Семейное консультирование в семьях с детьми со сложным нарушением развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 01:03, доклад

Краткое описание

Еще в 60-е гг. в США значительно возросло количество педагогической литературы, посвященной проблемам детей с множественными сенсорными нарушениями. Характеристикой значительной части таких детей стали комплексные, сложные поражения. Из анализа литературы и особенно беседы с коллегами из Школы Перкинса для слепых (Бостон) автору[1] стало ясно, что количество, сложность и тяжесть нарушений, диагностированных у детей с то время, в целом были значительно меньше, чем мы наблюдаем теперь.

Вложенные файлы: 1 файл

семейное консультирование.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

Для третьего — это радость движений: когда взрослый подтягивает ребенка за ручки и помогает ему залезть на свое тело, переворачивает его в воздухе, раскачивает и трясет в такт песенке на коленях.

 

2. Определение наиболее привлекательных для ребенка ситуаций совместных со взрослым действий позволяет особым образом планировать и выстраивать систему индивидуальных занятий с малышом. На этом этапе члены семьи должны активно подключаться к работе психолога (педагога), предлагать свои решения в сложных ситуациях и новые упражнения, подхватываемые ребенком. Мамы начинают интересоваться успехами других таких же детей и их родителей, ищут реализации себя вне дома. У них появляется некоторое ощущение свободы по отношению к ребенку, который еще совсем недавно вызывал чувство бесконечной боли, казался ненужным и бесперспективным.

 

3. На третьем, переходном этапе специалист должен постепенно «выходить» из собственного диалога с ребенком, становиться 70 сторонним наблюдателем, предоставляя инициативу самому ребенку и членам его семьи, пытаться заменить свои визиты в семью на визиты ребенка и родителей в ПМСЦ, где можно организовать с ребенком сначала индивидуальные, а затем и групповые занятия, подготавливая малыша к будущему возможному воспитанию в специальном дошкольном образовательном учреждении. Родители могут добиться больших успехов Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных нам случаях успешного развития слепоглухих детей являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря которому удавалось пройти начальный уровень воспитания ребенка в семье до поступления его в школу.

 

Осуществляя сопровождение ребенка с тяжелыми и множественными врожденными нарушениями развития, специалист (врач, психолог, педагог) должен очень внимательно отнестись к своему собственному внутреннему состоянию, быть готовым стать соучастником самых драматических событий, разворачивающихся в семье этого ребенка, настроить себя на самое чуткое отношение ко всем проявлениям индивидуальности ребенка, на готовность к диалогу с ребенком, неспособным выразить себя и услышать других привычными для всех способами.

 

Ставя перед собой задачу разглядеть подлинные возможности ребенка с множественными нарушениями, особенности его индивидуальности, специалисты должны определить свои внутренние проблемы, а именно:

 

    1. Необходимость преодоления эмоциональной вовлеченности в страдания как родителей, так и самого ребенка;
    2. Формирование подвижных границ собственного личного пространства по отношению к больному ребенку и членам его семьи (от очень определенного дистанцирования на первом этапе чере.
    3. Необходимость на ходу перестраивать программу занятий в связи с меняющимся состоянием ребенка, с его готовностью или нежеланием продолжения действия, с изменившейся семейной ситуацией и пр.;
    4. Принятие традиций и установок каждой семьи, необходимое для совместной работы с ребенком, общения на доступном семье уровне понимания;
    5. Принятие и преодоление своей неспособности ответить на внутренний вопрос родителей: «Как сделать так, чтобы ребенок услышал, увидел и заговорил?».

 

5. Содержание и  методы индивтдуальной работы с ребенком, имеющим сложное нарушение.

 

Содержание индивтдуальной работы:

 

1. Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта ребенка со взрослым.

2. Развитие тактильного чувства

 

Методы индивидуальной работы с ребенком.

