека ценности его существования. Структура самосознания состоит  из пяти базовых звеньев - представлений  о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений. Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия  достигают к завершению возраста детства. В этой связи для возрастной психологии личности существенное значение имеет процесс развития структурных  звеньев самосознания или их генезис.4

 

Представление о  своём имени

«Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего  при рождении; знак, позволяющий  причислить человека к определённому  социальному слою, этносу, месту  в общественных отношениях, полу». Имя  позволяет идентифицировать человека с его телесным выражением, с его  духовной сущностью. Появление человека на свет всегда связано с наречением ему имени. Растущий человек узнает новые образы своего имени, осознавая  сопряженность имени и своего состояния – взрослости, ответственности. Ситуации изменения имени также  связываются с обстоятельствами изменения самосознания – изменение  фамилии (как расширения своего имени) при замужестве, осознанное изменение  имени (псевдоним), насильственная смена  имени (что имело место в ряде тоталитарных обществ), изменение имени  в монашестве.

Психика растущего ребенка  гибко реагирует на восприятие собственного имени. «Благодаря имени и местоимению  «Я» ребёнок научается выделять себя как персону. Идентификация  с именем происходит с первых лет  – ребёнку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребёнок  получает возможность представить  себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребёнка посредством отношения  к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижая чувство доверия к взрослому». Изменение восприятия своего имени  с возрастом весьма заметно –  сначала ребёнок воспринимает свое имя извне, затем он начинает осознавать себя в соответствии со своим именем. В школьные годы ребёнок знакомится с ситуацией изменения имени, когда его называют именем, отличным от того, каким называют в семье, либо по фамилии. В раннем подростничестве  возникают ситуации называния ребёнка  сверстниками «эрзацами» имени –  кличками. В юношеском возрасте может  возникнуть ситуация самонаречения, когда  воображение юноши или девушки  рождает новое для себя имя. Генезис  представлений о своем имени  в период взросления показывает изменения  в структуре самосознания растущего  ребенка. 5

Представления о  своем теле

«Тело – не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно – индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека». Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение  к собственному телу ребёнок формирует  посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение  к человеческому телу вообще он усваивает  через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём  традиции.

Притязание на признание

Потребность в признании  является сущностной характеристикой  человека. Взрослый человек реализует  эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально  осуществляется в атмосфере его  семейного окружения.

Пристрастное отношение  взрослого к проявлениям в  поведении ребёнка – основа для  формирования последним ощущения себя признанным взрослым. С раннего детства  ребенок учится различать свое поведение  в системе координат «хорошее»  и «плохое», «дозволенное» и «недозволенное». Эмоциональное поощрение взрослым определённых поступков ребёнка  рождает у него стремление быть хорошим, развивает активность в освоении признаваемых взрослым манер поведения. В ситуациях дефицита положительного признания ребенка взрослым, ребенок  может начать вызывать «отрицательное»  признание взрослого. В этих случаях  негативные поступки ребёнка адресованы взрослому с тем, чтобы, пусть  в отрицательном плане, но все-таки заполучить признание со стороны  взрослого.

Нормальная ситуация развития ребёнка в семье характеризуется  отношениями его принятия всеми  членами семьи, выражением любви  к нему.

Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны  в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального  развития ребёнка. Негативное эмоциональное  напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах  развития порождают такие отрицательные  образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в  себе, пассивность, конформность.

Половая идентификация

«Половая идентификация  – единство самосознания, мотивов  поведения, поступков в обыденной  жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую  половую роль». Половая идентификация  человека связана как с генотипическими  предпосылками – морфологическими и физиологическими признаками мужского или женского организма, так и  с социальными условиями развития и бытия человека. Полоролевая  идентичность ребёнка устанавливается  в среднем к трем годам, к завершению возраста раннего детства. Однако формирование половой идентификации продолжается не только все детство, но также и  всю последующую жизнь человека. Становление половой принадлежности в детстве связано с присвоением  поведенческих форм, интересов, ценностей  своего пола. Стереотипы мужского и  женского поведения формируются  в самосознании ребёнка посредством  подражания представителям своего пола. Отдельная проблема – нарушение  половой идентификации человека в детстве или во взрослости. В.С. Мухина пишет о сексуальных перверсиях, как следствии рассогласованности генетических, морфологических, физиологических  и психологических особенностей человека с нарушенной половой идентификацией. «В сексуальных перверсиях определенное место занимают наследственно-конституциональные факторы. Однако врожденные извращения полового влечения встречаются сравнительно редко. Чаще всего перверсии возникают в онтогенезе из-за провоцирующей роли микросоциальной среды. Чтобы предупредить отклонения в половой идентификации у ребёнка и подростка, следует уделять специальное внимание их отношению к своему телу, контролировать игры и общение со сверстниками, для того, чтобы правильно ориентировать на ценности половых ролей, с которым им предстоит отождествить себя по факту своего рождения».

