Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:12, реферат
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку. Семья - ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА………………………………………3
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Особенности воспитания детей в США…………………………..9
Семейное воспитание в Японии…………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….……..15
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….16
Содержание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….……..15
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья - ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
А. Платон считал неизменной патриархальную семью и называл ее исходной общественной ячейкой.
Ж.Ж. Руссо считал семью самой древней и единственно естественной из всех обществ.
На сегодняшний день педагогика имеет достаточно разветвленную систему. Она состоит из ряда отраслей, которые исследуют круг общих и специальных проблем.
Все отрасли педагогики были выделены, по какому либо признаку. Нас интересует, по какому признаку дифференцировалась семейная педагогика?
Если педагогика наука о воспитании, то воспитание является тем общим, что сближает отрасли педагогики. Но каждая из отраслей рассматривает воспитание с разных позиций.
Семейная педагогика выделилась из педагогики по институциональному признаку, то есть по тому соц. институту, который осуществляет воспитание и обучение подрастающего поколения.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию.
Это первый и самый важный социальный институт в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте, так как семья является средой жизни и развития ребенка.
Семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего благодаря его общению с родителями в первые 7 лет его жизни.
В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств, происходит осознание мужских и женских ролей. Формируется представление о самом себе.
Иначе говоря, происходит социализация. Воспитание в семье является ведущим и определяющим началом социализации.
Младенчество (0-1) происходит познание мира людей при непосредственном эмоц. общении. Развивается личностная (эмоциональная сфера). Как результат появление такого новообразования как потребность в общении.
Ран. детство (1-3) познание направлено на мир предметов (предметно-манипулятивная деятельность. Развивается познавательная сфера, формируются познавательные процессы.
Новообразование- развитие речи, наглядно-действенное мышление.
Дошкольный возраст (3-7). Развивается личностная сфера (мотивационно-потребностная).
Для ребенка семья это маленький мир, общество в миниатюре.
Семейная педагогика –
наука о воспитании в семье, отрасль
педагогической науки, выделенная по институциональному
признаку, то есть по тому социальному
институту – семье, который занимается
воспитанием и обучением
Семейная педагогика:
- изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности;
- разрабатывает научно
обоснованные рекомендации
- позволяет решать многие вопросы воспитания
Воспитание в семье определяется как домашнее и домашне-семейное.
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.
К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода.
Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи- это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для него задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5- 3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Снижение рождаемости и высокий уровень разводов- показатели кризиса семьи.
Семья была и всегда остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.
Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
-первичностью семейного
окружения в силу
-максимальной возрастной
чувствительностью (
-длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно- эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Семейная педагогика - отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, то есть по тому социальному институту - семье, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Таким образом, семейная педагогика - это наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.
Цели воспитания ребенка в семье и в детском саду едины - всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.
П.Ф.Каптерев утверждал: цель педагогики - вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Родители могут рассчитывать на успех в воспитании детей только тогда, когда они твердо знают, чего добиваются, ясно ставят перед собой определенные педагогические задачи.
П.Ф.Лесгафт - основоположник отечественной теории семейного воспитания - писал, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы семейного воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник.
Семейное воспитание - это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным. Стихийные – это неопознанные, неконтролируемые воздействия, например манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания. В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка -первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.
Особую роль играет семья в воспитании ребенка-дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.
Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Семейное воспитание - это наиболее характерный способ отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия .
Семья не всегда оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры между членами семьи. Существует парадоксальная ситуация, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей, и, наоборот, в плохо обеспеченных семьях, с низким уровнем образования, воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи. Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания:
- отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка,
- отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике, как об уменьшенной копии взрослого;
- однообразие и
- неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
2. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Особенности воспитания детей в США
Дети в США считаются,
пожалуй, главным национальным достоянием.
По крайней мере, система защиты
и уважения личности ребенка в
Соединенных штатах поистине уникальна.
Дети всегда привлекают повышенное внимание
окружающих. Если от взрослого пешехода,
вступающего на проезжую часть, машины
останавливаются в пяти метрах, то
при появлении женщины с
Как правило, воспитанием детей в американских семьях занимается женщина. Праздник по поводу рождения ребенка длится до того дня, пока маме не потребуется выйти на работу. А на работу американки выходят довольно быстро после родов, потому что потерять хорошо оплачиваемое место очень легко. Малыш остается на попечении родственников, соседей, друзей, дошкольных учреждений — позволить себе дорогие услуги профессионального беби-ситтера могут немногие семьи.
Стоит отметить, что сеть государственных дошкольных учреждений не так развита в США, как в России. Это, как правило, частные заведения, за пребывание в которых родителям приходится выкладывать значительные суммы.
Вместе с тем, несмотря
на тотальную свободу и
В яслях ребенок находится с 3 до 4,5-5 лет. Именно в этом возрасте малыша обычно отдают в детский сад. По сути это группы подготовки к начальной школе, в которую начинают принимать с 5 лет. Одна из важнейших целей этих занятий — приучение ребенка к тому, что он вправе ожидать уважения к себе, но при этом обязан проявлять уважение к окружающим.
Результат такой подготовки очень важен: к началу обучения в школе первоклассники уже привычно избегают каких-либо серьезных столкновений и дисциплинарных эксцессов, знают, что нельзя сразу ябедничать по пустякам, понимают, что неумение держать себя в рамках неизбежно отзовется неприятными последствиями. Американцы исходно внедряют в жизнь своих ребятишек весьма высокие стандарты взаимной терпимости и взаимоуважения.
Привязанность здесь — скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и для себя — самое главное. У детей поощряется агрессивность, напористость и умение активно отстаивать свою позицию. Считается, что такими качествами обладает настоящий лидер, а лидерство всячески поощряется в американских воспитательных учреждениях. Однако часто такое попустительство имеет и негативные стороны — вместо проявления лидерства школы становятся рассадниками дедовщины.
Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», — говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия.