Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4-18%, в США – 4-20%, Великобритании – 1-3%, Италии – 3-10%, В Китае – 1-13 %, в Австралии – 7-10%.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как
минимально-мозговая дисфункция……………………………………….5
2. Признаки и формы проявления гиперактивного расстройства
с дефицитом внимания…………………………………………………....9
3. Возрастная динамика гиперактивного поведения……………………...17
4. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания………..………..20
Заключение…………………………………………………………..………24
Литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица. Критерии первичной оценки проявления гиперактивности 
и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная  активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения


 

Чтобы выявить  гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные  проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Ниже  перечислены признаки дефицита активного внимания.

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Ниже  перечислены признаки двигательной расторможенности.

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Ниже  перечислены признаки импульсивности.

  1. 1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
  5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

 Если  в возрасте до 7 лет проявляются  хотя бы шесть из перечисленных  признаков, педагог, родители  могут предположить, что ребенок,  за которым он наблюдает, гиперактивен.

К подростковому  возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Когда человек  мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если он созрел личностно и у него целенаправленна  воля, то обедняются телесные функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая патология.

Когда ребенок  с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется  без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются  во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они  перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок  живет в семье, где ровные, спокойные  отношения, то гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.

По статистике дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% – дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.

Также при  гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

Среди таких  детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения ( из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому , что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.

Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны  к правонарушениям, к различным  формам группирования, так как подражать  плохому поведению легче, чем  хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.

Существовало  мнение, что данное расстройство исчезает само, даже если его не лечить, посл 12 лет, однако это не так. То, что раньше считали расстройством личности у взрослых и подростков, или особыми проявлениями характера, выявилось как продолжение гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.

 Основными признаками данного расстройства являются:

  • неспособность сосредоточиться на деталях;
  • ошибки из-за невнимательности;
  • неспособность доводить дело до конца;
  • низкие организаторские способности;
  • негативное отношение к заданиям, которые требуют мысленного напряжения;
  • отвлекание на посторонние раздражители;
  • забывчивость;
  • ребенок суетливый, не может сидеть спокойно, двигается, бегает;
  • схватывается с места без разрешения взрослых;
  • вмешивается в разговор взрослых и занятия других детей;
  • не может играть в тихие игры и отдыхать;
  • выкрикивает ответ, не дослушав вопроса;
  • не может дождаться своей очереди;
  • переживает психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • имеет сопутствующие расстройства.

Среди дополнительных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, называют: нарушения координации тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, запальчивость, нетерпимость к неудачам); нарушения взаимоотношений с окружающими вследствие «плохого поведения»; нарушение сна.

Гиперактивность проявляется через сверхмерную двигательную активность, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые сам ребенок не замечает. Для детей с этим синдромом характерны сверхмерная разговорчивость, неспособность усидеть на одном месте, длительность сна меньше нормы. В двигательной сфере у них проявляются нарушения двигательной координации, несформированность тонкой моторики. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Например, исследования польских ученых свидетельствуют, что двигательная активность детей с этим синдромом на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Нарушение внимания могут проявляться в  трудностях его удержания, в снижении избирательности и невозможности  сосредоточиться, с частыми переходами от одного занятия к другому.

Такие дети характеризуются непоследовательностью  в поведении, забывчивостью, неумением  слушать и сосредотачиваться, частой утерей личных вещей.

Импульсивность  выражается в том, что ребенок  часто действует необдуманно, перебивает других. Такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, часто повышают голос, эмоционально лабильные. К подростковому возрасту повышенная подвижность исчезает в большинстве случаев, а импульсивная активность и дефицит внимания сохраняются.

Как уже  указывалось выше, одной из характерных  черт гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, являются сопутствующие расстройства. 85% детей с этим синдромом имеют одно сопутствующее расстройство, а 60% - два сопутствующих расстройства.

1. Расстройства  в поведении:

а) опозиционные расстройства (такой ребенок не слушается, делает все наоборот, требует, чтобы все было так, как он сказал, постоянно нарушает правила и запреты);

б) асоциальные  расстройства (такие дети не просто воинственны, а асоциальным, агрессивным  поведением: воруют, убегают из дома).

2. Частые  расстройства: расстройства речи; расстройства  школьных навыков; задержка психического  развития; расстройства сна; заниженная  самооценка.

Нечастые  расстройства: тики; энурез; умственная отсталость; расстройства пищеварения.

 

 

3. Возрастная динамика  гиперактивного поведения

Рассмотрим  возрастной аспект детей с синдромом  гипеактивности и дефицита внимания.

В грудном  возрасте такие дети очень крикливы, их крик чрезвычайно долгий и резкий. Новорожденные беспрерывно двигаются, они капризны, плаксивы, раздражительны. Ночью они зачастую плохо спят.

Ласку такой  ребенок не воспринимает, отстраняясь  от матери, а постоянное недосыпание  из-за крика ребенка вызывает напряжение и раздражение у родителей.

В 2-3 года у таких детей неспокойный, прерывистый  сон, повышенная чувствительность к  свету, шуму. Во время бодрствования  эти дети подвижны и возбуждены; прослеживается ярко выраженный негативизм, плохое настроение, проблемы с едой. Иногда наблюдается повышенное двигательное развитие в ущерб речевому.

В 3-6 лет  такие дети не способны сосредоточено заниматься; не могут слушать сказки, играть в игры, требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны. Проявляются трудности с дисциплиной и несоблюдением правил игры.

В 6-12 лет  проблему гиперактивности с синдромом внимания можно нельзя не заметить. Начинаются трудности с учебой. Дети редко доводят дело до конца, им трубно учиться писать и читать. Они часто надолго «прилипают» к телевизору, но уже через пол часа не могут вспомнить, что смотрели. Проблемы таких детей – одиночество и отчуждение. Они не привлекаются в группы. Часто проявляется угнетенное настроение и нежелание посещать школу.

Анализ  возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом  отмечается в 5-10 лет, что отличается от возраста 11-12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды  для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

В 6-7 лет  дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением  темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические  школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивность