Самоубийство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:38, реферат

Краткое описание

В разных культурах отношение к суициду всегда было неоднозначным. В Древней Греции к нему относились негативно, суицид считался юридически наказуемым преступлением, даже считалось, что необходимо отрубать руку человеку совершившему это деяние. В нашей культуре отношение к самоубийству всегда осуждалось церковью, людей, совершивших такой поступок, не хоронили на кладбище, не отпевали в церкви. Это было серьезным, сдерживающим моментом в плане роста суицидов. Католицизм также относится к этому явлению негативно. Очень низкие суицидальные тенденции в Италии, Испании, Греции, странах Латинской Америки, по данным многих авторов, как раз списываются на то, что эти страны с позиции католической веры осуждают это явление.

Вложенные файлы: 1 файл

СУИЦИД.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По теме «Самоубийство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила студентка 1 курса Скрыпник Дарья

группа 1391

 

СПБ

2009

 В разных культурах отношение к суициду всегда было неоднозначным. В Древней Греции к нему относились негативно, суицид считался юридически

наказуемым  преступлением, даже считалось, что  необходимо отрубать руку человеку совершившему это деяние. В нашей культуре отношение  к самоубийству всегда осуждалось церковью, людей, совершивших такой поступок, не хоронили на кладбище, не отпевали в церкви. Это было серьезным, сдерживающим моментом в плане роста суицидов. Католицизм также относится к этому явлению негативно. Очень низкие суицидальные тенденции в Италии, Испании, Греции, странах Латинской Америки, по данным многих авторов, как раз списываются на то, что эти страны с позиции католической веры осуждают это явление. В других же странах, например, в Китае, отношение к суициду было весьма спокойное. Считалось, что человек, таким образом освобождает душу. Такой же примерно подход был и в Древней Индии. В Японии до недавнего времени существовал обряд харакири: когда совершение самоубийства считалось высшим проявлением мудрости, честности порядочности. Существовали традиции как добровольного так и принудительного харакири. Если человек добровольно решал свести счеты с жизнью, созвав членов своей семьи, облачась во все белое, он вспарывал себе живот, а в этот момент сын или близкий друг отрубал ему голову.

    Но все это относится к разговору о традициях. Сейчас в мире происходит смешение культур, и в большей мере чем религиозный и социокультурный факторы, на человека влияют урбанистический и экономический факторы. Например, замечено, чем больше город, тем большее количество самоубийств в нем проис-

ходит, так как  человек себя чувствует потерянным и ненужным. В сель-

ских районах  тенденция к увеличению роста  самоубийств проявляется в гораз-

до меньшей  мере. в 1993 год в России было совершено 56573 самоубийств, что составляет 39 случаев  на 100 тысяч населения. В 1994-

45 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения: в том же 94г. во Франции

22 случая, в ФРГ-21, США-12, Великобритании-9, Чехословакии-21. Здесь кро-

ме урбанистических сказываются  и экономические факторы, которые  серьезно

отражаются на психике  людей, Часто на пике экономических и

личностных проблем , человек  решает «наложить на себя руки». Например,

если взять в возрастном плане, то субъективность мышления подростков, про-

является в том, что  они перенимают эталоны поведения  у героев телеэкрана.

Их прельщает сам подход к самоубийству, как к возможности в критической

ситуации сохранить честь  и достоинство, свой лично-социальный статус.

Такого типа суициды свойственны  высшему составу армии. Многие офицеры

совершают подобные деяния. Особо надо отметить медицинские  аспекты само-

убийства как  явления так как 1/3 всех самоубийств  были следствием каких

либо психических  расстройств

 Вот как  обстоит дело по Владимирской  области: в1996г., в области было 6

самоубийств, в 97-1 и 2 попытки к нему, и уже  за 8 месяцев этого года 5 слу-

чаев и одна попытка.

 Если говорить  о самом явлении суицида, то  можно выделить несколько фаз.

Выделяется  пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференци-

рованные мысли, размышления об отсутствии ценностей  жизни, которые вы-

ражаются в  формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и

тому подобное. Не имеется четкого представления  о смерти, а имеется само

отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нор-

мальным людям  в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то

на следующем  этапе пресуицида мы видим пассивные  суицидальные мысли,

которые характеризуются  представлениями, фантазиями на тему лишения  себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и  тому

подобное, которые  выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

На следующем  этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные фор-

мы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается  способ,

выбирается  время и место действия. Следующий  этап - это суицидальные на-

мерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют под-

готовку человека к совершению самоубийства в той  или иной форме. Вообще

выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шан-

тажное поведение. После того, как все этапы пройдены, человек подошел к 

суицидальному действию, как к итоговому представлению  о невозможности

существования в данной ситуации. Возможно, это  истинный суицид, тогда

человек предпринимает реальные действия, что бы лишить себя жизни.

