Тема» Психология как наука»
1.Наука - одна из сфер человеческой деятельности,
функцией которой является производство и систематизация знаний
о природе, обществе и сознании. 2.Закон обобщенное знание
об устойчивых связях между явлениями,
которые позволяют объяснить и предсказать
реальность. 3. Теория — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности. 4. Объект науки – категория, обозначающая некоторую
целостность, выделенную из объективного
мира и выступающую в качестве области
человеческой деятельности и познания. 5. Предмет науки - это условно отграниченная область
познаваемой действительности, которая
отличается особым характером наблюдаемых
в ней явлений и закономерностей. 6. Рефлексия : 1) размышление,
самонаблюдение, самопознание.2) В философии
- форма теоретической деятельности человека,
направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. 7.Субъективность — это
выражение представлений человека (мыслящего субъекта)
об окружающем мире, его точки зрения, чувств, убеждений и желаний. В философии термин обычно противопоставляется объективности. 8.Психология — это наука, изучающая психическую деятельность
человека, влияние на нее внешних факторов
и взаимодействие между индивидуумами
, на основе детального поведенческого
анализа. 9.Научное исследование —
процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории,
связанный с получением научных знаний.
Тема» Общая характеристика психики человека»
10.Психика-особое явление, возникающее
в мозге как своеобразное отражение действительности. 11.Сознание-высший
уровень психического отражения, при котором
человек знает, что с ним происходит и
может себя контролировать , давать об
этом словесный отчёт себе и другим. 12.Бессознательное-нисший
уровень психического отражения, при котором
человек не знает, что с ним происходит,
и не может себя контролировать ,давать
об этом словесный отчёт себе и другим.
Тема «Развитие психики в филогенезе»
13. Онтогенез - процесс развития психики
и личности в ходе индивидуальной жизни
человека. 14. Филогенез —
историческое развитие человека, рода,
племени. 15.Инстинкт) — форма
приспособительного поведения к окружающей
среде, в основе которой лежат врожденные
рефлексы.
16. Навык—деятельность,
сформированная путем повторения и доведения
до автоматизма. 17.Раздражимость
- способность живых организмов реагировать
на внешние воздействия изменениями, которые
могут включать в себя широкий репертуар
реакций, начиная с диффузных реакций
протоплазмы у простейших и кончая сложных,
высокоспециализированных реакций человека. 18.Чувствительность
- способность организма воспринимать
различные раздражения, исходящие
из внешней и внутренней среды, и реагировать
на них.
Тема» Деятельность»
19. Деятельность
- активное взаимодействие живого существа с окружающим
миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. 20.Потребность
- состояние индивида, создаваемое
испытываемой им нуждой в объектах, необходимых
для его существования и развития, и выступающее
источником его активности. 21.Мотив - побуждения
к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта. 22.Цель - осознанный образ предвосхищаемого
результата, на достижение которого направлено
действие человека. 23.Действие - целенаправленная активность,
реализуемая во внешнем или внутреннем
плане
.24.Операция
— единица деятельности; способ выполнения
действия, определяемый условиями наличной
(внешней или мысленной) ситуации.
25 . УМЕНИЕ - освоенный субъектом способ
выполнения действия, обеспечиваемый
совокупностью приобретенных знаний и
навыков; способность выполнять некое
действие по определенным правилам. 26. Индукция— процесс логического вывода
на основе перехода от частного положения
к общему. 27. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
НАВЫКОВ — негативный эффект переноса
навыков; состоит в том, что выполнение
одного навыка затрудняет
выполнение другого. 28. Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. 29. Интериоризация
— формирование внутренних структур человеческой
психики благодаря усвоению структур
внешней социальной деятельности.
30. Экстериоризация — процесс порождения внешних
действий, высказываний и т. д. на основе
преобразования ряда внутренних структур,
сложившихся на основе интериоризации
внешней социальной деятельности человека. 31. Локализация контроля
(Дж . Роттер)- качество, характеризующее
склонность человека приписывать ответственность
за результаты своей деятельности внешним
силам, либо собственным способностям
и усилиям. 32. ИГРА — вид деятельности
в условных ситуациях, воссоздающих те
или иные области действительности. 33.УЧЕНИЕ- процесс
приобретения и закрепления или изменения
наличных способов деятельности индивида. 34.ТРУД - целесообразная
человеческая деятельность, посредством
которой люди создают определенные потребительские
блага и обеспечивают свое существование.
Тема »Общение»
35. ОБЩЕНИЕ - сложный процесс взаимодействия
между людьми, заключающийся в обмене
информацией, а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга
.36. Коммуникативный
компонент общения - представляет собой обмен
информацией между общающимися индивидами. 37. Перцептивный компонент
общения - восприятие человека другим
человеком. 38 .Интерактивный
компонент общения – особенности взаимодействия
партнеров, которые определяются их личностными
состояниями. 39. Стереотип –
относительно устойчивый и упрощенный
образ социальной группы, человека, события
или явления.
40. Эффект первого впечатления — мнения о человеке, которые сформировались
у субъекта в первые минуты при первой
встрече, влияют на дальнейшую оценку
деятельности и личности этого человека. 41. Эффект ореола
— это склонность человека оценивать
поступки других людей на основании первого
впечатления.
42. Эффект новизны — феномен социальной психологии,
проявляющийся в том, что при восприятии
человека человеком по отношению к знакомой
персоне наиболее значимой и запоминающейся
оказывается последняя, новая информация
о ней, тогда как по отношению к незнакомой
персоне наиболее значима впервые появившаяся
информация, создающая первое впечатление
о человеке. Если эта информация носит
оценочный, пристрастный характер, то
может возникнуть эффект ореола, или галаэффект. 43. Идентификация
— частично осознаваемый психический
процесс уподобления себя другому человеку
или группе людей. 44. Эмпатия
— постижение эмоционального состояния,
проникновение в чувствование , в переживания
другого человека.
Тема »Личность»
45. Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка - , которая строится на оценках индивида другими людьми и
его оценивании этих других. .46. Индивид - человек, как единичное природное существо,
представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического
и онтогенетического развития, единства
врожденного и приобретенного, носитель
индивидуально-своеобразных, прежде всего
биологически обусловленных черт. 47.Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны
своих социально значимых отличий от других
людей; своеобразие психики и личности
индивида, ее неповторимость. 48. ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее
высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. 49.Самосознание-процесс осознания личностью
самой себя во всем многообразии индивидуальных
ее особенностей, осознание своей сущности
и места в системе многочисленных общественных
связей.
50. Механизм психологической самозащиты
личности (З.Фрейд , А.Фрейд)
51. Отрицание - форма психологической защиты. Характеризуется
недостаточным осознанием определенных
событий, переживаний и ощущений, которые
были бы болезненны при их осознании. 52. ВЫТЕСНЕНИЕ — один из
видов защиты психологической — процесс,
в результате коего неприемлемые для индивида
мысли, воспоминания, влечения, переживания
изгоняются из сознания и переводятся
в сферу бессознательного, продолжая влиять
на поведение индивида и переживаясь им
как тревоги, страхи. 53. Проекция — психологический
процесс, относимый к механизмам психологической
защиты, в результате которого внутреннее
ошибочно воспринимается как приходящее
извне. 54. Рационализация— механизм психологической защиты,
при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой
информации, и делаются только те выводы,
благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое
и не противоречащее объективным обстоятельствам. 55.Формирование контрастных
реакций.
56.Компенсация- реакция организма и психики, противодействующая
травматическим возбуждениям путем изъятия
активной энергии у всех психических систем
и созданием соответственного энергетического
заполнения вокруг травмированных элементов
.
Тема »Группа»
57.Группа - совокупность людей, выделенная
на основе какого-либо одного или нескольких,
общих для них признаков
58.Деиндивидуализация - Утрата самоосознания и боязни
оценки; возникает в групповых ситуациях,
которые обеспечивают анонимность и не
концентрируют внимание на отдельном
индивиде.
59.Конформизм - Изменение поведения или убеждений
в результате реального или воображаемого
давления группы.
60.Стиль лидерства- типичная для лидера (руководителя)
система приемов воздействия на ведомых
(подчиненных); способы и средства, применяемые
лидером (руководителем) для оказания
нужного воздействия на зависящих от него
людей. 61. Авторитарный
стиль- характеризуется выраженной
властностью лидера, директивностью его
действий, единоначалием в принятии решений,
систематическим контролем действий ведомых. 62.Демократичный
стиль- отличается тем, что
лидер, использующий подобный стиль, постоянно
обращается к мнению зависимых от него
людей, советуется с ними, привлекает их
к выработке и принятию решений, к сотрудничеству
в управлении группой. 63.Либеральный
стиль — это форма поведения
лидера, при которой он фактически уходит
от своих обязанностей по руководству
группой и ведет себя так, как будто он
рядовой член группы. Фактически, в данном
случае человек, о котором идет речь, является
лидером лишь номинально, в действительности
же группой персонально никто не руководит.
Тема »Познавательные процессы. Внимание
»
64.Внимание - это сознательное или полусознательное
сосредоточение человека на одной информации,
поступающей через органы чувств, при
игнорировании другой. 65.Объём внимания- одна из характеристик
внимания, показывающая, какое количество
предметов может восприниматься, или же
какое количество действий может совершаться
единовременно. 66.Распределение внимания- качество внимания, заключающееся в способности
одновременно выполнять несколько видов
деятельности. 67.Переключение внимания- это
сознательное и осмысленное перемещение
внимания с одного предмета (или вида деятельности)
на другой. 68.Концентрация внимания -
удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание
означает выделение «объекта», в качестве
некоторой определенности, фигуры, из
общего фона.