Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:22, контрольная работа
В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.
Упражнение. Вспомните последние двадцать четыре часа. Отметьте случаи, когда вы были в позитивном Адаптивном Ребенке. Каким было ваше поведение в каждом случае? Можете ли вы вспомнить, какие детские ситуации вы проигрывали? Проделайте то же самое для случаев, когда вы были: в негативном Адаптивном Ребенке; в позитивном Свободном Ребенке; в негативном Свободном Ребенке. За одну минуту напишите слова, которыми, на ваш взгляд, можно описать кого-либо из ваших знакомых в позитивном Адаптивном Ребенке. Проделайте то же самое для описания: негативного Адаптивного Ребенка; позитивного Свободного Ребенка; негативного Свободного Ребенка.
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель.
Когда я был ребенком, мои родители иногда говорили мне, что я должен, а чего не должен делать, контролировали или критиковали меня: «Иди спать! Не выбегай на дорогу! Высморкайся! Умный, глупый, хороший, капризный, честный, нечестный...». Когда я поступаю подобным образом, повторяя своих родителей, то нахожусь в Контролирующем (Критикующем) Родителе.
В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Например, я упал и поранил коленку, а они утешали меня и накладывали повязку. Когда я проигрываю такое поведение моих родителей, то нахожусь в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.
Мы изображаем две части функционального Родителя, разделяя это эго-состояние на две половины, как и в случае с Ребенком (см. рис. 3.1).
Позитивный и негативный Контролирующий и Воспитывающий Родитель. Некоторые авторы по ТА различают позитивный и негативный подразделы в каждой части Родителя. (Иногда вместо указанных названий используются термины ОК и не ОК.) Они утверждают, что мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе тогда, когда наши родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Доктор может приказать пациенту: «Бросьте курить! Курение пагубно для вас». В этом случае он проигрывает одну из команд, которую воспринял еще ребенком от своих родителей: «Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!».
Негативный Контролирующий Родитель описывает родительские поведения, игнорирующие другого человека. Босс, который кричит на свою секретаршу: «Вы опять сделали ошибку!», возможно, воспроизводит тон и жесты раздраженного школьного учителя, который говорил ему то же самое.
Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя может быть выражено в следующем обращении к коллеге: «Тебе помочь? Если да, то дай мне знать». Негативный Родитель подходит к своему коллеге и говорит: «Послушай, я помогу тебе в этом», берет его работу и сам ее делает. «Мать-благодетельница» является классическим примером негативного Воспитывающего Родителя.
Упражнение. Вспомнив прошедший день, отметьте случаи, когда вы вели себя по отношению к другим как Контролирующий Родитель. В каких случаях вы исходили из позитивного Контролирующего Родителя? Негативного Контролирующего Родителя? Вспоминаете ли вы, какого родителя или парентальную фигуру копировали в каждом отдельном случае? Проделайте то же самое для случаев, когда вы были позитивным или негативным Воспитывающим Родителем. За одну минуту напишите слова, которые, по вашему мнению, описывают человека, находящегося в позитивном Контролирующем Родителе.
Взрослый. В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как взрослое, если оно является реакцией на ситуацию «здесь и теперь» с использованием всех ресурсов взрослой личности.
Итак, мы рассмотрели всю функциональную модель, изображенную на рис.3.1.
Для того чтобы определить, в каком функциональном эго-состоянии вы находитесь, необходимо проанализировать ваше поведение. Поэтому эти функциональные подразделения можно также называть поведенческими описаниями.
Эгограммы. Чтобы показать, какую роль играют в вашей личности рассмотренные части эго-состояний, Джэк Дюсей разработал интуитивный способ изображения эго-состояний, назвав его эгограммой. Для того, чтобы составить эгограмму, проведите сначала горизонтальную линию. Затем напишите на ней названия пяти основных функциональных эго-состояний. Чтобы не писать их полностью, используйте начальные буквы: Контролирующий Родитель обозначается КР, Свободный Ребенок — СД и т. д. Напишите их в соответствии с рис. 3.2.
