Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:34, реферат
может быть и какой-то человек (герой), чья личность является социально значимой. Слухи — это средство психологического воздействия на изменение мнений, отношений, настроений, поведения. Слухи могут использоваться для укрепления авторитета их распространителей, вызывания недоверия людей друг к другу, порождения сомнений разного рода. Н. Ронин (1999) отмечает и другие целевые назначения слухов: оптимальное распространение правды, создание
Реферат
На тему:
«Слухи и сплетни как психологическое явление»
.
Слухи
— это специфический вид неформальной
межличностной коммуникации, это сообщение
(исходящее от одного или более лиц) о некоторых
событиях, официально не подтвержденных,
устно передающееся в массе людей от одного
человека к другому (доля таких слухов
среди всех составляет 68% — А. Т. Хлопьев,
1996). Слухами могут быть сообщения как
о реальных, так и вымышленных событиях,
важных для определенной социальной группы.
Предметом слухов может быть и какой-то
человек (герой), чья личность является
социально значимой. Слухи — это средство
психологического воздействия на изменение
мнений, отношений, настроений, поведения.
Слухи могут использоваться для укрепления
авторитета их распространителей, вызывания
недоверия людей друг к другу, порождения
сомнений разного рода. Н. Ронин (1999) отмечает
и другие целевые назначения слухов: оптимальное
распространение правды, создание определенного
мнения о событии, ситуации или человеке;
подготовка окружающих (путем притупления
их реакции) к намеченному деянию; выяснение
отношения людей к сообщаемому; разжигание
смуты, страха, неуверенности. Способствуют
распространению слухов недостаток информации,
субъективная неоднозначность событий.
Они или возникают стихийно, или фабрикуются
и распространяются целенаправленно.
Б. В. Дубинин и А. В. Толстых (1993) отделяют
слухи от других информационно-психологических
явлений. Так, высокая степень обобщенности
отличает их от сплетен, доноса, дезинформации;
привязка ко времени и среде своего возникновения
— от байки, поверья; наличие свежей новости
— от легенды, анекдота; неофициальность
— от официальной информации.Люди распространяют
слухи только тогда, когда они способствуют
удовлетворению какой-либо потребности.
К их числу относятся утилитарные потребности, которые
связаны с достижением определенных целей
(укрепление позиций в группе, ослабление
или вывод из борьбы конкурента, формирование
определенных мнений; по существу это
акт агрессии, направленный на других,
чтобы причинить им боль). Другой целью
распространения слухов может быть потребность
помочь другим людям, предупредить их
о возможной опасности или неприятности
«Хуже, чем сплетни о вас, может быть только
их отсутствие»
Сплетня
— предмет весьма скользкий и неоднозначный.
Во времена Старой Англии английское слово
«gossip», которое сегодня переводится как
«сплетня» или «сплетник(-ца)», означало
мужчину, напивающегося с друзьями, или
женщину, являющуюся другом семьи и помогающую
во время родов. (То есть относилось к людям,
вхожим в дом, обладающим определенной
информацией о семье и при определенных
обстоятельствах, — например, под действием
алкоголя — могущим «вынести сор из избы».)
И если толковые словари современного
русского языка определяют сплетню как
«слух о ком-чем-н., основанный на неточных
или заведомо неверных сведениях», то
во многих зарубежных культурах под сплетней
подразумевают сообщение вполне достоверной
информации приватного характера, которая
не должна была бы разглашаться. Собственно
говоря, на обывательском уровне мы воспринимаем
это понятие так же. Интересно другое —
исследования современных психологов
и социологов подтверждают: сплетничание
— занятие не предосудительное и во многом
даже полезное. Как ни странно, с помощью
сплетен мы усваиваем моральный кодекс,
преимущественно негласные правила поведения
в обществе.
Одной из разновидностей слухов считаются сплетни. Не случайно С. И. Ожегов определял сплетню как «слух о ком- или чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях». И проводил примеры словоупотребления: «Пустить сплетню. Обывательские сплетни» (Ожегов, 1986).
Как правило, внешне сплетни всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, погони за сенсациями, проявления интриганских методов и т. д. Тем не менее сплетня всегда сохраняет свою живучесть и определенное место в общественных отношениях, что обусловливается прежде всего многообразием ее социальных и психологических функций. Главная из них, как и в случае слухов, это информационное насыщение психологии масс по собственным, неофициальным и неформализованным каналам, в соответствии с законами этой психологии. Как и слух, сплетня является одним из особых механизмов формирования и поддержания массовой психологии.
В отличие от слуха, который
всегда недостоверен, под сплетней понимают
ложную или истинную, проверенную или
не поддающуюся проверке (и в этом случае
обычно маловероятную), неполную, пристрастную,
но правдоподобную информацию о делах,
которые рассматриваются как личные, но
могут иметь широкий социальный резонанс,
и об обстоятельствах, касающихся достаточно
закрытых сторон жизни сравнительно замкнутых,
элитных социальных групп. Трудно представить
себе широкое распространение сплетен
из жизни заводского цеха. Напротив, высокой
популярностью обладают сплетни из жизни
«высших сфер» — политиков, известных
артистов-людей, находящихся «на виду».
В этом случае сам факт популярности определенного
круга фигур является условием возникновения
и фактором распространения сплетен.
Как правило, сплетни обычно носят более локальный и «интимный» характер, ош» имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых, в силу их «неприличности», тем. Сплетня — это информация, о которой нельзя написать, она заведомо относится к разряду «непечатной» информации. Как правило, сплетня передается секретно, с ощущением взаимной принадлежности сплетничающих к определенному социальному кругу, и часто касается тех вопросов, на открытое, публичное и гласное обсуждение которых обычно накладывается некоторое табу.
В специальной литературе обычно выделяется шесть конкретных социально-психологических функций сплетен, удовлетворяющих соответствующие потребности аудитории.
Первая функция — информационно-познавательная. Сплетня всегда является особым, специальным дополнением к иной, официальной, институционализированной, нормативной и демонстративно общедоступной информации. В отличие от такой, явно «отлакированной» информации, сплетня обычно представляет собой своего рода «изнанку событий».
Психологически дело заключается в том, что потребность в объективной информации в тот самый момент, когда человек сталкивается с конкретной сплетней, мгновенно преображается в свою противоположность. Реально оказывается, что мы не так уж и нуждаемся в этой самой «объективной информации» — ее и так более чем достаточно в средствах официальной коммуникации — в газетах, по радио и телевидению. Современный человек чаще испытывает своеобразный эмоциональный голод в отношении как раз необъективной, субъективной информации, особенно — с привкусом «клубнички».
«Эмоциональное, заинтересованное отношение к событиям, сам способ коммуникации, в ходе которого накладываются друг на друга, пусть даже не преднамеренные, дезинформации сообщающих и принимающих, ведут к тому, что информация становится малоправдоподобной. Сплетня не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения или поддерживать их» (Jendrzejewski, 1975). В этом и заключается главная прелесть сплетни: камуфляж информативности способствует ее распространению, хотя результат оказывается, напротив, совершенно дезинформационным.
Вторая социально-психологическая функция
сплетни — аффилиативно-интеграционная. Обмен
сплетнями всегда свидетельствует о вполне
определенном сходстве как характеров
обменивающихся сплетнями людей, так и
иерархий их ценностей. Сплетня — это
не слух, которым можно поделиться как
бы «на ходу», почти с любым собеседником.
Сплетня требует определенного, своеобразного,
подчас даже извращенного вкуса к этому
занятию. Сплетники — совершенно особенные
люди. Как правило, обычно они образуют
свою, причем вполне определенную компанию,
создают своеобразный информационный
«кружок». Аффилиативная сила сплетни,
как правило, увеличивается за счет ее
интеграционных свойств. Сплетня — это
один из важных инструментов формирования
специфического «мы-сознания», психологического
возникновения «своей» общности. Давно
и хорошо всем известно, что «те, с кем
мы занимаемся сплетничеством, — это всегда
как бы "свои". Таким образом проявляется
и укрепляется внутренняя связь и обособленный
характер группы (клики, "котерии"1, или даже массы). Сплетня становится
плоскостью противопоставления "мы
— они"»' От фр. coterie — кружок, сплоченная группа.
(Jendrzejewski, 1975). В такого рода сплачивающем
эффекте и проявляется суггестивный механизм
действия сплетен. Тот, кто вам рассказывает
сплетню, становится подобен первобытному
вождю, сообщавшему важные сведения о
противнике, или же шаману, жрецу, как бы
разъяснявшему, толкующему особое поведение
неких «небожителей».
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. 1997.
2 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 1997.
3. Шишова Т. Страхи – это серьезно.
Информация о работе Слухи и сплетни как психологическое явление»