Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 19:11, научная работа

Краткое описание

Развитие словесного творчества нужно решать именно в дошкольный период, так как в настоящее время большое количество детей с общим недоразвитие речи и задержкой речевого развития тормозит и личностное становление ребенка . Особенно остро стоит эта проблема в наши дни, так как новые ФГОС требуют от ребёнка многих способностей, в том числе и разговорная речь. Без неё нельзя представить ни одну образовательную область, ни один режимный момент, ни повседневное общение.

Вложенные файлы: 1 файл

fgos_logoped_-_kopiya.pptx

— 79.74 Кб (Скачать файл)

Система развития  предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

 

                                                                                                                             Выполнила

                                                                                                                             Пронина Надежда Валентиновна

                                                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                                                             ГБОУ СОШ №1 г. Кинель

                                                                                                                             структурное подразделение детский сад

                                                                                                                             комбинированного вида  «Гнездышко» 

 

Актуальность

 

Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Развитие словесного творчества нужно решать именно в дошкольный период, так как в настоящее время большое количество детей с общим недоразвитие речи и задержкой речевого развития тормозит и личностное становление ребенка . Особенно остро стоит эта проблема в наши дни, так как новые ФГОС требуют от ребёнка многих способностей, в том числе и разговорная речь. Без неё нельзя представить ни одну образовательную область, ни один режимный момент, ни повседневное общение.

Противоречия

 

    • Недостатки затрудняют развитие словесного творчества у дошкольников.
    • Однако, федеральный государственный образовательный стандарт (раздел-4.6) опираясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Ожидаемый результат

 

    • -разучиваем сказки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, чистоговорки.
    • - способствуем расширению словаря, формированию грамматического строя, словообразования, словоизменения, словотворчества, формируем связную речь.

 

    • -обучаем перевоплощаться в героя в театрализованной деятельности и выражать это в речевом общении.
    • -помогаем развитию фонематического слуха ребенка.
    • -помогаем развивать воображение через игру с ребенком.
    • -побуждаем детей интересоваться смыслом слова.

Механизмы реализации

 

    • Формы коррекционной работы:
    • – артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале;
    • – дидактическая игра;
    • – игры-драматизации;
    • – речевые досуги, фольклорные концерты, календарные праздники;
    • – логопедические, логоритмические, музыкальные и другие виды занятий;
    • – совместная деятельность;
    • – самостоятельная деятельность;
    • – игра-путешествие;
    • – игра-соревнование;
    • – игра-экскурсия.

 

Механизмы реализации

 

    • Методы и приемы коррекционной работы:
    • – пальчиковые игры;
    • – народные подвижные игры;
    • – словесные дидактические игры;
    • – словесные русские народные игры;
    • – исполнение потешек, народных песенок, игр-имитаций;
    • – присутствие игрового персонажа;
    • – придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок;
    • – использование потешек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц;
    • – придумывание считалок, небылиц;
    • – использование скороговорок, чистоговорок;
    • – знакомство с докучными сказками, пословицами, поговорками; – отгадывание и составление загадок,
    • – решение головоломок и кроссвордов;
    • – творческое использование малых фольклорных форм в собственной описательной, повествовательной и доказательной речи.

 

Механизмы и инструменты оценки

 

    • - Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
    • - Беседа с детьми.
    • - Словесные игры.
    • Диагностический материал обследования речи детей с ОНР Р.Е.Левиной, Л,И,Ефименковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой

Перспективы решения проблемы

 

    • Кадровые изменения:
    • - Повышение компетентности и профессионализма педагогов.
    • - Овладение новыми инновационными методиками.
    • Научно – методические:
    • Воспитателям рекомендуется:
    • - Изучить такие современные инновационные комплексные образовательные программы как:  программа «Детство», разработанная авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) под руководством В.И.Логиновой; программа «Радуга», созданная авторским коллективом лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования Российской Федерации под руководством Т. Н.Дороновой (Москва); программа «Развитие», автором которой являются сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (руководитель JI.А. Венгер);  программа «Истоки», созданная сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством Л. А. Парамоновой, признает всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей основной целью воспитательно-образовательной работы.
    • Ознакомится с теоретико – методологической основой:
    • - культурно – историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский);
    • - теория мотивационной обусловленности образовательного процесса (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова и др.)
    • - концепция индивидуализации процесса обучения (Ю.А.Гагин, А.А.Кирсанов, Е.С.рабунский и др.)
    • Материально – технические:
    • -  Пополнение библиотеки  методической литературой по развитию словаря  и словесного творчества детей дошкольного возраста
    • - Приобретение развивающих игр, игрушек, наглядного материала по данной тематике.
    • - Приобретение современного, оснащенного различными программами компьютера с выходом в интернет, позволяющего демонстрировать презентации, интерактивные игры и др.
    • - Приобретение интерактивной доски и проектора.

 

Перспективы решения проблемы

 

    • Нормативно-правовые изменения:
    • Изучить:
    • - Закон «Об образовании» РФ
    • - Конвенция  «О Правах ребенка»
    • - Документ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124 – ФЗ
    • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Информационные изменения:
    • - Приобретение современного компьютера с подключением информационных ресурсов (Интернета)
    • - Подключение вэб – сайтов
    • - Подборка Интернет – сайтов с данной тематикой и литературы

Спасибо за внимание.

 

ё


Информация о работе Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества