Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:41, курсовая работа
Целью исследования является сформированность синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер с разными личностными особенностями.
Объектом исследования являются личностные особенности медицинских работников.
Предметом исследования является взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у врачей и медицинских сестер
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.3 ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИМПТОМОВ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для того чтобы медицинскому работнику вынести этически верное и профессионально грамотное решение, нужны знания об этике. Какой стиль поведения наиболее подходящий? Этика помогает найти обоснованные аргументы при выборе своей линии поведения. Мы все прекрасно помним старый афоризм: "Слово лечит, слово ранит". К сожалению, многие наши медицинские работники не придают должного значения своим словам и действиям. Как важно медицинскому работнику контролировать свои высказывания при беседе с пациентами, их родственниками, знакомыми и близкими. Он должен постоянно проявлять заботу, терпение, внимание и уважение в словах, в проявлении всех своих действий. Вспомним правило нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе, и поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Это просто и понятно каждому, кто сам когда-то попадал в беду, болел, страдал[32, с 87].
Уважение к пациенту и его конфиденциальным сведениям формирует атмосферу искренности, убежденности в правильности лечения, личной симпатии. А без них невозможно сформировать положительный настрой на выздоровление.
Медицинскому работнику необходимы знания психологии. При общении медицинского работника с пациентом большое значение имеет чуткость, т.е. умение внимательно выслушать пациента и стремление понять его переживания медицинский работник должен всегда учитывать психические особенности, чувства, суждения и психосоматическое состояние пациента[27].
Этика труда медицинского работника несовместима и с такими резко негативными явлениями человеческих взаимоотношений, как черствость и грубость, бюрократизм и чванливость, эгоизм и стяжательство. А также и с такими чертами, как рационализм и жестокость в общении, которые, нередко, приобретаются со временем[32, с 89].
Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом медицинский работник должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью.
Важнейшими качествами медицинского работника считаются любовь к своей профессии, увлеченность ею, уважительное отношение к пациентам и коллегам, стремление помогать, быть рядом с теми, кому нужна помощь, внимательность, терпимость, доброта, вежливость, душевность и, конечно, профессионализм, достигающий высокого уровня мастерства, ярко выраженное чувство профессионального долга[22, с 78].
Медицинский работник, обладающий таким набором качеств, в полной мере приближается к образу идеального медицинского работника. К чести отечественных медицинских работников, в подавляющем большинстве они обладают этими качествами и могут служить примером для молодого поколения, вступающего на этот тернистый, но благородный путь.
Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность - необходимое профессиональное качество медицинского работника.
Для приобретения таких навыков медицинскому работнику надо обладать необходимыми знаниями в области психологии и умением применять их на практике.
Медицинский работник должен уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач[51].
Все пациенты со своими бедами и проблемами нуждаются в психологической поддержке. Оказывать такую поддержку может только эмоционально стабильный, уверенный в себе медицинский работник, для которого не допустимы психологические срывы. Интенсивные эмоциональные реакции разрушают доверие пациента, настораживают, а подчас и пугают, утомляют.
Любую негативную реакцию пациента медицинский работник должен воспринимать без эмоций и спокойно скорректировать свои взаимоотношения с ним[12, с.15].
Наиболее важной в деонтологическом аспекте является первая встреча медицинского работника и пациента. Его успех в психологическом плане значительно повышает, как уже было подчеркнуто неоднократно, успех последующего сотрудничества с пациентом, а, следовательно, успех всего лечебного процесса. По наблюдениям психологов, впечатление о человеке формируется в течение первых 18 секунд знакомства. Первая встреча с медицинским работником должна вызвать у пациента желание сотрудничества, он должен быть уверен, что медицинский работник хочет и может ему помочь. Откровенно доверительная манера поведения медицинского работника на этапе первого контакта гораздо важнее всех других способов общения. При этом очень важен внешний вид медицинского работника - опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Нельзя выражать нетерпение, торопливость, пренебрежение, брезгливость[18, с.49].