 

  1. Телесный контакт позволяет ребенку ощутить чувство защищенности и комфорта.
  2. Колыбельная успокаивает малыша и придает силу и уверенность матери.
  3. Укачивание на руках благотворно влияет на здоровье ребенка. "...Пальчиковые игры приносят удовольствие от общения со взрослым и пользу для развития.
  4. Важно менять позу ребенка, его положение в пространстве.
  5. Излишняя осторожность родителей может помешать ребенку развиваться.
  6. Не бойтесь дать ребенку свободу движения.
  7. Строгий порядок в доме (режим и обстановка) необходим для обучения навыкам самообслуживания.
  8. Чтобы ребенок захотел общаться, надо создать ситуацию.

окружающий мир и реализовывать себя.

  1. Нагрузка должна соответствовать возможностям здоровья.
  2. Создать баланс между лечением и психолого-педагогическим воздействием.

 

Приложение.

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:

1. Установление контакта  и присоединение консультанта  к клиентам. Достигается с помощью  соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации  мимики и дыхания консультанта  и консультируемого, использования  консультантом речевых форм, отражающих  доминирующую репрезентативную  систему того, кто сообщает о  своей семейной проблеме.

2. Сбор информации о  проблеме клиента с использованием  приёмов мета- моделирования (НЛП) и  терапевтических метафор. Чтобы  достичь этой цели, консультант  может задавать уточняющие вопросы  типа: «Какого результата Вы хотите  достигнуть?», «Чего Вы хотите?», «Попробуйте сказать об этом  без отрицательной частицы «нет», то есть словами, описывающими  положительный результат».

3. Обсуждение психотерапевтического  контракта, что является одной  из важнейших задач семейного  консультирования. На этом этапе  происходит обсуждение того, как  будет распределяться ответственность  между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает  за условия безопасности семейного  консультирования, за технологии  доступа к разрешению проблемы  клиента. В свою очередь, клиент  становится ответственным за  собственную активность, искренность  в желании изменить своё ролевое  поведение и так далее. После  успешного прохождения этой фазы  участники договариваются о продолжительности  работы (например, 3-6 часов), длительности  проведения одного сеанса и  периодичности терапевтических  встреч (например, сначала 1 раз в  неделю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются  условия оплаты, а также санкции  за нарушение сторонами условий  контракта.

4. Далее происходит уточнение  проблемы клиента, также определяются  ресурсы семьи в целом и  каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: «Как вы раньше справлялись  с трудностями? Что вам в этом  помогало?», «В каких ситуациях  вы были сильными? Как вы использовали  свою силу?» 

5. Проведение собственно  консультации. Здесь необходимо  укрепить веру клиентов в успешность  и безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность  и искренность в сочетании  с желанием консультанта сотрудничать  с вами, его профессиональные  качества и опыт работы будут  надёжной гарантией успешности  работы». С участниками консультирования  обсуждают положительные и отрицательные  стороны сложившихся стереотипов  поведения, например, с помощью таких  вопросов: «Что, по вашему мнению, является самым негативным в  сложившейся ситуации? А что самое  хорошее в этих обстоятельствах?»  Осуществляется совместный поиск  новых шаблонов поведения. Консультант  предлагает следующие вопросы: «Чего  вы ещё не делали, чтобы разрешить  проблему? Как вели себя значимые  для вас люди, если оказывались  в сходной ситуации? Смогли бы  вы так поступить?» или «Что  поможет вам совершить такой  же поступок?» Консультант может  использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают  образ новой ситуации, фиксируя  при этом возникающие кинестетические  ощущения.

6. «Экологическая проверка». Консультант предлагает членам  семьи представить себя в сходной  ситуации через 5-10 лет и исследовать  своё состояние.

7. Приближаясь к завершению  семейного консультирования, консультант  предпринимает усилия по «страхованию»  результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются  в действиях, помогающих им обрести  уверенность при освоении новых  шаблонов поведения. Они могут  получить от консультанта какое-нибудь  домашнее задание и приглашение  прийти на повторную консультацию  спустя некоторое время для  обсуждения полученных результатов.

8. Отсоединение. Такая процедура  оказывается нужной в ряде  случаев. Например, в литературе  описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью «парадоксального задания», точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день «для проверки своего эмоционального реагирования». Хэйли учитывал, таким образом, человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг «поглупевшего консультанта», таким образом, совершилось «отсоединение».

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи.