КР |
ВР |
В |
СД |
АД |
Рис. 3.2
Идея эгограммы заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени вы находитесь в каждой функциональной части. Сначала нарисуйте столбик над той частью эго-состояния, в которой вы находитесь чаще всего. Затем — над частью, в которой находитесь меньше всего. Пусть высота двух столбиков совпадает с вашей интуитивной оценкой относительного количества времени, которое вы проводите в каждом эго-состоянии.
Например, если я считаю, что нахожусь во Взрослом большую часть времени и меньшую часть — в Воспитывающем Родителе, то могу нарисовать первые два столбика, как показано на рис. 3.3.
Закончите эгограмму, дорисовав оставшиеся три столбика. Пусть высота каждого из них говорит об относительном времени, которое вы проводите в этой части эго-состояния. Моя полная эгограмма может быть такой, которая показана на рис. 3.4.
Рис. 3.3
Рис. 3.4
Точная высота столбика не так уж важна. Главное — относительная высота каждого столбика по сравнению с другими.
Джэк Дюсей не предлагает разделять столбики на позитивные и негативные части. Однако это может представлять определенный интерес. Можно закрасить часть столбиков КР, ВР, СД и АД для того, чтобы показать «негатив», тогда незакрашенная часть будет показывать «позитив». Например, я считаю, что большую часть времени в Адаптивном Ребенке трачу на позитивное следование правилам. В нецензурируемом Свободном Ребенке мои поведения в основном также приводят к приятным и продуктивным (т.е. позитивным) результатам. Я редко нахожусь в Воспитывающем Родителе, однако, если такое случается, то почти никогда не обращаюсь с людьми в негативном плане. Я часто нахожусь в Контролирующем Родителе и большую часть времени в этом состоянии использую на позитивные способы управления другими людьми. Моя окончательная эгограмма показана на рис. 3.5.
Рис. 3.5
Упражнение. Составьте свою эгограмму. Если вы работаете в группе, то при составлении эгограммы поделитесь своими мыслями с другим членом группы. Работайте быстро и интуитивно. Что вы узнали о себе?
Некоторые люди находят, что составленная эгограмма подходит к ним в любой ситуации. Другие считают, что им необходимо нарисовать две и более различных эгограмм. Возможно, у них получится «домашняя» и «рабочая» эгограмма. Если это подходит и для вас, то нарисуйте обе. Что вы узнали о себе нового? Объясните полученные эгограммы человеку, который вас хорошо знает. Попросите его нарисовать вашу эгограмму. Чему вы научились, сравнив его эгограмму со своей?
Гипотеза константности. Джэк Дюсей выдвинул гипотезу константности: «Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшиться для компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается константным». Следовательно, лучший способ изменить эгограмму — начать увеличивать ту часть, которую я хочу повысить. При этом энергия автоматически переместится туда из других частей, которые я хочу несколько понизить. Предположим, глядя на свою эгограмму, я принимаю решение быть больше Воспитывающим, чем Контролирующим Родителем и начинаю использовать в большем объеме поведение Воспитывающего Родителя. Например, на работе открыто предлагаю свою помощь вместо того, чтобы приказывать людям. Я ничего не делаю для того, чтобы уменьшить поведение Контролирующего Родителя. В соответствии с гипотезой константности оно уменьшается само собой с вложением большей энергии в Воспитывающего Родителя.
Упражнение. Хотите ли вы что-либо изменить в своей эгограмме? Если да, какой столбик нужно поднять, чтобы добиться результата? Запишите пять новых поведений, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать их со следующей недели. Затем вновь нарисуйте свою эгограмму. Если возможно, пусть хорошо знакомый вам человек изобразит вашу эгограмму. (Не говорите ему, какие изменения вы планируете сделать в эгограмме.) Соответствует ли ваша новая эгограмма гипотезе константности?
Глава 4. Структурная модель второго порядка
В функциональной модели, рассмотренной в предыдущей главе, мы делили эго-состояния с целью обозначить, как они проявляются в поведении, т.е. их процесс. Сейчас при рассмотрении структурной модели второго порядка исследуем, что из себя представляют эго-состояния — их содержание.
Я начинаю воспринимать окружающий мир уже с момента рождения и храню этот опыт в своей памяти. Храним ли мы каждый момент нашего жизненного опыта в памяти? Способны ли вспомнить обо всем? Никто не может сказать об этом наверняка. Не совсем также понятно, как осуществляется это хранение, но мы знаем точно, что каждый человек хранит память о своем прошлом. Некоторые вещи вспоминаются довольно легко, другие — с трудом. Память о нашем раннем детстве может, например, воскреснуть в наших снах или фантазиях. У каждого из нас имеется бесчисленное множество впечатлений о мыслях, чувствах, поведениях, лежащих глубоко в нашей памяти. Цель структурной модели второго порядка — классифицировать нашу память в удобной форме в рамках знакомой нам модели эго-состояний.
Если хотите, структурную модель второго порядка можно рассматривать как одну из систем делопроизводства. Представьте себе бизнесмена, сидящего за столом. Ежедневно он имеет дело с различными документами — письмами, ответами на них, счетами, внутренними документами и т.п. В конце рабочего дня он ведь не выбрасывает все эти бумаги в мусорную корзину, а подшивает их в различные папки. Ясно, почему он так делает. С помощью системы делопроизводства он может организовать информацию таким образом, что она будет полезна в его бизнесе. Предположим на секунду, что ему необходимо поднять финансовые отчеты. Для этого ему просто нужно отыскать папку «счета», и они готовы для проверки бухгалтером.
Аналогичным образом специалист ТА использует структурную модель второго порядка для организации следов памяти человека о его мыслях, чувствах и поведении таким образом, чтобы она была полезной при анализе личности.
Структурная модель второго порядка изображена на рис. 4.1. Как она действует в качестве «системы делопроизводства»?
Рис. 4.1. Структурная модель второго порядка
В детстве каждый из нас принимает сообщения от родителей. С каждым полученным посланием связано определенное мышление и фантазии, которые мы формируем в соответствии с этим посланием. В связи с этим сообщением мы испытываем определенные чувства и принимаем решение о том, как будем на него реагировать. Кроме того, родители могут дать нам понять, что это сообщение необходимо считать важным. Наряду с открыто передаваемыми чувствами они могут также передавать чувства, имеющие скрытый подтекст. В структурной модели второго порядка сообщения, которые мы получаем от наших родителей или парентальных фигур, заложены в Р3 Причины, по которым они считают их важными для нас, хранятся в В3. А любой секрет или скрытый подтекст находится в Д3.
Наше собственное мнение о сообщениях становится частью содержания В2.
Фантазии относительно того, что случится, если мы будем или не будем следовать этим сообщениям, становятся частью Р1. Чувства, которые мы испытываем, реагируя на наши фантазии, хранятся в Д1, а наши ранние решения о том, что мы будем делать, исходят из В1.
В последующих разделах мы более подробно рассмотрим эти заполняющиеся компоненты модели.
Структура второго порядка: Родитель. Вы уже знаете, что эго-состояние Родителя включает целый набор мыслей, чувств и поведений, которые были восприняты от родителей или парентальных фигур. Таким образом, в структурной модели содержание Родителя определяется как набор следов памяти об этих родительских мыслях, чувствах и поведении. На официальном языке они называются родительскими интроекциями. Интроецировать что-либо — здесь это значит перенять что-то, не задумываясь. Как раз это и делают дети при копировании своих родителей. В течение длительного времени ребенок воспринимает своих родителей как приказывающих и оценивающих окружающий мир. Поэтому содержание Родителя в основном состоит из этих приказов и оценок: «Не прикасайся к огню!»; «Воровать — плохо»; «Жить — хорошо, плохо, прекрасно, ужасно». Вместе со словами в памяти отражаются сопровождающие их жесты, тон голоса и эмоции.
В структурной модели второго порядка мы вначале поделили Родителя на тех, от кого исходит каждое хранимое памятью сообщение. Для большинства людей это мать или отец. Возможно, что важную роль играли также дедушки и бабушки, как, впрочем, и учителя. Количество и качество людей, заложивших основу содержания вашего Родителя, индивидуально для каждого человека. Далее мы отмечаем, что каждая родительская фигура имела свои эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Таким образом, мы получили картину Родителя второго порядка, как показано на рис. 4.1. Обратите внимание на то, что эго-состояние всего Родителя обозначено на диаграмме Р2. Разные авторы ТА используют различные способы обозначения в Р2 ячеек Р, В и Д. Мы обозначаем их Р3, В3 и Д3.