Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:06, контрольная работа
Объект любой науки – это часть реальности, исследуемая методами и средствами данной науки. Для психологии объект – это человек, как носитель психики. Предмет науки – это то, что изучается наукой в объекте. Предмет психологии – это явления, закономерности и механизмы психики. Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачи науки – это выявление закономерностей своего предмета. 3 проблемы: 1) психофизическая (соотношение физического и психического мира); 2) психофизиологическая (соотношение психики и мозга); психомоторная проблема (проблема регуляции и саморегуляции).
Билет № 1. Современная психология как наука
Определение психологии как науки. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающихся в мозгу образах реальности, на основе и при помощи которых осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющих у человека личностный смысл. И как наука психология имеет свой объект и предмет науки.
Объект любой науки – это часть реальности, исследуемая методами и средствами данной науки. Для психологии объект – это человек, как носитель психики. Предмет науки – это то, что изучается наукой в объекте. Предмет психологии – это явления, закономерности и механизмы психики. Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачи науки – это выявление закономерностей своего предмета. 3 проблемы: 1) психофизическая (соотношение физического и психического мира); 2) психофизиологическая (соотношение психики и мозга); психомоторная проблема (проблема регуляции и саморегуляции).
Ее место в системе наук о человеке. Психология находится на стыке ряда наук: философии, естественных наук (например, медицина, математика и др.) и гуманитарных наук (например, педагогика, социология, история и др.).
Проблемы редукционизма в
Объективность и субъективность психического отражения. Психика – это субъективное отражение объективного мира. Психика – это свойство высокоорганизованной материи. У человека психика отражает не только объективную реальность, но и субъективную (собственную). Для отдельного человека чужая психика существует объективно. Психика – есть отражение реальности, но это не сама реальность. Выделяют 3 свойства психики: отражение, регуляция и интеграция. Отражение как процесс и как результат. Результат – образ разного уровня конкретности и обобщенности. 3 уровня отражения: сенсорно-перцептивный; представления; речемыслительный. Интеграция предполагает целостное восприятие и дифференциацию от других.
Психика как реальность, доступная объективному изучению. Психика не доступна для внешнего наблюдения, субъективна по своей сути, но может быть понята через анализ ее влияния на поведение.
Основные научные школы и
важнейшие направления
Структура современной психологии. Выделяют 4 значения слова психология: 1) академическая (научная); 2) практическая; 3) поп-психология; 4) парапсихология. Существует множество отраслей психологии, которые по-разному классифицируются. Классификация психологии по Е. Н. Емельянову. Он выделяет 4 области психологии, которые образованы различными ветвями + еще одну область:
1. Отрасли психологии, изучающие проблемы в различных сферах жизни и деятельности человека: авиационная и космическая психология, военная психология, психология труда и т. д.;
2. Междисциплинарные направления:
3. Область патологических
4. Область психологии развития: пренатальная психология (изучает психическое развитие человека до его рождения), психология новорожденности и т. д.
5. Концептуальные психологии: бихевиоризм, психоанализ и т. д.
Состояние российской психологии. В настоящее время происходит критическая переоценка методологических и теоретических установок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание организации психологической службы на производстве, в учебных заведениях и в клинических учреждениях. Методики не совершенны (не валидны, не надежны). Отсутствие норм.
Основные отрасли психологии: фундаментальные и прикладные области. Выделяют фундаментальные, прикладные и практические разделы психологии. К фундаментальным относятся: общая психология (личности, деятельности, психологии психических процессов), история психологии. Фундаментальная – это теоретическая психология. Прикладная – применение психологических знаний с целью воздействия на психику человека (для развития или восстановления психических функций). К прикладным разделам относятся: психология труда, дифференциальная психология, зоопсихология, педагогическая психология, социальная психология и т. д. Практическая – консультирование и т. д.
Общая психология как наука об общих закономерностях психического отражения. Общая психология является фундаментальной областью психологии и теоретически рассматривает общие закономерности психического отражения (психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства; функции, механизмы и др.).
Теоретическая и экспериментальная психология. Теоретическая психология - это система теоретических концепций, взглядов на ту или иную проблему в психологии. Экспериментальная психология – это система экспериментальных методов и методик, реализующихся в конкретных исследованиях.
Связь научной психологии с житейской и практической. Житейская психология представляет собой обобщенные знания о людях. Они характеризуются субъективизмом, низким уровнем точности и т. д. Научная психология характеризуется более высоким уровнем точности, систематизированности, обобщенности и т. д. Но и она имеет свои недостатки: академичность, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта носителя психологических знаний. Поэтому, развитие только научных знаний может затруднить понимание конкретных людей и даже самого себя. Более эффективными являются знания, находящиеся в синтезе с научными и житейскими. В житейском сознании многие утверждения могут быть рассмотрены как гипотезы, но требующие доказательств. Практическая психология предполагает применение научных знаний на практике. Главная цель – получение конкретной информации о конкретном человеке.
Актуальные задачи. Усвоение опыта мировой психологии; создание валидного психологического инструментария; создание независимых диагностических служб; выработка средств практической помощи в разных областях.