Синдром СДВГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

синдром дефицита внимания и гиперактивности доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.
Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что ребенка упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке.

Содержание

1. Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины
2. Диагностика СДВГ
3. Коррекция СДВГ
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 11б.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

А также психологами были разработаны такие советы:

- Малыш не виноват, что  он такой, поэтому бесполезно  его ругать, наказывать, устраивать  унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме  с папой.

- Научить ребенка управлять  собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему  помогут "агрессивные" игры. Негативные  эмоции есть у каждого, в том  числе и у вашего ребенка, только  табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно  бить палкой по земле, бросаться  камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

- В воспитании необходимо  избегать двух крайностей –  проявления чрезмерной мягкости  и предъявления ему повышенных  требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены  правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- Ребенка нужно хвалить  в каждом случае, когда ему  удалось довести начатое дело  до конца. На примере относительно  простых дел нужно научить  правильно распределять силы.

- Необходимо оберегать  детей от переутомления, связанного  с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест  с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

- В некоторых случаях  излишняя активность и возбудимость  могут быть результатом предъявления  ребенку родителями слишком завышенных  требований, которым он по своим  природным способностям просто  не может соответствовать, а также  чрезмерного утомления. В этом  случае родителям стоит быть  менее требовательными, постараться  снизить нагрузку.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности  может стать причиной повышенной  возбудимости. Нельзя сдерживать  естественную потребность ребенка  поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

- Иногда нарушения поведения  могут оказаться реакцией ребенка  на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение  к нему, определение его в несоответствующий  класс школы, конфликт с учителем  или родителями.

- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному  питанию, в котором не будет  недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные  виды спорта для него - просто  панацея.

- Приучайте малыша к  пассивным играм. Мы читаем, а  еще рисуем, лепим. Даже если вашему  ребенку трудно усидеть на  месте, он часто отвлекается, следуйте  за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после  удовлетворения интереса постарайтесь  возвратиться с малышом к предыдущему  занятию и довести его до  конца.

- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше  подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

- И не забывайте говорить  ребенку, как сильно вы его  любите.

Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста

1. Родители ребёнка должны, прежде всего, понять его проблему, принять его таким, какой он  есть и не сердиться на него.

2. Должны осуществляться  постоянная и оперативная связь  между семьёй и школой, а также  оказание систематической помощи  ребёнку в выполнении заданий.

3. Медикаментозное лечение. Внимание! Лекарственный препарат ''Реталин'' значительно улучшает лишь один вид внимания (способность удержания внимания в течение времени) и только в 30-50% случаев.

4. Консультации и психотерапевтические  занятия с целью коррекции  поведения ребёнка.

Проведение систематических занятий по улучшению навыков ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.

Игры для детей с СДВГ

"Найди отличие"

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Броуновское  движение"

Цель: развить умение распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Запрещенное  движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

"Коршун"

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

Способы утихомирить разбушевавшегося ребенка

Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

1. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете  ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав  пульт управления (или используйте  ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте  и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.

2. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он  должен долго неподвижно сидеть  в засаде, а потом прыгать и  кого-то ловить. Или вместе с  ребенком ловите воображаемых  бабочек, к которым нужно медленно  и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом  и сидите там тихо-тихо.

3. Предложите ребенку представить  себя китом. Пусть он сделает  глубокий вздох и ныряет на  глубину. Киту можно давать поручения  плавать к разным материкам  или искать что-то на дне.

4. Попросите ребенка закрыть  глаза (если он согласиться, завяжите  глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит  колокольчик. Или попросите ребенка  что-то сделать с закрытыми  глазами (сложить пирамидку, поставить  машинку на подоконник, собрать  с пола кубики).

5. Попросите ребенка выполнить  сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному  лабиринту, провезти машину за  веревочку между кеглями). За выполнение  обещайте приз. 6. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте  вверх. Скажите ребенку, что пока  салфетка падает, нужно как можно  громче смеяться. Но как только  упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

7. Лучше еще крохой приучить  ребенка, что когда вы расставите  руки, он побежит к вам в  объятия (знаю, многие родители так  делают). Если это объятие будет  приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

8. Сшейте мешочек величиной  с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите  ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на  голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или  почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в  зависимости от возраста, временной  промежуток 1-5 минут).

9. Загородите дорогу или  схватите носящегося по квартире  ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать  количество окон в квартире  или придумать пять слов на  букву “А”)

К медикаментозной терапии нужно прибегнуть только по прописанию врача в том случае, если применявшиеся меры не дали никакого результата, а тяжесть страдания родителей и их ребенка высока. Стимуляторы (реталин и амфетамин) применяются чаще всего. После медикаментозного лечения нередко становится возможным использование других видов помощи, которые до сих пор не приносили успеха. Следует сообщить родителям, что нет существующих таблеток, повышающих интеллект. Прием таблеток так же не освобождает от необходимости работы с ребенком.

 

Литература

 

1. Вайзман. Реабилитационная педагогика. «АГРАФ», М., 1996.

2. Гиперактивные дети: учебное пособие для студентов ВУЗов. Под ред. Пассольта М.; -М., Академия, 2004- 160с.

3. Марилов В.В. Общая психопатология. М., «Академия», 2002, - 220с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.-448с.

5. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы

6. Смирнова Е.О. Межличностные  отношения дошкольников.

 


Информация о работе Синдром СДВГ