Часто самоубийства в органах УВД принимают жестокие формы. Доступ-

ность оружия дает возможность застрелиться, часто  в тюрьмах вешаются на

веревках и  шнурках.

Так же нередко  люди совершают демонстративное самоубийство с целью что-либо доказать кому-то, шантажировать. Для осуществления демонстративного суицида часто используют

медицинские препараты. Демонстративно - шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведе-

ния, когда человек  спонтанно организует тот или  иной вид шантажа. И тот и

другой случай могут закончится летально так как  они оба провоцируют нега-

тивную форму  поведения которая может привести к тому, что у человека дей-

ствительно  возникнет самоубийство.

 

 Почему возникают эти явления?

 

Так как самое  слово «самоубийство» бесконечное  число раз употребляется в  нашей речи, то, казалось бы, можно  рассчитывать, что точный смысл его  понятен каждому. Но тем не менее, многие ученые неоднократно спорили о самоубийстве как о психическом расстройстве или особой форме заболевания.

 

В книге Эмиля  Дюркгейма «Самоубийство» автор  исследует природу данного явления  и рассматривает несколько объяснений этого порой не поддающегося пониманию  явления.

 

Он выделяет группу трактовок суицида:

 

  1. Самоубийство как разновидность помешательства; другими словами, как выражение мономании – внезапного желания совершать самоубийство против собственной воли, затуманивающего разум; разновидность заболевания.
  2. Самоубийство как сумасшествие
  3. Так же Э. Дюркгейм выделил другую классификацию самоубийств:

 

I. Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Больной убивает себя для того, чтобы избежать воображаемой опасности или позора, или действует, как бы повинуясь таинственному приказанию, полученному им свыше и т. д. Но мотивы и формы развития этого вида самоубийства отражают общий характер той болезни, от которой они проистекают, т. е. той или иной мании. Отличительной чертой этого душевного заболевания является чрезвычайная общая подвижность. Самые разнообразные и противоречивые чувства и мысли сменяют одна Другую в мозгу маньяка с необыкновенной быстротой. Последний находится поэтому как бы в постоянном вихре чередующихся настроений. Едва успеет фиксироваться одна полоса сознания, как она уже заслоняется Другой; то же можно сказать и о причинах, вызывающих самоубийства маньяков; они рождаются и исчезают, превращаясь из одних в другие с изумительной быстротой. Внезапно появляется галлюцинация или бредовое состояние, которые побуждают маньяка лишить себя жизни; они влекут за собой попытку самоубийства. Через несколько мгновений положение вещей изменяется, и если попытка оканчивается неудачей, то по крайней мере в данный момент маньяк ее не возобновляет, а если и возвращается к ней позднее, то в силу какого-нибудь другого мотива. Самое незначительное событие может привести к самым внезапным метаморфозам. Один подобный больной, желая покончить с собой, бросился в реку, большую часть года не особенно глубокую. Он принужден был искать достаточно глубокого места для того, чтобы утопиться, пока его не заметил таможенный солдат. Угадав его намерение, он прицелился и пригрозил ему, что будет стрелять, если тот не выйдет из воды. Тотчас же наш больной вылезает из воды, идет домой и уже не думает более о самоубийстве.

П. Самоубийство меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается у людей, находящихся в состоянии высшего упадка духа, глубочайшей скорби; в таком состоянии человек не может вполне здраво определить свои отношения к окружающим его лицам и предметам. Его не привлекают никакие удовольствия, все рисуется ему в черном свете, жизнь представляется утомительной и безрадостной. Ввиду того что такое состояние не прекращается ни на минуту, у больного начинает просыпаться неотступная мысль о самоубийстве; мысль эта крепко фиксируется в его мозгу, и определяющие ее общие мотивы остаются неизвестными. Одна молодая девушка, дочь вполне здоровых родителей, проведшая детство в деревне, должна была лет в 14 уехать в город, для того чтобы продолжать свое образование. С этого момента ее охватывает невыразимая тоска; она начинает стремиться к одиночеству, и скоро в ней просыпается ничем непобедимое желание умереть. «Целыми часами она сидит неподвижно с опущенными глазами, сгорбившись, в позе и настроении человека, предчувствующего что-то зловещее; у нее созревает твердое решение утопиться, и она ищет для этого наиболее уединенного места с тем, чтобы никто не мог спасти ее». Тем не менее, прекрасно сознавая, что ее поступок будет преступлением, она на некоторое время откладывает его выполнение. Через год мысль о самоубийстве с большей силой охватывает ее, и она на протяжении небольшого количества времени делает несколько неудачных попыток покончить с собой.

 Часто на фоне  общего отчаяния появляются галлюцинации и бредовые идеи, непосредственно влекущие больного к самоубийству, но в них нет той подвижности, которая замечается у только что рассмотренного нами типа маньяков. Напротив, идеи эти вполне определенны и неподвижны, как и общее состояние духа, из которого они проистекают. Боязнь, мучающая больного, упреки, которые он себе делает, несчастья, которые он себе рисует, всегда одни и те же. Если этот вид самоубийства определяется воображаемыми причинами, как и в предыдущем случае, то мысль о нем отличается своим хроническим характером и потому неотвязчиво стоит в мозгу человека. Больные, принадлежащие к этой категории, спокойно обдумывают все детали своего плана; в достижении своей цели они проявляют даже невероятное постоянство и иногда удивительную хитрость. Постоянная неустойчивость мысли маньяка очень мало похожа на эту последовательность меланхолика. У одного можно наблюдать только преходящие вспышки, не обусловленные длительными причинами, у другого, напротив, постоянное настроение, тесно связанное с самым характером больного.

Нечто подобное в своей  работе «Печать и меланхолия»  описывал Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что меланхолия как заболевание  способна вызвать попытки суицида. Когда заболевание достигает критической стадии, больной самостоятельно, погружаясь в собственные мысли, постепенно доводит себя до состояния глубочайшей депрессии, из которой для больного выхода более не существует и самоубийство становится своеобразным решением этой проблемы.

III. Самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не обусловливается никакими мотивами, ни реальными, ни воображаемыми, а только навязчивой мыслью о смерти, которая без всякой видимой причины всесильно владеет умом больного. Он одержим желанием покончить с собой, хотя прекрасно знает, что у него нет к этому никакого разумного повода. Это инстинктивное желание не подчиняется никаким размышлениям и рассуждениям, подобно тем безудержным потребностям воровать, убивать, поджигать, которые раньше пытались истолковать как особые виды мономании. Так как больной отдает себе отчет в нелепости своего желания, то он пробует вначале бороться с ним, но все время, пока воля противится этому стремлению, больной грустен, подавлен, его грудь сжимает тоска, которая с каждым Днем усиливается. В силу этой особенности данному виду самоубийства дают иногда название «самоубийство от тоски». Это состояние было превосходно описано однажды одним больным психиатру. «Я служу в одной торговой фирме и удовлетворительно исполняю возложенные на меня обязанности, но действую все время, как автомат, и обращенные ко мне слова звучат в моих ушах так, как если бы они раздавались в пустом пространстве. Меня бесконечно мучает ни на минуту не покидающая меня мысль о самоубийстве. Целый год я уже нахожусь в таком состоянии; вначале оно было выражено лишь неясно, а теперь, приблизительно в течение двух месяцев, оно не оставляет меня ни на минуту, хотя у меня нет никаких причин желать смерти. Физически я здоров, никто в моей семье не был подвержен подобному душевному недугу, я не потерпел никаких потерь, жалованья моего вполне достаточно для того, чтобы доставлять себе свойственные моему возрасту развлечения». Но едва больной прекратил борьбу с самим собой и решил убить себя, тревога его кончилась и к нему вернулось спокойствие. Если попытка самоубийства оканчивается неудачей, то этого оказывается достаточно для того, чтобы больной на время успокоился; можно сказать, что у него проходит само желание лишить себя жизни.

Эта разновидность самоубийства пересекается с мыслью в работе З.Фрейда «Теория суицида». Фрейд писал : «Есть два вида влечений: один из них - инстинкт жизни, Эрос, другой - это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым  до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти».

Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного  и разрушительного влияния Танатоса. Убийство - это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен.

Информация о работе Самоубийство