Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:06, контрольная работа
Задание 1. Разработать психологическую модель процесса консультирования семьи.
Задание 2. Провести исследование по изучению представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Данные диагностического обследования представить в виде психологического заключения.
Задание 3. Создать и презентовать модель эффективного психолога – консультанта.
Задание 5. Провести диагностическое исследование семейной истории.
6. Дата обследования: 12.09.13
7. Время начала обследования: 10.50;
Время окончания обследования: 11.24
10. Предмет диагностики: Она позволяет определить:
1. Представления
супругов о значимости в
2. Представления
супругов о желаемом
11. Применяемые диагностические методики: Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" ("РОП")
12. Диагностическая ситуация:
Во время обследования испытуемые вел себя спокойно, агрессивности по отношению к исследователю и непосредственно к исследованию не выражали. Супруги вели себя дружелюбно, хорошо контактировали с исследователем, на обследование был настроен равнодушно. Обстановка, в которой проводилось исследование, была непринужденной. Испытуемым была предъявлена инструкция в устной форме, после чего был выдан бланк ответов и сам опросник на котором также была написана инструкция. В течение получаса испытуемые справился со всеми вопросами, которые были предъявлены ему для обследования. В течение этих тридцати минут, испытуемые были спокойны, собраны и не отвлекались на посторонние звуки.
13.Результаты обследования: Результат обследования жены:
Шкала семейных ценностей |
№ утверждения |
Балл |
№ утверждения |
Балл |
Общий показатель (в баллах) |
Интимно-сексуальная |
1 |
1 |
|||
2 |
1 | ||||
3 |
1 | ||||
=3 | |||||
Личностная идентификация с супругом |
4 |
3 |
|||
5 |
3 | ||||
6 |
3 | ||||
=9 | |||||
Хозяйственно-бытовая |
Ожидание |
Притязание |
|||
7 |
3 |
22 |
2 | ||
8 |
2 |
23 |
3 | ||
9 |
2 |
24 |
1 | ||
=7 |
=6 | ||||
Родительско-воспитательная |
Ожидание |
Притязание |
|||
10 |
3 |
25 |
2 | ||
11 |
3 |
26 |
3 | ||
12 |
2 |
27 |
3 | ||
=8 |
=8 | ||||
Социальная активность |
Ожидание |
Притязание |
|||
13 |
3 |
18 |
3 | ||
14 |
3 |
29 |
3 | ||
15 |
2 |
30 |
2 | ||
=7 |
=7 | ||||
Эмоционально-психотерапевти- |
Ожидание |
Притязание |
|||
16 |
3 |
31 |
2 | ||
17 |
2 |
32 |
1 | ||
18 |
3 |
33 |
1 | ||
=8 |
=4 | ||||
Внешняя привлекатель-ность |
Ожидание |
Притязание |
|||
19 |
2 |
34 |
2 | ||
20 |
2 |
35 |
2 | ||
21 |
3 |
36 |
3 | ||
=6 |
=7 | ||||
Шкала семейных ценностей |
№ утверж-дения |
Балл |
№ утверждения |
Балл |
Общий показатель (в баллах) |
Интимно-сексуальная |
1 |
1 |
|||
2 |
1 | ||||
3 |
2 | ||||
=4 | |||||
Личностная идентификация с супругом |
4 |
2 |
|||
5 |
3 | ||||
6 |
3 | ||||
=9 | |||||
Хозяйственно-бытовая |
Ожидание |
Притязание |
|||
7 |
3 |
22 |
1 | ||
8 |
1 |
23 |
1 | ||
9 |
3 |
24 |
1 | ||
=7 |
=3 | ||||
Родительско-воспитательная |
Ожидание |
Притязание |
|||
10 |
3 |
25 |
1 | ||
11 |
3 |
26 |
1 | ||
12 |
2 |
27 |
3 | ||
=8 |
=5 | ||||
Социальная активность |
Ожидание |
Притязание |
|||
13 |
2 |
18 |
3 | ||
14 |
0 |
29 |
3 | ||
15 |
1 |
30 |
1 | ||
=3 |
=7 | ||||
Эмоционально-психотерапевти- |
Ожидание |
Притязание |
|||
16 |
3 |
31 |
2 | ||
17 |
3 |
32 |
1 | ||
18 |
3 |
33 |
1 | ||
=9 |
=4 | ||||
Внешняя привлекатель-ность |
Ожидание |
Притязание |
|||
19 |
3 |
34 |
1 | ||
20 |
2 |
35 |
3 | ||
21 |
3 |
36 |
1 | ||
=6 |
=5 |
Интерпретация: Ролевая адекватность супружеской пары.
Семейные ценности |
Ролевые установки |
РАм |
Ролевые установки |
РАж | ||
Пж |
Ом |
Пж - Ом |
Пж |
Ом |
Пж - Ом | |
Хозяйственно-бытовая |
6 |
7 |
1 |
3 |
7 |
4 |
Родительско-воспитательская |
8 |
8 |
0 |
5 |
8 |
3 |
Социальная активность |
8 |
3 |
5 |
7 |
8 |
1 |
Эмоционально-психотерапевти- |
4 |
9 |
5 |
4 |
8 |
4 |
Внешняя привлекатель-ность |
7 |
7 |
0 |
5 |
7 |
2 |
Σ РАм= 11 |
Σ РАж= 14 |
Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность жены выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая адекватность мужа наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание "психотерапевтической" атмосферы в семье. Муж считает, что профессиональная занятость жены возможна лишь в незначительной степени. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем ожидания жены активного решения супругом хозяйственно-бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуются с ролевыми притязаниями мужа.
Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены
Семей. Ценн. |
Интим.-сексуал. |
сексуал Личн.иден. |
Хозяйс-быт |
Родит-воспит |
Соц. актив. |
Эмоц-псих. |
Внеш Привл. |
ШСЦм |
4 |
9 |
5 |
6,5 |
5 |
6,5 |
6 |
ШСЦж |
3 |
9 |
6,5 |
8 |
8 |
6 |
7 |
ССЦ |
1 |
0 |
1,5 |
1,5 |
3 |
0,5 |
1 |
Для данной супружеской пары
характерна определенная согласованность
представлений о семейных ценностях.
Существующие различия в установках
супругов на важнейшие сферы
С точки зрения супругов, сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни.
14.Психологический диагноз: определенная согласованность представлений о семейных ценностях.
15. Рекомендации по оптимизации развития: Рекомендации для жены.
Как привлечь мужчину к хозяйственно – бытовой сфере. Не стоит начинать с негативных упреков по поводу того, что все держится на Вас, и некоторые, вместо лежания на диване мог бы встать и предложить свою помощь. Намекните на то, что Вы, скорее всего не сможете до конца справиться с тем, что нужно сделать. Очень важно, когда непосредственно будете просить его о помощи, ни в коем случае не вставляйте в свои вопросы частицу «не».
Вы заранее даете ему понять, что не верите в него, сомневаетесь и даже не доверяете! Не думайте, что Ваш муж не хочет или ленится оказать Вам помощь, просто иногда они могут отвлекаться, обдумывая что-то очень важное, и, возможно, может именно в этот момент он размышляет, что необходимо приобрести для облегчения ваших домашних забот! В связи с важнейшими мыслями о Вашем благосостоянии, он просто не заметил, что его помощь сейчас больше нужна, чем такие мысли. Не спешите делать выводы, и оставайтесь довольны)).
Рекомендации для мужа.
Независимая женщина зачастую стремится делать карьеру, старается быть сильной, независимой, чтобы таким образом доказать мужу и всем близким свою ценность. Такой жене мужу следует показывать, что он гордится ею независимо от сферы приложения её талантов, напоминать ей, что в его глазах она хороша без всяких достижений. Следует также поощрять её замедлять темп своей жизни, уделять больше времени семье, помогать ей научиться любить саму себя безусловной любовью.
Задание 3. Создать и презентовать модель эффективного психолога – консультанта.
Психолог имеет огромное значение при консультировании именно он помогает осознать некоторые проблемы и с помощью консультанта решить различные жизненные ситуации, поэтому для эффективной помощи людям психолог – консультант должен обладать рядам качеств и личностных характеристик. Требуемые качества развиваются в течение всей профессиональной жизни специалиста-консультанта.
Вот список некоторых личностных особенностей, которые должны принадлежать психологу, который занимается семейным консультированием.
терпимость (недостатки клиента
не осуждаются, хотя и не поощряются
тоже, не осуждается и нестандартное
поведение), способность легко
Что касается профессиональных качеств психолог дожжен знать общие социально-психологические законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и на основе всего этого профессионально строить свою работу.
Также наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертированному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.
Также немаловажно открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Если же психолог консультант имеет проблемы похожего рода, и они не проработаны, психолог не может консультировать семью имеющие такие же либо схожие проблемы. Так как психолог может субъективно давать оценку, что может повлиять на эффективность консультации. По-моему место занимаемое консультантом среди своих коллег не имеет значения.
Пример
Супруги А. обратились к психологу по поводу супружеских проблем. Они были женаты уже восемь лет, имели двоих детей. Жена жаловалась на депрессию, в то время как муж полагал, что они жили бы гораздо счастливее, если бы она беспрекословно его слушалась.
Психолог воспользовался методом видеозаписей в качестве собственно терапевтического инструмента. Предполагается, что если члены семьи и психолог будут наблюдать на экране свое поведение, то это поможет как той, так и другой стороне. Консультант поймет, что в действительности происходит в семье, в частности, он лучше представит роль каждого в семье. Можно обсуждать, анализировать и после коррекции переигрывать отдельные моменты. Это очень помогает в работе с теми семьями и супружескими парами, члены которых по-разному смотрят на мир. Фрагменты записи выбирает или сам психолог, или же члены семьи (это уже говорит о наличии знаний в социально-психологических законов формирования семьи, закономерностей развития семейных взаимоотношений. Такой необычный выбор метода говорит о хорошем знании психокоррекционных техник).
Психолог: Уважаемая А., вы только что сказали, что ваш муж ведет себя так, как, будто он вас не уважает. Что вы имеете в виду?( терпимость, логичность)[…]
Психолог: Вопрос задан вашей жене. Дайте ей, пожалуйста, возможность ответить. (гибкость, умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения)
Муж: Я пытаюсь заботиться о тебе и детях, делаю для тебя только хорошее. Не знаю, что тебе не нравится. Если бы ты поступала так, как я тебе говорю, у нас все было бы чудесно[…]
Психолог дал возможность супругам просмотреть этот эпизод. Ниже приведена запись последовавшего за просмотром обсуждения (говорит о его хорошей осведомленности в данной области)[…].
Психолог: Имейте в виду, что ваш образ на экране не совсем соответствует тому, как вы выглядите в реальной жизни. На экране люди выглядят гораздо хуже, чем в жизни. ( способность вызывать доверие)[…]
Психолог: А как вы разговариваете дома? Что можете сказать по поводу тона и содержания своих слов? (эмоциональная сдержанность и терпимость)[…]
В данном случае просмотр видеомагнитофонной записи оказался особенно полезным в прояснении того поведения, которое отрицается одним из членов супружеской пары. Муж смог признать права жены высказывать свое мнение. Кроме того, жена сделала весьма важные наблюдения, свидетельствует о том, что ее собственное поведение влияет на то, как муж с ней обращается. И это говорит о высоком уровни знаний в семейном консультировании.