Современный этап развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является – рассмотрение основных этапов становления психологи, как науки, и оценка их значимости в процессе формирования психологии в отдельную науку.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть формирование психологии в рамках других дисциплин,
- определить время выделения психологии в самостоятельную науку

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...2

Глава I. Формирование психологии в рамках других научных дисциплин:

1.1 Допарадигмальный этап………………………………………………………………………………3

1.2 Развитие учения о душе……………………………………………………………………………….3

1.3 Учение об опыте и сознании, теория познания……………………………………………………..4

Глава II. Современный этап развития психологии:

2.1 Формирование первых парадигм…………………………………………………………………….7

2.2 Кризис психологии 10-30-х годов ХХ века………………………………………………………...11

2.3 Современное состояние психологии………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. психология.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

- Психологии субъекта (Брушлинский А.В., 1996), продолжающей теорию деятельности С.Л.Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии о изучении структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение.

 

- Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно развиваться в 1950-е годы, как попытка противостоять доминированию бихевиоризма.. Основы этого направления были заложены в работах К.Лешли, показавших несостоятельность бихевиористического понимания организации сложного поведения.

 

- Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией и нейрофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология.

     Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- Этап формирования парадигм явился эволюционной часть развития и становления психологии как науки,

- Кризис психологии является не временным этапом развития, а частью эволюционного развития и становления психологии, как самостоятельной научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом сообществе постоянно.

- В своем современном состоянии психология – активно развивающаяся, научная дисциплина с постоянно обновляющимся набором понятий и парадигм.

     А также можно сделать общий вывод о становлении психологии как науки и основных исторических этапах ее развития:

    Начав формироваться как часть философской науки, постепенно взаимодействуя с другими науками (физиологией, физикой, химией, биологией, медициной и проч.) психология отделила от этих наук те области исследований, которые составляют сущность ее предмета, и взяла наиболее подходящие методы исследования. Право на существования психологии, как самостоятельной науки доказывается существованием у нее предметов исследования (психические процессы, бессознательное и пр.), обозначенных во множестве психологических парадигм и утвержденных, проверенных временем методов (психоанализ, эксперимент и пр.) исследования и изучения данных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Начав формироваться как часть философской науки, постепенно взаимодействуя с другими науками (физиологией, физикой, химией, биологией, медициной и проч.) психология отделила от этих наук те области исследований, которые составляют сущность ее предмета, и взяла наиболее подходящие методы исследования. Право на существования психологии, как самостоятельной науки доказывается существованием у нее предметов исследования (психические процессы, бессознательное и пр.), обозначенных во множестве психологических парадигм и утвержденных, проверенных временем методов (психоанализ, эксперимент и пр.) исследования и изучения данных предметов. В самостоятельную науку психология выделилась в конце XIX начале XX века

     Можно сделать выводы о том, что в первый период становления психологии как науки в рамках других научных дисциплин (IV-Vвв. До н.э. – 60-е годы XIXв.) Этот этап можно охарактеризовать как допарадигмальный.

 

Для него характерны:

 

1.накопление наблюдений, легко  доступных для исследования,

2. затрудненность оценки логических  противоречий, в результате чего  любые исследование по праву  считались одинаково ценными,

3.научные парадигмы задаются  школами, в которых решающую роль  играет авторитет руководителя, который и определяет степень  утвержденности выработанных понятий  и умозаключений.

4.нечастая смена доминирующих  взглядов, что объясняется большим  количеством «примеси» в формирующейся  науке теории других, развитых  наук.

     Но все же в этот период не было завершено окончательное определение предмета и метода, не сформировалось научного сообщества профессиональных психологов и средств его общения, а также специализированных исследовательских центров или лабораторий еще не существовало.

    Этап формирования парадигм (60-е годы XIXв. – настоящее время). явился эволюционной часть развития и становления психологии как науки,

    Кризис психологии является не временным этапом развития, а частью эволюционного развития и становления психологии, как самостоятельной научной дисциплины, присутствующей в профессиональном психологическом сообществе постоянно.

    Этап утверждения психологии, как самостоятельной науки (конец XIX начало XXв). В своем современном состоянии психология – активно развивающаяся, научная дисциплина с постоянно обновляющимся набором понятий и парадигм.

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология – М: Аспект-Пресс, 2003.

 

  1. Войт О.В., Смирнова Ю.С. Секретная психология. Минск: Современная школа, 2006.

 

  1. Дружинин В.Н. Психология: Учебник. – СПб., 2002.

 

  1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных специальностей. – СПб: Питер, 2003.

 

  1. Дружинин В.Н. Психология XXI века. – М.: - ПЕРСЭ – 2004.

 

  1. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб., 2003.

 

  1. Петровский Я.В. Ярошенко М.Г. Психология – М.: Академия, 2000.

 

 

 


Информация о работе Современный этап развития психологии