В течение всей болезни пациенту нужна психологическая поддержка и максимальное удовлетворение всех его психологических и духовных потребностей. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединенное с профессиональным мастерством, способствует успешному преодолению трудностей, возникающих в лечебно - диагностическом процессе, и позволяет оказывать эффективную помощь пациентам даже в самых трудных случаях[32, с 87].
Работа медицинского работника весьма ответственна, он должен любить свое дело и внимательно относиться к больным.
Залогом успеха работы медицинского работника является его любовь к своей профессии. Дисциплинированность, точность выполнения назначений, постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, повышению общей культуры являются основными качествами медицинского работника. Он должен быть всегда приветливым и спокойным.
Подход к каждому больному должен быть индивидуальным. Под влиянием болезни, неприятных ощущений и болей больные часто становятся возбужденными, нетерпимыми, капризными. Не следует вступать с больным в пререкания, повышать голос. Наоборот, нужно успокоить больного и в чем-то даже уступить ему, но в то же время настойчиво требовать выполнения всех необходимых мероприятий[35, с.5].
Для завоевания авторитета у больных большое значение имеет внешний вид медицинского работника. Он должен быть образцом чистоты и аккуратности. Очень важна опрятность одежды с учетом установленной формы. К опрятному и скромному медицинскому работнику больные относятся с большим уважением. Об этом хорошо сказал 2500 лет назад Гиппократ в своем трактате "О враче": "Ему прилично держать себя чисто… Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа - быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также в остальной, правильно устроенной жизни". [43, с.24]
Медицинский работник должен соблюдать медицинскую этику. Ведь профессионалы вынуждены в процессах своего труда подчиняться особым предписаниям, специфическим социальным нормам, именно - деятельностными нормам, а субъективные качества человека формируются под влиянием этого типа регуляторов. Г.С. Абрамова утверждает, что "практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека" [2, с.13]. Среди множества сложных особенностей медицинской профессии очень важны контакт с больным и доброжелательное к нему отношение. Успех лечения определяется способностью медицинского работника найти подход к больному, завоевать его доверие. Высокая квалификация медицинского работника, его мастерство проявляются в умении сдерживать свою реакцию на нередко грубый поступок больного, в понимании его состояния.
Допущение малейшей ошибки или небрежности медицинского персонала может привести к роковым последствиям. Халатность, равнодушие и формализм медицинских работников нетерпимы. Само звание медицинский работник говорит о том, что больной ждет к себе теплого отношения.
Таким образом, профессия медика требует не только специальных знаний, но и особых душевных качеств, горения, самоотдачи.
Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Подверженными "эмоциональному выгоранию" признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб в 1982 г. расширяет группу профессионального риска. В группу специалистов, подверженных эмоциональному выгоранию входят представители следующих профессий: учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней и т.д., то есть представители профессий "Человек - человек". Как пишет одна из ведущих специалистов по исследованию эмоционального выгорания К. Маслач, "деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время"[8, с.54 ].
В.В. Бойко [12] под эмоциональным выгоранием понимает, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Существуют различные определения выгорания. В соответствии с моделью Маслач и Джексон оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций.
В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [17, с.23].
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидных побуждений. Возникает чувство "приглушенности", "притупленности" эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на чужую боль [17].
В физическом отношении профессионал постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами и т.д. [16].
Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать - учеников, клиентов, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к клиентам (ученикам, пациентам и т.д.) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации. Важное проявление выгорания - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [17].
Специалисты в области выгорания отмечают, что развитие этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми.
В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как стресс и выгорание. Несмотря па растущий консенсус относительно концепции последнего, в литературе, к сожалению, до сих пор отсутствует четкое разделение между двумя этими понятиями. Хотя большинство исследователей определяют стресс как несоответствие в системе "личность-среда" или как результат дисфункциональных ролевых взаимодействий, традиционно не наблюдается полного дифициалыного или операционального согласия относительно концептуализации профессионального стресса. Исходя из этого, ряд авторов рассматривает стресс как общее понятие, которое может стать основой для изучения ряда проблем.
Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, потому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры. Реакция выгорания начинается в большей степени как результат (следствие) требований, включающих стрессоры межличностного характера. Таким образом, оно представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы[17].
Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.
Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию[20, с.143].
Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость[34, с.90].