Система развития предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания дошкольного возраста
произведений словесного творчества
Выполнила
Пронина Надежда Валентиновна
Учитель-логопед
ГБОУ СОШ №1 г. Кинель
структурное подразделение детский сад
комбинированного вида «Гнездышко»
Актуальность
Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал
народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания
нет духовности, без духовности нет личности,
без личности нет народа как исторической
общности».
Развитие словесного
творчества нужно решать именно в дошкольный
период, так как в настоящее время большое
количество детей с общим недоразвитие
речи и задержкой речевого развития тормозит
и личностное становление ребенка . Особенно
остро стоит эта проблема в наши дни, так
как новые ФГОС требуют от ребёнка многих
способностей, в том числе и разговорная
речь. Без неё нельзя представить ни одну
образовательную область, ни один режимный
момент, ни повседневное общение.
Противоречия
- Недостатки затрудняют развитие словесного
творчества у дошкольников.
- Однако, федеральный государственный образовательный стандарт (раздел-4.6) опираясь на целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования
-ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Ожидаемый
результат
- -разучиваем сказки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, чистоговорки.
- - способствуем расширению словаря, формированию грамматического строя, словообразования, словоизменения, словотворчества, формируем связную речь.
- -обучаем перевоплощаться в героя в театрализованной деятельности и выражать это в речевом общении.
- -помогаем
развитию фонематического слуха ребенка.
- -помогаем развивать воображение через игру с ребенком.
- -побуждаем детей интересоваться смыслом слова.
Механизмы
реализации
- Формы коррекционной
работы:
- – артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале;
- – дидактическая игра;
- – игры-драматизации;
- – речевые досуги, фольклорные концерты, календарные праздники;
- – логопедические, логоритмические, музыкальные и другие виды занятий;
- – совместная деятельность;
- – самостоятельная деятельность;
- – игра-путешествие;
- – игра-соревнование;
- – игра-экскурсия.
Механизмы
реализации
- Методы и приемы
коррекционной работы:
- – пальчиковые
игры;
- – народные подвижные игры;
- – словесные дидактические игры;
- – словесные русские народные игры;
- – исполнение потешек, народных песенок, игр-имитаций;
- – присутствие игрового персонажа;
- – придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок;
- – использование потешек, приговорок,
считалок, прибауток, небылиц;
- – придумывание считалок, небылиц;
- – использование скороговорок, чистоговорок;
- – знакомство с докучными сказками, пословицами, поговорками; – отгадывание и составление загадок,
- – решение головоломок и кроссвордов;
- – творческое использование малых фольклорных форм в собственной описательной, повествовательной и доказательной речи.
Механизмы
и инструменты оценки
- - Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- - Беседа с детьми.
- - Словесные игры.
- Диагностический материал
обследования речи детей с ОНР Р.Е.Левиной, Л,И,Ефименковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой
Перспективы
решения проблемы
- Кадровые изменения:
- - Повышение компетентности и профессионализма педагогов.
- - Овладение новыми инновационными методиками.
- Научно – методические:
- Воспитателям
рекомендуется:
- - Изучить такие современные инновационные комплексные образовательные программы как: программа «Детство», разработанная авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) под руководством В.И.Логиновой; программа
«Радуга», созданная авторским коллективом
лаборатории дошкольного воспитания Института
общего образования Министерства образования
Российской Федерации под руководством
Т. Н.Дороновой (Москва); программа «Развитие», автором которой являются сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (руководитель JI.А. Венгер); программа «Истоки», созданная сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством Л. А. Парамоновой, признает всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей основной целью воспитательно-образовательной работы.
- Ознакомится с теоретико – методологической основой:
- - культурно – историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский);
- - теория мотивационной обусловленности образовательного процесса (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова и др.)
- - концепция индивидуализации процесса обучения (Ю.А.Гагин, А.А.Кирсанов, Е.С.рабунский и др.)
- Материально – технические:
- - Пополнение библиотеки методической литературой по развитию словаря и словесного творчества детей дошкольного возраста
- - Приобретение развивающих игр, игрушек, наглядного материала по данной тематике.
- - Приобретение современного, оснащенного различными программами компьютера с выходом в интернет, позволяющего демонстрировать презентации, интерактивные игры и др.
- - Приобретение интерактивной доски и проектора.
Перспективы
решения проблемы
- Нормативно-правовые
изменения:
- Изучить:
- - Закон «Об образовании» РФ
- - Конвенция «О Правах ребенка»
- - Документ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124 – ФЗ
- - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Информационные
изменения:
- - Приобретение современного компьютера с подключением информационных ресурсов (Интернета)
- - Подключение вэб – сайтов
- - Подборка Интернет – сайтов с данной тематикой и литературы
Спасибо за
внимание.
ё