Психологическое время личности

Индивидуальное переживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем есть важное звено самосознания личности – её психологическое время. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.6

Сознание ребёнком своего прошлого, настоящего и будущего начинает развиваться с раннего возраста, что связано с формированием  памяти и воображения. Построение жизненной  перспективы ребёнка в раннем детстве возможно только при участии  взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем  старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность  за себя в настоящем и будущем. Несформированность психологического времени личности ребёнка может  быть обусловлена такими негативными  факторами, как отрицательные воспоминания о прошлом, отсутствие четкого образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего. Дети, лишенные родительского  попечения, имеют типичную коррозию восприятия своего психологического времени  – у них практически отсутствует  ответственное отношение к собственному времени жизни, наряду с эмоционально-негативным отношением к своему прошлому и настоящему. «В практику развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства, в настоящее время вводится метод  позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребёнка, что  позволяет компенсировать потери в  развитии психологического времени  личности».

Самосознание личности к  взрослому возрасту предполагает формирование восприятия человеком себя в контексте  истории своей семьи, своего народа, своей страны и в целом –  всего человечества.

Социальное пространство личности

Условия, в которых человек  живет и развивается, в которых  у человека формируется сфера  прав и обязанностей и в целом  личностная социальная позиция создают  важное звено структуры самосознания человека – социальное пространство его личности. В.С.Мухина рассматривает  это звено самосознания в контексте  культуры, сформированной в истории  этноса. Характеристика места, где протекает  жизнь человека; формы, стиль, содержание общения и деятельности в русле  культуры, к которой принадлежит  человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории  и культуре своего этноса и всего  человечества – это основные условия  формирования социального пространства личности. К завершению подросткового  возраста оформляется основа социального  пространства личности. К этому сроку  обычно рефлексирующий подросток прилагает  усилия к личностному развитию и  становлению. «В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к  освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2)стремление к рефлексии на свой внутренний интимный мир через самоуглубление и потребность  осознать свое место в контексте  культуры и истории своей страны и всего человечества». Социальное пространство личности, являясь завершающим  звеном структуры самосознания, интегрирует  в себе все характеристики других звеньев – представлений об имени  и теле, притязаний на признание, половой  идентификации и психологического времени личности.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение Я-концепции  для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в  ходе многомиллионной эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт  не прорывается наружу без предварительной  цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать  и пропускать через призму собственной  выгоды и своих интересов. Так  вот у Homosapiens представление о самом  себе, рефлексия над собой предшествуют и служат мотивационным базисом  всего поведенческого комплекса. Проведено  огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает  мотивационной основой человеческого  поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым  разным обстоятельствам стратегию  поведения, точно зная, что они  могут сделать и чего не могут.

Самосознание является частью сознания, а точнее ее особой формой. Самосознание предполагает выделение  и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание – это осознание человеком  своих действий, чувств, мыслей, мотивов, поведения, интересов, своего положения в обществе. Оно выступает в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андриенко Е.В., Сластенин  В.А. Социальная психология.: учебное  пособие. М.:Феникс, 2011. 568с.

2.  Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. Питер, 2010. 368 с.

3. Михалкин Н.В. Социальная  психология. : учебное пособие. М.: Феникс, 2012. 240с.

4.  Мананикова Е.Н. Социальная  психология.: учебное пособие. М.:Феникс, 2012. 256с.

5.  Сухов А.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Проспект, 2011. 208с.

6. Фетискин Н.П., Козлов  В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая  диагностика развитие личности  и малых групп. М.: Институт  психотерапии, 2009. 490с.

7. Структура самосознания.[Электронные ресурс]: Режим доступа: http://www.orthedu.ru

 

1Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. Питер, 2010. С 235 .

2Михалкин Н.В. Социальная психология. : учебное пособие. М.: Феникс, 2012. С 154.

3Мананикова Е.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Феникс, 2012. С 105.

4Сухов А.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Проспект, 2011. С 92.

5Структура самосознания.[Электронные ресурс]: Режим доступа: http://www.orthedu.ru

Информация о работе Самосознание и Я-концепция