Семейное психоконсультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:02, реферат

Краткое описание

К сожалению, современная семья не имеет возможности опираться на вековые традиции для регулирования внутренних взаимоотношений и воспитания детей – эти традиции были нарушены. Несколько поколений людей воспитывались в общественной государственной системе, а не семейной, поэтому апеллировать к опыту мам и бабушек во многих семьях затруднительно, а то и вовсе бесполезно. Задача становления и формирования устойчивости семьи является одной из актуальных проблема современного общества. Такое внимание к ней обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.

Содержание

Введение
I. Семейное психологическое консультирование
1. Психологическое консультирование. Общие понятия – 4 стр.
2. Семейное психологическое консультирование. Понятие и цели – 6 стр.
3. Направления и задачи семейного психологического консультирования – 8 стр.
4. Основные этапы семейного консультирования – 9 стр.
5. Модели психологического консультирования семьи - 11 стр.
II. Технологии семейного психологического консультирования
1. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера – 14 стр.
2. Добрачное и предбрачное консультирование – 17 стр.
3. Психологическое консультирование супружеской пары – 20 стр.
4. Психологическое консультирование по проблеме развода – 22 стр.
5. Консультирование по проблемам детско-родительских отношений – 24 стр.
6. Психологическое консультирование в случаях насилия в семье – 27 стр.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение.docx

— 85.35 Кб (Скачать файл)

Проблематика психологических  механизмов, составляющих основу феноменологии  неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, центрируется (при всем своем многообразии) на механизмах условного принятия и условного самопринятия. В первом случае речь идет об интерперсональных (коммуникативных) психологических механизмах (от идентификации до отвержения), тогда как во втором - о механизмах интраперсональных (о психологических защитах по типу диссоциации и вытеснения).

В соответствии с данными  выводами, сложившейся практикой  семейного консультирования и семейной терапии, а также с конкретными  наработками по данной теме (анализ детских суицидальных попыток, мазохистских психосексуальных установок и различных форм принятия в контексте детско-родительских отношений) можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с различной степенью выраженности психологического насилия:

1. В ходе психологического  консультирования семей с проблемами  насилия приоритетное внимание  следует уделять психологическому насилию;

2. В ходе консультирования  семей с проблемами психологического  насилия приоритетное внимание  следует уделять неадекватному  (патологическому) родительствованию и супружеству;

3. В ходе консультирования  семей с неадекватным (патогенным) родительствованием и супружеством приоритетное внимание следует уделять механизмам самонепринятия;

4. В ходе консультирования  членов семей с проблемами  самонепринятия приритетное внимание следует уделять интраперсональным процессам блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из их сознания их собственных сущностных (в широком смысле витальных) проявлений, т.е. динамическим аспектам “негативной психологии” (А.Менегетти), процессам персонализации (А.Б.Орлов) - формированию персональных и теневых личностных составляющих;

5. В ходе консультирования  членов семей с выраженными  эффектами процесса персонализации  приоритетное внимание следует  уделять прецедентам и условиям  процессов персонификации (А.Б.Орлов), проявлениям внутреннего Я.

Такая стратегия консультационной психологической практики открывает  путь к созданию свободных от насилия  форм родительствования и супружества.

Важно подчеркнуть, что личный опыт насилия - и для жертвы, и  для насильника - это всегда травмирующий опыт, делящий их жизни на “до” и  “после”. Особенность насилия в  семейном контексте - и для насильника, и для жертвы - состоит в необходимости  продолжать общение, сохранять и  поддерживать систему межличностных взаимоотношений.

 

Заключение

Психологическое консультирование семьи является одним из видов  психологической помощи, которая  основывается на особенных отношениях между людьми, когда психолог по семейным вопросам помогает клиентам помочь самим себе. Данный способ общения, который позволяет клиентам исследовать  свои мысли, чувства и поведение, чтобы прийти к более светлому постижению самих себя, а после  этого раскрыть и применять свои сильные стороны, базируясь на внутренних ресурсах для гораздо более результативного  распоряжения собственной жизнью через  принятие соответственных решений  и совершение целенаправленных поступков.

Психологическое консультирование семьи направлено на корректировку  межличностных отношений. Задачей  семейного консультирования является ликвидация эмоциональных разобщений в семье. К ним возможно отнести  консультирование по вопросам, которые  возникают у человека в своей  семье или в семьях иных, близких  для него людей. В частности, это может быть:

избрание будущего супруга (супруги),

рациональное построение и регуляция отношений в семье,

разрешение и предупреждение конфликтов во внутрисемейных отношениях,

взаимоотношения жены или  мужа с родными,

поведение супругов во время  развода и после него,

разрешение текущих внутрисемейных трудностей.

К последним можно отнести, к примеру, решение проблем распределения  любых обязанностей между членами  семьи, семейной экономики и ряда иных.

Семья рассматривается психологами  как система со своими законами, проходящая определенные стадии развития с характерными трудностями и  кризисами.

 Целью семейного консультирования  является достижение большей  гармонии в семейных взаимоотношениях, понимания между супругами, родителями  и детьми. Члены семьи, проходящие  консультирование, смогут научиться  вместе решать проблемы, слушать  и слышать друг друга и выходить  из конфликтов без взаимных обид.

Семейная терапия имеет  в своём арсенале множество различных  методик. Работа проводится с обоими супругами, или членами семьи, находящимися в конфликтном взаимодействии.

Самое важное во всех разнообразных  подходах к теории и практике консультирования — это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

Желательно, чтобы на консультацию семья приходила добровольно. Люди, пришедшие под давлением, ведут  себя достаточно агрессивно или, наоборот, очень смирно, часто стараются  саботировать.

Важно, чтобы эмоциональные  реакции, сопровождающие высказывание проблемы, проявились в полной мере. Сюда относятся гнев, обида, страх, тревога, беспокойство. Важно, чтобы клиент высказывался, мог безопасно переживать свои чувства. Это приводит к разрядке и установлению более тесного понимания между  членами семьи. Особенно важно нейтрализовать критические замечания по поводу эмоциональных реакций других членов семьи, так как такие замечания блокируют спонтанность и усиливают напряжение других членов семьи, в результате эти люди еще больше замыкаются.

В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в  общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном  уровне, – что потом пролонгировано реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в  поведении и деятельности всех членов семьи.

Психологическое консультирование семьи, это, прежде всего, взаимодействие, установление эмоционального психологического контакта с семьёй. Определённая динамика такого рода контактов психолога-консультанта с семьёй, создаёт условия для  самораскрытия каждого из членов семьи. В ходе психологической работы, психологом-консультантом осуществляется формирование новых форм общения  членов семьи друг с другом. Это  «личностно-семейное раскрытие», в  дальнейшем, выражается в положительной  трансформации поведенческо-деятельностных стереотипов каждого из членов семьи. Все позитивные социально-психологические «подвижки» происходят с помощью (через) изменения психологом-консультантом эмоционально-интеллектуальных условий взаимодействия в семье. Положительная динамика взаимоотношений в семье зависит от социальных факторов, от продолжительности совместной психологической работы членов семьи (клиентов) с психологом (психотерапевтом) и от внутренних ресурсов каждой личности.

При работе с семьёй, психологу-консультанту необходимо хорошо знать общие социально-психологические  законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть  психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и на основе всего этого профессионально строить свою работу.

Подводя итог, можно сказать, что при семейном консультировании важно включить в диалог всех членов семьи, дать каждому высказать свою позицию на вербальном и на эмоциональном  уровне, четко ограждая от посторонних  вмешательств. В диалоге важно  брать какую-то одну конкретную проблему и исследовать ее до тех пор, пока члены семьи не придут к общему согласию. Давая завершить диалог лидеру семьи, оказывая уважение его  статусу, ваша задача — подвести общий  итог встречи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.
  2. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.
  3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.
  5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1: Супружество. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.
  6. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2: Родительство. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006.
  7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.
  8. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005.
  9. Основы психологии семьи и семейного консультиования : Учебное пособие для вузов / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  10. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. – М.: Наука, 1989.
  11. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 частях. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.
  12. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семейное психоконсультирование