Семья как важнейший фактор существования и развития личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания и влияния ее на развитие ребенка; оценку роли семьи в становлении как личности и дальнейшей жизни каждого человека.

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА ДЛЯ СДАЧИ.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

ФБУ ВПО КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Основы психологии семьи и семейное консультирование

 

тема: Семья как важнейший фактор существования и развития личности ребенка

 

 

 

 

Выполнила: Рудкова  О.С

4курс, группа 42, ИППО

специальность:

«Педагогика и  психология»

Проверила: Марина И. Е.

 

 

 

Красноярск

2013г.

Семья как важнейший фактор существования  и развития личности ребенка 

Тип: научная статья

текст

Проблемы семьи  и ее влияние на ребенка волновали  людей уже с древних времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение  к семье как фактору воспитания и влияния ее на развитие ребенка; оценку роли семьи в становлении как личности и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей стране известны исследователи особенностей формирования личности ребенка- М.И. Буянов, Д.Н. Добрович, С.В. Ковалёв, Н.В Бондаренко, И.В.Гребенников, В.Я.Титаренко.

Тема «Семья как важнейший фактор существования и развития личности ребенка» достаточно актуальна так, как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

С первых дней жизни  ребенка социальная среда представлена ему как система семейного  взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности.[5]

Семья - важнейший институт социализации, первый социальный мир  ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения.

Межличностное общение является одним из социально-психологических  механизмов становления личности, его самооценки и самоотношения. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения с взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами [4]. 

По выражению  Г. Салливана, «Я-концепция» отражает опыт взаимодействия со значимыми другими. Связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего» [7. С.36]. Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Это положение экспериментальное было подтверждено в ряде исследований (Л.И. Божович, Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова, Г. Фидгор и др.).Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания. На основе анализа литературных данных и собственного исследования В.В. Столин пришел к выводу, что кроме родительского отношения и конкретной оценки ребенка, на его самосознание оказывают влияние, конструируя его, следующие факторы:

  • ценности, нормы параметры оценок и самооценок, которыми снабжают его родители, и по которым он начинает оценивать себя сам;
  • образ себя как обладающего теми или иными способностями или чертами;
  • собственно самооценка родителей;
  • способ регуляции поведения ребенка родителями, который становится способом саморегуляции [6. С.236].

Свой образ  и отношение родители транслируют  ребенку в различной форме: либо в прямой вербальной, либо  в косвенной – в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным образом «Я». Этот конфликт усугубляется еще и тем, что ребенок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении «Мы» с родителями, причем нередко ценой за ощущение своей защищенности является отождествление собственной «Я-концепции» с искаженным, внушаемым образом. Возникает реальный риск того, что побуждаемый этим образом (вопреки осознанным стремлениям родителей) ребенок будет развивать именно те качества и образцы поведения, которые вытекают из негативного родительского образа [7. С.174]. Тот же механизм обусловливает и развитие ребенка в направлении самосовершенствования, если у родителей сложился позитивный образ ребенка, но при условной родительской любви и несоответствии этого образа реальным возможностям и склонностям ребенка, превращается в уродливую форму: ребенок из кожи вон лезет, пытаясь соответствовать образу «хорошего ребенка» [4. С.38].

Р. Лейнг, анализируя отношения  родителей и детей в неблагополучных  семьях, ввел понятие «мистификация» – внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются и во что верят [6. С.98].  Одной из форм мистификации является приписывание, например, «слабости» – несамостоятельности, неспособности самому найти выход в трудных ситуациях, – или «плохости» – низости, аморальности. Другой формой мистификации можно считать инвалидизацию ребенка – принудительное обеспечение точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

Исследования, сопоставляющие стиль детско-родительского  общения и особенности самооценки ребенка, пока еще малочисленны. В  работе В.Э. Пахальяна, исследующей  связь между формой общения ребенка  в семье и степенью адекватности и устойчивости самооценки, было выделено два типа общения: доверительное и регламентированное. У детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка. Для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. В самом фундаментальном из имеющихся в этой области исследований С. Куперсмит на основе тестовых данных показал наличие положительной корреляции между самооценкой младших подростков и стилем детско-родительских отношений. Он анализировал родительское отношение и поведение по следующим параметрам: принятие-отвержение; демократическое отношение-доминирование, под которыми понимал терпимость/нетерпимость родителей к независимому и противоречащему их мнению  мнения ребенка, предоставление ребенку права голоса в семейных делах,  способы добиться послушания – с помощью силы или методом убеждения); степень автономии и типы контроля (степень требовательности и строгости родителей, насколько родители контролируют выполнение своих требований и какие методы наказания применяют - нейтральные или более эмоциональные). Было показано, что высокая самооценка и хорошая социальная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с  уважением и относительной автономией подростка.

Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели отрицательный опыт внутрисемейных отношений, в котором   преобладали рациональные воспитательные воздействия над непосредственными эмоциональными отношениями, строгое наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.

Из вышеизложенного  С. Куперсмит делает вывод, что наиболее благоприятными условиями развития позитивной самооценки ребенка является эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка и наличие четких, ясных правил, регулирующих поведение, но не препятствующих развитию самостоятельности ребенка [7. С.39].

Таким образом, развитие у ребенка представлений  о себе во многом зависит от того, насколько взаимоотношения родителей с детьми удовлетворяют требованиям, необходимым для благополучного разрешения противоречий, возникающих на разных стадиях развития. Каждая из этих стадий вносит свой особый, уникальный  вклад в формирование самоидентичности личности. Это положение перекликается с идеей А.В. Запорожца о том, что «возникающие на разных возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности [2. С.134].

Мы считаем  важным положение Э. Эриксона о том,  что ребенок сензитивен к особому аспекту социальных отношений, предполагающих специфический характер его собственной деятельности [9. С.328]. Тогда влияние взаимоотношений родитель-ребенок в перспективе формирования особенностей его личности анализируется с точки зрения того, как эти взаимоотношения соотносятся с задачами развития данного возраста и индивидуальными потребностями ребенка. Это положение очень созвучно развиваемым Л.И. Божович представлениям о внутренней позиции ребенка, согласно которым то или иное воздействие приобретает смысл только в контексте устремлений, потребностей и мотивов ребенка [1. С.143].

Развивая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович исходит из положения, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения. В свою очередь, для того чтобы проанализировать систему потребностей ребенка, надо учесть его место в системе доступных ему общественных отношений, которое определяется двумя условиями: исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям разного возраста, и той деятельностью, которую они при этом выполняют; и теми требованиями, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его особенностей и конкретной ситуации развития.

Формирование  личности ребенка и будет определяться соотношением между тем местом, которое  он занимает в системе человеческих отношений,  и психологическими особенностями, которые у ребенка уже сформировались. Из этого соотношения возникает внутренняя позиция ребенка, то есть система его потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, которые, преломляя воздействия среды, становятся движущей силой развития психических свойств [8. С.5].

Подведем некоторые  итоги теоретическому обсуждению данной проблемы. Представления ребенка  о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка,  и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка,  и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.

Принимающее, то есть внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку  способствует самопринятию ребенка.

Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.

____________________________________________________________________________

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. М., 1996.
  2. Запорожец А.В. Избр. психолог. Труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.
  3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. СПб., 1998.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 324 с.
  5. Логинова И.А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. - 2008. - №4. - С. 21.
  6. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. ...д-ра психол. наук.  М., 1985. 420 с.
  7. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дис. …канд. психол. наук.  М., 1987. 224 с.
  8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.  М., 1997.
  9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

Информация о работе Семья как важнейший фактор существования и развития личности ребенка