Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:51, доклад
Эта краткая программа овладения мастерством устной речи состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно час в конце. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устно
| ||
Эта краткая
программа овладения Предлагаем вам
краткую программу овладения
мастерством устной речи. Она состоит
из семи упражнений. На отработку одного
упражнения отводится три дня. Перед
началом каждого нового упражнения
повторяются все предыдущие. Учебный
сеанс длится 15-20 минут в начале
программы и примерно 1 час в
конце. В дальнейшем, по мере надобности,
можно повторить отдельные Упражнение 2. Обогащение словаря Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари. Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка. Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов. Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума. Упражнение 4. Тренировка с зеркалом Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям? Проделайте следующее действие: а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой; б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект. Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой. Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах. Упражнение 6. Тренировка с диктофоном Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами. С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением. Упражнение 7. Диалог Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник. Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт. Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы. |
Информация о работе Семь упражнений для развития мастерства речи