Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:54, контрольная работа
Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен!
И познать его взрослому человеку порой быва¬ет очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может пока¬заться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересо¬вали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малы¬шей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшеб¬ном мире детства.
А в детстве самое главное — это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообраз¬ный мир, готовится к взрослой жизни.
Метод «Рисование сказки»
Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Метод «Изготовление кукол»
Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.
По мнению Гребенщиковой Л.Г. [3], любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у детей механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения, позволяет снять нервное напряжение.
Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол
По мнению Гребенщиковой [3] с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:
- проведение психодиагностики;
- достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
- приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- развитие грубой и мелкой моторики;
- разрешение внутренних конфликтов;
- профилактика и коррекция страхов;
- развитие речи;
- поиск внутренних механизмов сопротивления болезни;
- коррекция отношений в семье;
- становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»
Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей. С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.
Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) [3].
Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.
Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:
- образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;
- ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
- предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.
Занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др. [7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют психологу детского сада правильно планировать работу и выделить проблемные группы, определив направления коррекции.
Занятия в детском саду сказкотерапией достаточно проводить один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом: дети образуют круг и передают друг другу колокольчик, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.
Во-первых, занятия в детском саду могут проходить как спектакль – разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Можно заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Психологу отводится главная роль – он озвучивает текст сказки и приглашает участников выполнять определенные действия.
Во-вторых, занятия в детском саду сказкотерапией в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Занятие можно начать с предыдущего урока, вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, найти точки соприкосновения с реальной жизнью и в итоге – обобщить полученный на уроке опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают психолога и представляют то, о чем он говорит.
Занятия в детском саду сказкотерапией хороши тем, что позволяют в канву рассказа вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.
Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций.
В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать с взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
- при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
- ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
- ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, как пишет Чех Е.В. [9], сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за психологом ДОУ, однако «сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!
Заключение
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методам. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.
Сегодня под термином
«сказкотерапия» понимается
Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя методы использования сказкотерапии у детей и взрослых отличаются.
Сказки являются
для детей дошкольников особой
формой действительности, что позволяет
использовать сказкотерапию в
детских садах, оказывая
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если педагоги и родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Список литературы
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и школьников - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
9. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.