Семь познавательных чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:16, доклад

Краткое описание

Ощущение как процесс - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Виды внимания:

Проявление внимания связано  как с сенсорными, так и с  интеллектуальными процессами, а  также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие  виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и  сосредоточенность внимания связаны  с сознательной целью, речь идет о  произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и  сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

 

 

 

 

Память

 

Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При  более широком понимании к  памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам  информацию, хотя бы помнили все  подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро  серьезно затруднились бы в быстром  вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в  этом случае та, которая от них быстро освобождается. 

 

У памяти нет внутреннего  источника развития, она (по сегодняшним  представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.

Прошлое неизменяемо, однако память о нем может меняться. Взгляд человека на свое прошлое всегда субъективен и неполон. Мы помним то, что выбрали помнить, и забываем — что выбрали забыть. О своей памяти люди говорят чаще, чем о своем уме, и жалобы на плохую память более распространены, чем жалобы на плохую сообразительность или нехватку разума.

Один из самых популярных запросов к психологам – хочу улучшить свою память. Это возможно, но вначале  нужно разобраться: для чего и  какая память вам нужна.

Соломон Шерешевский, герой  книги А.Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти», обладал феноменальной, поистине безграничной памятью. Он был способен запоминать любое количество хоть осмысленной, хоть бессмысленной информации, его было несложно без труда в любых подробностях описать события двадцатилетней давности – так вот, такая память ему скорее мешала. Успешным и счастливым человеком было назвать его трудно: он был средней руки журналистом, потом известнейшим мнемонистом, но ушел работать в таксисты и многие годы искал способы, как что-то – забывать…

Действительно, память бывает разной, и полезна память не всякая и не всегда. Для многих людей  актуальный запрос - как избавиться от тяжелых и ненужныхвоспоминаний.

Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени.

Видов памяти столько, что у вас не хватит памяти все это запомнить. Различают память зрительную и моторную, долговременную и кратковременную, позитивную и негативную, внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и память рода, память прошлого и память будущего... Интересно, что один из самых важных видов памяти, а который называется «собственный личный опыт» - регулярно забывают…

Память бывает феноменальной. Как управлять своей памятью? Запоминать именно то, что нужно  и забывать ненужное или плохое - как? Можно ли укреплять и развивать свою память, как?

Изучение памяти в академической психологии

Академическая психология изучает  основные процессы памяти, их биологические  и культурные основы, а также свойства, закономерности и законы памяти, изменение  памяти в процессе человеческой жизни. 

Процессы памяти

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание. См.→

Биологические основы памяти

Память (воспоминания, эмоции и настроения) живых существ работает за счет химических нейротрансмиттеров, обеспечивающих "медленную синаптическую передачу", в отличие от ацетилхолина, обеспечивающего мгновенную передачу импульса и ответственного за движения, мышление и речь. Чтобы сохраниться надолго, события записываются поочередно в разные виды памяти. Если знать, когда происходит очередная перезапись, в этот процесс можно вмешаться... 

Изменение памяти в процессе человеческой жизни

Память формируется постепенно, вначале как животная память, в  связи с созреванием нейронных  связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. См.→

Свойства, закономерности и законы памяти

Свойства памяти - объем, точность и скорость запоминания, воспроизведения  и забывания. Законов и закономерностей  у памяти много - закон интереса, закон осмысления и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление

 

 

Мышление - переработка информации в процессе течения мыслей, образов  и ощущений.

Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и  всегда, включая ворон, а переработка  информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И  инсайт, и бред – все это проявления процесса мышления.

Мышление может протекать  очень различно. Мышление бывает развернутое  и свернутое, бессвязное и логичное, продуктивное и нет, позитивное и  негативное, критическое и доверчивое, свободное и ограниченное, творческое и не очень, эффективное и пустое. Различается мужское и женское  мышление, а также наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное (абстрактное) - классификации видов и типов мышления многообразны.

Мышление - один из инструментов у думающего человека, который  решает жизненные задачи. Конечный или промежуточный продукт мышления - мысль. Насколько та или иная мысль  ценна, является ли она чем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову - вопрос уже другой. В личной и деловой жизни оказывается не так важен конкретный тип мышления - словесный или образный, как способность человека к мышлению и привычка человека мышлением пользоваться. Развитое мышление - мышление продуктивное и адекватное, и такое мышление вырабатывается только у тех людей, которые думать приучены. Такое, развитое мышление - уже не просто психическая функция, это важнейшее качество личности, в должной мере развитое не у всех и в этом смысле - для некоторых людей не характерное.

Уровни мышления

Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности - произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас - автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И  в глубине - базовые схемы и  когнитивные убеждения, живующие в нас как правило бессознательно.

Аарон Бек

А.Бек, основоположник когнитивной  психологии, условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня. Во-первых, он выделил  произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые и контролируемые. Во-вторых, автоматические мысли. Как  правило, это стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания. И, в-третьих, базовые схемы и когнитивные убеждения, то есть глубинный уровень мышления, возникающий в области бессознательного, который труднее всего поддается изменению. Всю поступающую информацию человек воспринимает на одном из этих уровней (или на всех сразу), анализирует, делает выводы и выстраивает на их основе свое поведение.

Неконструктивные мысли  Бек называл когнитивными ошибками. К ним относятся, например, искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение  или преуменьшение значимости тех  или иных событий, персонализация (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

Все эти примеры иррационального мышления — поле деятельности для когнитивного психотерапевта. С помощью различных методик он прививает клиенту навык воспринимать информацию адекватно, конструктивно и целесообразно. Как правило, это тот или иной вариант позитивного мышления.

Мышление в  жизни

Если мышление пустое или  кривое, оно может в жизни мешать. И что делать? Смотри, как избавляться от назойливых мыслей и шире - Управление мышлением.

Развитие мышления

Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно  делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению - одна из главных задач обучения. Даже животных сейчас - учат мыслить. А сколько  времени посвятили вы развитию собственного мышления? 

Нарушения мышления

Мышление может быть нарушено. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь. Основные свойства речи.

 

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое  развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей  посредством языка.

В психологии принято разделять  понятия «язык» и «речь». Язык –  это система условных символов, с  помощью которых передаются сочетания  звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой  форму отражения в общественном сознании людей их общественного  бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического  развития. Причем одним из феноменов  языка является то, что каждый человек  застает уже готовый язык, на котором  говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. В отличие от языка речью принято  называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Общение посредством  языка – это не менее сложное  явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие  слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово  есть обобщение, поэтому в речи оно  должно быть сужено до определенного  уровня, или смысла. Достигается  это благодаря введению слова  в определенный контекст. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных  значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном  звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой  фразы.

Информация о работе Семь познавательных чувств