Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:33, контрольная работа
В настоящее время к деятельности преподавателя предъявляются новые требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит решать преподавателю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении учебных проблем.
В настоящее время к деятельности преподавателя предъявляются новые требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит решать преподавателю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении учебных проблем.
Возможности реализации синергетического подхода в образовательном процессе и деятельности преподавателя вуза
Термин «подход» трактуется как «совокупность приемов, способов» [2,С.545] в познании реальности. В.В.Маткин [5,С.38] определяет подход как особую форму познавательной и практической деятельности, как рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения, как стратегию исследования изучаемого процесса, как базовую ценностную ориентацию, определяющую позицию педагога.
В настоящее время изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики требуют выработки нетрадиционных подходов к рассмотрению педагогических проблем. Одним из них является синергетический подход (В.И.Андреев, О.Н.Астафьева, В.В.Василькова, В.А.Герович, В.Крон, И.В.Лупандин, Т.С.Назарова, И.Г.Рузавин, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков и др.).
В научной литературе нет пока однозначного определения синергетического подхода в обучении. Поэтому, исследователи вкладывают в него разный смысл. Одни считают, что понятие «синергетический подход» не может являться общепринятым до тех пор, пока оно используется в отдельных случаях, в отдельных исследованиях и пока не будет обосновано его отличие от системного подхода. Другие отмечают [6, С. 90], что для анализа педагогической действительности наиболее целесообразно применять системносинергетический подход, поскольку современное мышление - это системносинергетическое мышление, а один из современных методологических способов анализа действительности - это системно-синергетический.
Именно такой точки зрения придерживается В.Г.Виненко [3,С.5], который определил системно-синергетический подход как «направленность исследовательской деятельности на выявление в сфере образования самоорганизующихся систем и использование синергетических принципов для описания закономерностей развития этих систем».
П.И.Третьяков и И.Б.Сенновский видят сущность синергетического подхода «в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах самой различной природы». Они считают, что синергетический подход «предполагает учет естественной самоорганизации субъекта или объекта» [6,С.19].
Е.Г.Пугачева [1,С.43] приводит собственное суждение о синергетическом подходе, суть которого, на её взгляд, состоит в обнаружении аналогий протекания различных процессов вблизи точки неустойчивости: «Общность нелинейных процессов в открытых диссипативных системах позволяет описывать явления из самых разных областей с помощью близких математических моделей».
Действительно, в педагогической действительности часто приходится встречаться с самоорганизацией. По этой причине педагогика допускает наличие сходных черт, их выработку на основе синергетического подхода.
Синергетика, как считает В.А.Сластенин [1,С.263], позволяет методологически усилить процесс формирования личности студента как субъекта деятельности, придав законченный вид следующим важным принципам ее функционирования:
По мнению автора, с позиции синергетического подхода субъектная позиция студента может быть рассмотрена двояко. С одной стороны, это соответствие целей студентов, мотивов, способов действий педагогическим требованиям, а с другой, - выход за пределы этих требований, подчинение системы основных отношений задачам личностного, в том числе профессионального самосовершенствования.
Реализация синергетического подхода в деятельности преподавателя также очевидна и проявляется в обновлении содержания, методов и форм обучения с учетом таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность и нелинейность мышления, управление и самоуправление и др. Перечисленные факторы, по мнению Е.З.Власовой [3,С.6], определяют выбор принципов, которые кладутся в основу разрабатываемых технологий обучения. Автор имеет в виду принципы синергетики - открытость, нелинейность, самоорганизация. Эти принципы обеспечивают нестандартный подход к обучению, полноту и высокое качество предметных знаний, профессиональное становление и профессиональную адаптацию будущего специалиста через различные учебные дисциплины с учетом их междисциплинарных связей.
Таким образом, синергетика может выступать в качестве инновационной методологии преподавания в высшей школе. По словам В.А.Харитоновой [1,С.45], в методологии преподавания принципы синергетики могут быть интерпретированы и реализованы как:
В качестве цели современного учебного процесса с позиции синергетики может считаться формирование саморазвивающейся личности как человека культуры. При этом содержание обучения требует новых принципов структурирования, отражающих системно-целостное единство человека и мира. Оно должно в меньшей степени подразумевать введение новых дисциплин в преподавание, а в большей мере опираться на интеграцию.
В.Г.Буданов [2,С.300] считает, что использование синергетического подхода в образовании возможно по трем направлениям:
Заметим, что указанные направления уже легли в основу концепции, разработанной в рамках программ «Высшая школа России» и «Синергетика и общество» [2, С.89].
В педагогической литературе [1,С.43] обсуждается и другой подход к использованию идей синергетики в образовании. Согласно этому подходу, выделяются два основных направления:
Первые шаги использования синергетического подхода в образовании является содержательное видоизменение программ, включение синергетики в предметное содержание дисциплин.
Например, перечень дисциплин, связанных с изучением синергетики и включенных в образовательный стандарт национально-регионального (вузовского) компонента по естественнонаучным и гуманитарно-социальным специальностям Ставропольского государственного университета, приведен нами в табл.
Как видим, студенты могут изучать такие вопросы, как самоорганизация в живой и неживой природе, становление сложности, порядок из хаоса,
синергетика, нелинейность, теория катастроф, динамический хаос, синергетические процессы в экологическом образовании, синергетические методы исследований; принципы универсального эволюционизма в синергетике, как диалектика необходимости и случайности в свете синергетики; синергетика как интегратор наук, исследующих явление самоорганизации; синергетика и идея глобального эволюционизма; синергетический подход и современная естественнонаучная картина мира; синергетика в гуманитарном знании.
Таблица
Таблица дисциплин образовательного стандарта
Специальности |
Дисциплины |
Математика |
Философские проблемы естествознания Применение синергетических методов в естественных науках и экономике. |
Физика |
Философские проблемы естествознания |
Химия |
Философские проблемы естествознания Экологическое образование (синергетические процессы в экологическом образовании) |
Прикладная математика |
Философские проблемы естествознания Применение синергетических методов в естественных науках и экономике. |
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур |
Философские проблемы естествознания Основы синергетики как метанауки. |
Организация и технология защиты информации |
Философские проблемы естествознания |
Журналистика |
Философские проблемы естествознания |
Иначе говоря, синергетика
может выступать и как метод
образования, и как содержание. В
первом случае речь идет о синергетических
подходах к образованию, синергетических
способах организации процесса обучения
и воспитания. Во втором - об образовании
через синергетику путем
Некоторые исследователи предлагают рассматривать синергетический подход «как теоретико-методологическую стратегию, позволяющую не сбиться с избранного исследователем пути». Однако в практическом плане для его
реализации необходимо разработать соответствующие принципы, которыми следует руководствоваться. По мнению В.Маткина и В.Г.Рындак [1, С.67] таковыми являются:
Е.Н.Князева [6, С.39], характеризуя синергетический подход к образованию, отмечает, что процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего - нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося. Знание не просто накладывается на структуру личности или навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. По ее мнению, синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой.
По мнению А.В.Москвиной [1,С.33] синергетический подход освобождает педагогическое пространство от однолинейности и штампов, открывает полифункциональность и многомерность гипотез и теорий, позволяет по-новому осмыслить особенности творческого мышления и воображения, оценить постоянно обновляющееся многообразие способов, методов,