Семейное консультирование и семейная терапия отличаются друг от друга:

-во-первых, семейное консультирование  не принимает концепцию болезни;

-во-вторых, оно ставит  акцент на анализе ситуации  и аспектов ролевого взаимодействия  в семье

-в - третьих, оно призвано  помочь в поисках личностного  ресурса субъектов консультирования  и обсуждении способов разрешения  ситуации.

 

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника семейного консультирования

Подавляющее большинство специалистов приходят к выводу, что необходимо изучать всю семью в целом, вне зависимости от количества обратившихся. В качестве клиента здесь рассматривается семья в целом, а проблема - как общая. Основным требованием к консультанту является соблюдение нейтральности и независимость от различных семейных группировок. [1, с.39 ] Однако необходимо выбрать правильную стратегию и тактику поиска информации. Процесс изучения семьи строится так, чтобы каждый новый шаг заметно приближал к первоисточнику нарушений и давал информацию о приоритетном направлении дальнейшего изучения. Сбор анамнеза. При разработке диагностической системы внимание акцентируется на том, какую конкретно информацию и в какой последовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи.

Все модели анамнеза (вне зависимости от теоретической позиции автора) включают три блока информации:

1. Общие сведения о  семье (состав, возраст членов семьи, количество прожитых лет, первичность  брака, образование членов семьи, профессии)

2. Актуальные проблемы  и нарушения:

- возникновение, развитие  и продолжительность затруднений;

- события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением  и разрешением проблем;

- время возникновения  проблемы;

- изменение отношений  личности (особенно к значимым  людям), перемена интересов, ухудшение  физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами;

- непосредственная причина  обращения к специалисту;

- предшествующие попытки  разрешения проблемы и результаты

этого;

- наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения  и связанные с ними проблемы).

Также для сбора анамнеза важно получить информацию о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избегаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом.

Данные заносятся в карту приема (Приложение).

При сборе анамнеза рекомендуется руководствоваться критерием разумной необходимости.

Постановка диагноза

Одной из самых сложных в ходе социально-психологического изучения семьи является проблема постановки диагноза.

Диагноз включает в себя:

* причины трудностей клиента;

* их развитие во времени;

* отнесение к определенному  классу проблем;

* определение специальных  способов помощи и прогноз  вероятности

благоприятного исхода.

В процессе социально-психологического изучения семьи используют практически все методы психологии. Прежде всего, наблюдение как научно-целенаправленное и каким-либо образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение требует каких-либо специальных категорий, то есть того, что мы будем наблюдать, так как все наблюдать невозможно. Ведущая роль (особенно на первой встрече) отводится получению информации, заключенной в словесных сообщениях членов семьи - опросу. На разных этапах сбора информации опрос может быть проведен в форме анкетирования, беседы, интервью. В результате определяются приоритетные направления изучения семейных отношений и необходимость тестирования. Нередко в ходе изучения семейных отношений прибегают к анализу продуктов деятельности членов семьи (дневников, писем, стихов, картин и т. п.). Для этого определяется критерий (тема, содержание, количество незаконченных предложений и т. п.), затем подсчитывается частота встречаемости критерия и производится содержательная интерпретация результатов. Иногда в процессе диагностики специалисты практикуют активное вмешательство в жизнедеятельность семьи с целью создания условий, в которых выявляется ранее скрытый факт, то есть проводят эксперимент. Психолог сознательно создает ситуацию, провоцирующую проявление каких-либо особых свойств членов семьи. При этом на разных этапах сбора анамнеза используют разные формы эксперимента: естественный, лабораторный (характерна строгая стандартизация условий), формирующий (внедрение в практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают в ходе нововведений). Последний вид эксперимента обычно используется в коррекционной и профилактической работе и очень редко в диагностической.

Метод моделирование - выделение самое главное в системе семейных отношений и определение системно взаимосвязанных факторов, определяющих функционирование семьи. Тестирование - метод диагностики, для которого характерен акцент на измерении некоторой психологической переменной (то есть ее численное представление). Тест представляет собой краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем уровня совершенства некоторых психологических функций. Это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения [4 c.219]

Информация о работе Семейное консультирование в семьях с детьми со сложным нарушением развития